Михаил Мельников: Зачем коллекторы требуют отдать им долги по ЖКХ (09.11.2018)
Неоплаченные долги по оплате услуг ЖКХ, по всей видимости, начнут отдавать коллекторам. Правда, это скорее попытка запугать должников, чем реально эффективная мера.
Инициатива потенциально плодотворного сотрудничества поставщиков услуг и силовых переговорщиков идет, что интересно, не от коммунальщиков, а от коллекторов. После упорядочения их деятельности через специальный закон, после череды публикаций-страшилок о зверствах выбивателей долгов люди стали несколько осторожнее относиться к перспективе общения с ними. Соответственно, несмотря на рост числа кредитов, доходы коллекторов существенно упали. И вот саморегулируемая организация с игривой аббревиатурой НАПКА («Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств») нашла новую нишу.Коллекторы считают, что имеют сейчас очень малую долю рынка задолженностей по ЖКХ – им вверяют получение не более чем 5% от общей суммы, хотя ни управляющие компании, ни судебные приставы, по компетентному мнению представителей НАПКА, нормально выбивать долги не умеют. К решению вопроса напкинцы, кстати, подошли с неколлекторской деликатностью – предложили не «отдать им все долги, а то худо будет», а «разработать стандарты по отбору коллекторских агентств для сотрудничества».
Давайте разберемся, против кого будет осуществляться это сотрудничество.
Кто не платит за воду и свет
Все неплательщики делятся на две большие группы. Тех, кто имеет возможность платить, и тех, кто нет.
Первые – это:
- «инвесторы», купившие квартиры впрок, но забывшие про необходимость их содержать и игнорирующие напоминания (а чаще всего и вовсе не получающие их);
- люди, просто считающие ниже своего достоинства вовремя и сполна платить; есть здесь и принципиальные неплательщики, которые категорически не согласны с суммами выставляемых им счетов.
Вторые – это:
- люди с сезонной или иной нестабильной занятостью; они платят раз в 3-6 месяцев всю сумму, они согласны даже на пени, но если раньше это проходило нормально, то теперь их начинают «прессовать» уже с начала второго месяца задержки;
- бедные люди, не входящие ни в одну из льготных категорий, а значит, не имеющие права на субсидию.
Так с кем из них будет эффективна работа коллекторов?
- В случае с инвестором - владельца еще надо найти. Если квартира сдается, то, конечно, арендаторов ждут неприятные минуты, и собственника они призовут, но сотни тысяч квартир стоят пустыми, а у служб ЖКХ легко может не быть ни реального адреса, ни телефона, ни действующего электронного адреса владельца. В то же время, если человек найдется, он, вероятно, заплатит. Тут коллекторы выступят скорее поисковой службой, чем грозными мстителями.
- Состоятельные раздолбаи – целевая аудитория коллекторов, тут они будут максимально эффективны.
- Вахтовики и другая публика с нестабильными доходами на самом деле имеют право обратиться в управляющую компанию с предложением об изменении системы выплат, и при обоснованных аргументах компания должна это предложение принять. Другой вопрос, что почти никто не знает о такой возможности.
- А вот бедняков без льгот, то есть примерно 15% населения России, господа коллекторы будут долго и упорно запугивать. Потому что, хотя закон о коллекторской деятельности существенно ограничил права агентств, работают там те же самые люди. С кастрированной совестью и обрубленными мозгами.
Субсидии и льготы
Решение проблемы неплатежей на самом деле должно начинаться с другой стороны. Во-первых, конечно, с нормализации экономической политики, а во-вторых, как ни странно, с просвещения. Нам нужна социальная реклама, в доступной форме отвечающая на вопрос: «Что делать, если вы попали в трудное положение?». Управляющая компания обязана идти на переговоры – никто про это не знает. Как оформить субсидию – местные клерки до последнего будут врать и уклоняться от исполнения обязанностей, ведь им спущена команда экономить. Даже о нормах платежей относительно доходов знают далеко не все.
Разумеется, общего ограничения по предельной доле коммунальных платежей в общем бюджете домохозяйства в России не существует. В начале 2018 года журналисты бросились давать заголовки типа «Россиянам запретят тратить на жилье больше 15 процентов доходов», но речь шла всего лишь о популистском законопроекте, который, разумеется, так и не был принят.
Однако у нас действует система субсидий. На нее могут рассчитывать граждане России, Белоруссии и Киргизии, которые входят хотя бы в одну из следующих категорий: малоимущие, матери-одиночки, многодетные семьи, пенсионеры, инвалиды. Им компенсируется часть оплаты коммунальных услуг, превышающая 22% их доходов. Это федеральная норма, которую регионы могут понизить, то есть расходы уязвимых категорий населения станут меньше. Это было бы естественным для самых бедных регионов, однако на самом деле в лидерах тут Москва, установившая планку в 10% (соседняя Московская область, к слову, держится на федеральном максимуме). Не более 14% малоимущие, пенсионеры и другие льготники могут потратить на услуги ЖКХ в Санкт-Петербурге, 15% – в Якутии, 5–17% – в Кемеровской области, 18–20% – в Омской. Выразим уважение руководству этих регионов и спросим, почему их примеру не следуют остальные, в том числе такие богатые, как Подмосковье, Свердловская, Тюменская области, Татарстан.
Помимо субсидий, существуют также разнообразные льготы на оплату тех или иных коммунальных услуг. Но всю эту информацию и способы ее использования зачастую приходится получать буквально с боем. Чиновники оправдываются, что в противном случае за субсидиями пойдут и те, кому они не требуются, ведь у нас порядка 20 миллионов человек работают без трудовой книжки и как бы являются безработными, а возможно, и малоимущими.
Да, часто вполне состоятельные люди пользуются социальными льготами, регистрируясь на бирже труда при наличии вполне высокооплачиваемой, но неофициальной работы. Бог им судья. Но это не повод подставлять остальных под черный юмор российских коллекторов.
* * *
Мы считаем нецелесообразным использование услуг коллекторских агентств при взыскании долгов по услугам ЖКХ. Дело в том, что между банковским кредитом и квартплатой есть существенная разница.
Получение кредита, как ни крути, есть процедура, требующая от заемщика если не наличия мозга, то хотя бы имитации его работы – некоей активности, заполнения формы, визита в банк или заказа кредитной карты онлайн… Как правило, человек сознает, что берет кредит, и чаще всего – даже то, что долг красен платежом. Соответственно, и неуплата, и отказ от сотрудничества с банком или приставами является сознательным актом.
Иное дело – неплатежи за услуги ЖКХ, поставляемые как бы по умолчанию. Более 90% домохозяйств исправно вносят квартплату, а большинство тех, кто этого не делает, заплатить не могут физически. С ними должны работать социальные службы, центры занятости, опека, какие-то другие организации. Но им – лень. Они брезгуют. А коллекторы – нет.
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Михаил Мельников
Источник: https://tsargrad.tv/articles/zachem-kollektory-trebujut-otdat-im-dolgi-po-zhkh_167751