Николай Сергеев: Владелец Домодедово не вернулся с допроса (19.02.2016)
Как сообщил официальный представитель СКР Владимир Маркин, следствие обратится в Басманный райсуд с ходатайством об избрании господину Каменщику меры пресечения в виде ареста.
Ранее, напомним, в рамках того же дела были арестованы экс-директор аэропортового комплекса Вячеслав Некрасов, бывший глава российского представительства компании Airport Management Company Limited (управляет аэропортом Домодедово) Светлана Тришина и бывший управляющий директор ЗАО «Домодедово Эрпорт Авиэйшн Секьюрити» (обеспечивает в нем авиационную безопасность) Андрей Данилов.
По версии следствия, бывшие топ-менеджеры Домодедово не обеспечили стопроцентного досмотра посетителей аэропорта, что привело к тому, что в аэровокзальный комплекс 24 января 2011 года беспрепятственно проник террорист-смертник Магомед Евлоев, самоподрыв которого привел к гибели 37 человек и ранению еще 172 пассажиров.
Господин Каменщик рассказал, что за пять лет расследования (изначально дело расследовалось по ст. 263.1 УК РФ: неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности) никто не уничтожал улик, не препятствовал следственным действиям — все фигуранты исправно ходили на допросы. При этом Дмитрий Каменщик не стал связывать арест госпожи Тришиной с попыткой оказать на него давление. Он отметил, что следователь ни разу не говорил ему, что собирается привлечь его к уголовной ответственности. «Но я не могу этого исключить, потому что не могу предсказать действия следователя»,— сообщил господин Каменщик. Живет он, кстати, не за границей, а в Подмосковье и сам, по данным “Ъ”, исправно ходил на допросы — его вызывали в рамках как уже прекращенного за отсутствием события преступления дела, так и нового. Последнюю повестку господин Каменщик получил как раз перед пресс-конференцией.
Сам Дмитрий Каменщик считает, что в деле об оказании услуг отсутствует состав преступления. В доказательство он приводил решения арбитражного суда и двух судов общей юрисдикции, которые, по его мнению, должны иметь преюдициальное значение для расследования. Суды, как и само следствие, решили, что «отсутствует причинение вреда в результате действий должностных лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности» в Домодедово.
-- - -
Каменщик Дмитрий Владимирович родился 26 апреля 1968 года в Свердловске (ныне Екатеринбург). Окончил социологический факультет МГУ по специальности «экономическая социология».
Служил в армии, работал в Свердловском областном комитете по телевидению и радиовещанию. С 1990 года возглавлял туристическую фирму «Малахит». В 1992–1993 годах — генеральный представитель в Москве совместного предприятия «Ист Лайн» (организация авиаперевозок), с 1994 по 1995 год — гендиректор АОЗТ «Ист Лайн», которое сотрудничало со столичным аэропортом Домодедово. В 1997 году группа «Ист Лайн» приобрела аэровокзальный комплекс Домодедово у госпредприятия «Домодедовское производственное объединение гражданской авиации». Сам господин Каменщик стал председателем совета директоров аэропорта Домодедово. В январе 2008 года арбитражный суд Московской области удовлетворил иск о незаконности приватизации аэровокзального комплекса Домодедово, принадлежащего структурам группы «Ист Лайн», однако позже президиум ВАС отменил это решение. В сентябре 2013 года аэропорт Домодедово официально раскрыл основного владельца, сообщив, что «предприятия, осуществляющие аэропортовую деятельность в Домодедово в соответствии с сертификатами и лицензиями национального образца, находятся в российской юрисдикции, а их конечным собственником является гражданин РФ Дмитрий Каменщик».
По версии Forbes, в 2015 году бизнесмен занимал 27-е место в рейтинге богатейших бизнесменов РФ с состоянием $3,8 млрд.
Подробнее:http://kommersant.ru/doc/2919290
10 февраля Басманный райсуд по ходатайству СКР арестовал экс-директора аэропортового комплекса Домодедово Вячеслава Некрасова и двух его предполагаемых подельников, обвиняемых в связи с терактом 2011 года в оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности. Генпрокуратура выступала против избрания подобных мер пресечения, указывая на отсутствие связи между действиями смертника и обвиняемыми. Поскольку в материалах дела, которому был дан ход, содержатся указания на фактических владельцев Домодедово, теперь следствие вполне может заняться и ими.
Суд не принял прокурорскую защиту
Как стало известно "Ъ", экс-директор аэропортового комплекса Вячеслав Некрасов, бывший глава российского представительства компании Airport Management Company Limited (управляет аэропортом Домодедово) Светлана Тришина и бывший управляющий директор ЗАО "Домодедово эрпорт авиэйшен секьюрити" (обеспечивает в нем авиационную безопасность) Андрей Данилов заранее получили повестки, в соответствии с которыми 8 февраля, им необходимо было прибыть в здание ГСУ СКР, находящееся в Техническом переулке. Несмотря на то что целью вызова в повестках указывалось предъявление обвинения, грозившее подозреваемым заключением под стражу, никто из них не пытался уклониться от следственных действий. Например, господин Некрасов ради них вернулся из Сочи, где находился в последнее время. Проблемы с визитом к следователю, как рассказали источники "Ъ", возникли только у госпожи Тришиной, маленький ребенок которой находился в больнице в ожидании плановой операции на почке. В результате Вячеслав Некрасов и Андрей Данилов, которых сопровождали адвокаты, приехали на следственные действия сами, а вот Светлану Тришину в Технический переулок доставили прямо из больницы, оформив это как принудительный привод. В больничной палате ребенка оставили на попечение ее мужа.
«Очень жаль, что Следственный комитет так долго раскачивался»
Задержание экс-руководителей Домодедово по делу о теракте в 2011 году, в котором погибли 37 человек и пострадали 172, незаконно. Об этом заявил прокурор в Басманном суде Москвы. Следственный комитет настаивает на их аресте. Адвокат потерпевших Игорь Трунов ответил на вопросы ведущей «Коммерсантъ FM» Натальи Ждановой.
К следователю госпожу Тришину пропустили без очереди — ей было предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 238 УК РФ ("Выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц"). В понедельник же Басманный райсуд, удовлетворив ходатайство следствия, определил Светлану Тришину в СИЗО. За решетку во вторник попали и два ее предполагаемых подельника.
Во всех трех случаях представитель ГСУ СКР указывал, что фигуранты обвиняются в совершении тяжкого преступления, за которое предусмотрено наказание до десяти лет заключения), что, имея загранпаспорта, они могут уехать от следствия, а также помешать ему, оказав давление на свидетелей. Сами обвиняемые и их защитники говорили, что пытались отдать паспорта представителям следствия, но те их не брали, очевидно, чтобы дать повод для ареста. "За более чем пять лет, что ведется расследование, я ходил на все следственные действия, а когда выезжал за границу, всегда возвращался",— сказал Вячеслав Некрасов, как и другие фигуранты уголовного дела отрицающий свою вину.
При этом представитель Генпрокуратуры возражал не только против помещения обвиняемых в СИЗО, но и требовал, чтобы суд признал незаконным сам факт их задержания. Он указывал, что никто из них не скрывался от следствия, являясь по первому требованию представителей СКР. По версии обвинителя, люди в Домодедово в 2011 году погибли не в результате действия или бездействия обвиняемых Некрасова, Данилова и Тришиной, а вследствие теракта, устроенного смертником Магомедом Евлоевым. Между действиями смертника и бывших топ-менеджеров Домодедово прокурор никакой связи не нашел. Более того, при рассмотрении всех трех ходатайств он предлагал переквалифицировать дело на легкую ч. 1 ст. 238 УК РФ, прекратив его за сроком давности. Следствие ему навстречу не пошло — в результате Генпрокуратура решила обжаловать аресты обвиняемых, как и их защита. "Я против любой меры пресечения (по данному делу.— "Ъ")",— сказал гособвинитель.
Безопасность или очереди
Почему в аэропорту Домодедово не нашлось виновных в теракте
30 ноября 2015 года стали известны обстоятельства прекращения Следственный комитет России (СКР) громкого уголовного дела о неисполнении требований транспортной безопасности (ч. 3 ст. 263-1 УК РФ), возбужденного в связи с терактом в 2011 году в аэропорту Домодедово. Его фигурантами являлись четверо топ-менеджеров коммерческих структур аэропорта и столько же милицейских начальников
Уголовное дело, в рамках которого произведены три ареста, было возбуждено 28 апреля прошлого года по материалам, выделенным из другого дела. Последнее расследовалось по ч. 3 ст. 263.1 УК РФ ("Неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности") в отношении тех же фигурантов с 2011 года, но в итоге было прекращено за отсутствием в их действиях состава преступления.
Как следует из постановления следователя ГСУ СКР, в соответствии с приказом Минтранса в декабре 2007 года была разработана и введена "Технология досмотра на входах в аэровокзальный комплекс", по которой лица, направляющиеся в подобные комплексы, должны проходить через рамки стационарных металлоискателей, а при необходимости — досматриваться и сотрудниками транспортной полиции. К "группе риска", с которой должны были работать стражи правопорядка, относились выходцы из Афганистана, Ирака, Ирана, Иордании, Саудовской Аравии, Египта, Пакистана, Палестины, Катара, Киргизии, Узбекистана, Таджикистана, а также из республик Адыгея, Дагестан, Чечня и Ингушетия — их надо было вычислять по поведению или внешности, досматривать, а попутно проводить с ними собеседование "на предмет выявления цели их приезда в аэропорт".
Однако, считает следствие, выполнение действий "по соблюдению необходимого уровня авиационной безопасности" было сопряжено с дополнительным временем нахождения посетителей и пассажиров на входных группах в аэровокзальный комплекс Домодедово, что привело к образованию заторов и очередей. В свою очередь, увеличение пассажиропотока требовало от фактических владельцев предприятий аэровокзального комплекса принятия незамедлительных мер по его реконструкции и увеличению входных групп и, как следствие, дополнительного расходования средств.
Почему СКР хотел довести владельцев Домодедово до тюрьмы
Председатель СКР Александр Бастрыкин заявил в июле 2015 года, что следственная бригада, расследующая уголовное дело об оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности, в связи с терактом в Домодедово, установила владельцев аэропорта, с которых рассчитывает взыскать ущерб.
Обвиняемые, а также неустановленные лица из числа фактических владельцев предприятий аэропортового комплекса в период с 2009 по 2010 год приняли решение разработать и ввести свою "Технологию досмотра на входах в аэровокзальный комплекс Домодедово", в соответствии с которой сокращалось время нахождения пассажиров на входах в аэропорт. По данным следствия, технология предусматривала нахождение на каждой входной группе лишь одного сотрудника службы авиационной безопасности. Он досматривал с помощью интроскопа багаж и личные вещи пассажиров, но при этом сами они процедуру технического контроля с использованием стационарного металлоискателя не проходили. Не проводились и собеседования с подозрительными посетителями аэропортов. Досмотр же входящих в аэровокзальный комплекс осуществлялся выборочно. Таким образом, применение новой технологии, считает следствие, позволило сократить время нахождения пассажиров и посетителей у входов, но при этом "увеличило вероятность проноса взрывного устройства". Владельцы Домодедово и обвиняемые, считает следствие, "осознавали", что их действия "неизбежно приведут к увеличению степени уязвимости аэропорта и повлекут оказание услуг в области гражданской авиации, не отвечающих требованиям безопасности".
В результате совершения обвиняемыми "данных действий", считает следствие, террорист-смертник Магомед Евлоев прошел в здание аэровокзала, минуя рамку металлоискателя, и совершил подрыв спрятанной под одеждой бомбы, что привело к гибели 37 человек и ранению еще 170.
Преюдиция осталась незамеченной
Почему СКР возбудил дело против владельцев Домодедово
СКР в июне 2015 года возбудил новое уголовное дело в отношении бывших топ-менеджеров аэропорта Домодедово в связи с терактом, совершенным смертником 24 января 2011 года, в результате которого погибли 37 человек. Владельцы Домодедово проходят по делу как неустановленные лица.
Следует отметить, что возбуждение нового уголовного дела в отношении бывших топ-менеджеров структур, работающих в Домодедово, обжаловалось их защитой сначала в судах Мособласти, а затем и Москвы, но они признали действия следствия обоснованными. При этом суды да и само следствие почему-то игнорировали решения других судов — Пресненского районного, Мосгорсуда и арбитражного, которые, как считают юристы, имеют преюдиционное значение для данного дела. Суды общей юрисдикции, отклоняя иск пострадавшей в результате теракта Елены Криволуцкой к компаниям, работавшим в Домодедово, решили, что ею не были представлены "бесспорные доказательства" того, что взрыв в аэропорту, происшедший 24 января 2011 года, стал результатом действий или бездействий ответчиков. Арбитраж, в свою очередь, установил, что действовавшее на момент теракта законодательство не предусматривало, чтобы службы авиационной безопасности досматривали 100% посетителей аэровокзальных комплексов. К тому же еще до прекращения дела по ст. 263.1 УК РФ следствие само отменило постановление о признании в качестве потерпевших по нему физических и юридических лиц, указав, что "отсутствует причинение вреда в результате действий должностных лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности".
Отметим, что из трех обвиняемых никакого отношения к обеспечению безопасности пассажиров аэропорта Домодедово не имела Светлана Тришина. В постановлении следователя написано, что она лишь назначила на должность Вячеслава Некрасова, а уже тот с безопасником Андреем Даниловым совершил незаконные, по версии следствия, действия. Однако следует учитывать, что именно госпожа Тришина, являвшаяся главой российского представительства Airport Management Company Limited, считается фигурой, наиболее близкой к владельцам Домодедово — Дмитрию Каменщику и Валерию Когану, состоящим в должностях консультантов того же зарегистрированного на острове Мэн офшора. Возможно, отправляя Светлану Тришину в СИЗО, следствие именно от нее рассчитывает получить показания, которые послужат потом основанием для уголовного преследования владельцев аэропорта.
Источник "Ъ" в авиационной отрасли считает, что следственные действия в отношении бывших руководителей аэропорта свидетельствуют: продолжается попытка склонить собственников к продаже актива или определенной лояльности. "По сути, теракт мог произойти в любом аэропорту, но случился именно в единственном полностью частном",— отмечает собеседник "Ъ". Из-за неполной прозрачности структуры собственности Домодедово регулирующие органы не раз предъявляли к аэропорту различные претензии. Частный статус аэропорта также усложнил развитие московского авиационного узла в части консолидации аэропортовых активов. Представители Домодедово от комментариев воздержались.
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Николай Сергеев
Источник: http://kommersant.ru/