Павел Юринцев: Арестованные белорусские олигархи: «бараны для стрижки» или «козлы отпущения»? (22.03.2016)
Последняя неделя в Белоруссии прошла под знаковым событием задержания одного из наиболее влиятельных в республике бизнесменов Юрия Чижа. Как в стране, так и за рубежом предприниматель по праву считался «кошельком»Александра Лукашенко, и его арест оказался для многих определенной неожиданностью. Уж больно незыблемыми казались позиции местного олигарха. Однако, как показывает белорусская действительность, в эпоху острой нехватки средств и грозящих социальных потрясений президенту Белоруссии абсолютно нет никакой разницы, собирал ли ты вместе с ним арбузы или играл в хоккей. Государству нужны деньги, а значит, пришло время делиться.
Судьба Юрия Чижа показательна тем, что она может служить прекрасным примером развития белорусского бизнеса: от зарождения и до заката, который, по всей видимости, ждет всех предпринимателей в стране. Если не вдаваться в подробности, то можно сказать, что до прихода к власти Александра Лукашенко, Чиж, как, впрочем, и многие другие нынешние белорусские богачи, был предпринимателем средней руки. Восхождение его компании «Трайпл» начинается лишь с середины 1990-х годов. За эти годы бизнесмен сумел поучаствовать практически во всех значимых проектах Белоруссии: от строительства железнодорожного вокзала в Минске до всем известной «растворительно-разбавительной» схемы 2012 года. Его группа компаний застраивала Минск, участвовала в IT-разработках, торговала нефтью и нефтепродуктами, вошла на рынок ритейла, приняла участие в местной приватизации, приобретя Хотиславское месторождение мела, Березовский комбинат силикатных изделий и Молодечненский мясокомбинат, а также многое другое. Казалось, что в республике не было такого направления, где бы ни присутствовал Чиж. Даже в спортивной сфере, где еще в 1999 году бизнесмену был доверен футбольный клуб «Динамо-Минск», который, правда, не принес ему ничего, кроме убытков.Юрия Чижа действительно долгое время считали самым приближенным к Александру Лукашенко бизнесменом, а потому искали возможности войти в круг его знакомых. Это, в свою очередь, позволяло надеяться на получение крох с барского стола в виде участия в государственных тендерах. Однако события 13 марта перевернули все с ног на голову. Теперь, по всей видимости, его место займут иные местные бизнесмены, которые не пожалели денег на содержание белорусской социально-экономической модели и не решились выводить свой капитал за рубеж, как в свое время начал делать Чиж. По мнению многих экспертов, это и послужило одной из главных причин нынешнего скандала.
С версией того, что Чиж действительно заигрался и вовремя не прочувствовал изменившуюся ситуацию, вполне можно согласиться, так как известно, что Александр Лукашенко, щедро награждающий преданных ему людей, никогда не скрывал того, что в любой момент он может потребовать с них должок. Личная преданность главе государства давно является главным мерилом в белорусской действительности. И, по-видимому, оставшиеся предприниматели, такие какПавел Топузидис, Александр Шакутин или Александр Мошенский, которому пророчат занять место нового придворного фаворита, по-прежнему принимают правила игры, существующие в Белоруссии. Тех же, кто не понимает, кому обязаны своей свободой и деньгами, в Белоруссии принято строго наказывать.
Схожие ситуации были в Белоруссии уже не раз, особенно в период экономических потрясений. Достаточно вспомнить историю с арестом и помилованием в 2008 году ныне покойного Евгения Шигалова, бывшего тогда председателем Совета директоров крупнейшего в стране рынка «Ждановичи», который был отпущен после задержания, возместив ущерб государству в размере 85 млрд белорусских рублей (по курсу 2008 года — более $ 31 миллиона). Сегодня в стране все идет по старому сценарию — непрекращающиеся аресты и задержания крупных предпринимателей, возбуждение уголовных дел в отношении чиновников и помилования в случае «возмещения ущерба». При этом на освобождение из-под стражи можно рассчитывать только, если ущерб будет в особо крупном размере, в ином случае — обычный срок.
Конечно, аресты и последующие амнистии в связи с «деятельным раскаянием» говорят сегодня о том, что государство начало «стричь своих баранов», которых долгие годы до этого откармливало. И это косвенно свидетельствует о тяжелой ситуации в белорусской экономике. Особенно на фоне недавних заявлений Александра Лукашенко о том, что в стране нет денег даже на то, чтобы платить пенсии. Однако в масштабах страны аресты и конфискации, обращение в доход государства имущества и средств опальных бизнесменов, которые еще недавно за руку здоровались с президентом, вряд ли могут спасти страну. Достаточно посмотреть на суммы, которые фигурируют в уголовных делах. Например, выпущенный недавно на свободу IT-бизнесмен Виктор Прокопеня обвинялся в сокрытии доходов и причинении государству ущерба на сумму в 12,6 млрд белорусских рублей (более $ 800 тыс. по курсу 2015 года). Помилованный бывший член постоянной комиссии по экономике, бюджету и финансам Совета Республики и по совместительству владелец группы компаний «Биоком» Андрей Павловский должен был возместить убытки на сумму в $ 20 млн. Даже в недавнем сообщении о задержании 15 должностных лиц группы компаний «Серволюкс» и ее руководителя Евгения Баскина фигурирует ущерб в 370 млрд белорусских рублей или около $ 18 млн. Как видно, суммы, конечно, большие, но с точки зрения наполнения бюджета они выглядят смехотворно. И на самом верху должны это прекрасно понимать. Поэтому вполне вероятно, что резко возросшая активность правоохранительных органов связана не только с желанием пополнить казну, но и начавшимся переделом собственности в стране.
После громких дел и выхода из круга доверия президента бывшие бизнесмены вряд ли смогут продолжить свою деятельность. Это значит, что на их место будут назначены иные управляющие, которые будут более благонадежными и сговорчивыми, и не станут плевать в руку дающего. Иначе, как сказал 15 марта председатель Комитета государственной безопасности Белоруссии Валерий Вакульчик, «громких задержаний в Белоруссии будет много, в том числе чиновников».
В целом в нынешней ситуации с коррупционными делами и арестами особо приближенных к особе Александра Лукашенко можно выделить два основных направления. Во-первых, это стремление властей пополнить государственную казну, пускай и небольшими суммами, а во-вторых — подтвердить реноме белорусского президента, которое, похоже, стало подвергаться в стране сомнению. Проще говоря, в республике все должны помнить, кому они обязаны своим положением, и понимать, что их ждет в случае неповиновения или предательства. По всей видимости, в Минске стали подозревать, что авторитет президента в глазах некоторых бизнесменов и чиновников стал падать, а значит, пришло время его поднять. Поэтому арест пытавшегося сбежать из страны Юрия Чижа далеко не последнее громкое дело в Белоруссии. Тем более что электорат президента происходящее только приветствует — в условиях постепенного обнищания так хочется видеть плачущих богачей, которые сегодня назначены руководством страны главными «козлами отпущения».
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Павел Юринцев
Источник: http://eadaily.com/