Мария Безчастная: Новое повышение НДС: россияне заплатят за убытки бизнеса (17.03.2021)
Совокупная прибыль крупных и средних российских предприятий в 2020 году рухнула на 23,5%, что стало максимальным падением с 2008 года. Такие выводы приводит международная аудиторско-консалтинговая сеть FinExpertiza в исследовании «Год триллионных убытков: падение прибыли российского бизнеса оказалось рекордным за 12 лет».
Ранее эксперты говорили о том, что самый серьезный удар во время «коронакризиса» понес малый и средний бизнес, но оказалось, что и крупные предприятия получили огромные убытки, причем в некоторых регионах больше, чем в других. Финансовые показатели компаний ухудшились в 48 из 85 регионов, а самое глубокое падение наблюдалось в Северной Осетии, Ненецком автономном округе, Ингушетии, Амурской области, Севастополе, Чувашии, Кемеровской области, Еврейской автономной области, Татарстане и Республике Коми.По абсолютному размеру недополученной прибыли лидерами стали компании Москвы, где заработки бизнеса обвалились по сравнению с 2019 годом на 2,1 трлн руб., а также Ямало-Ненецкого автономного округа, Татарстана, Сахалина, Пермского края, Тюменской и Кемеровской областей, Башкирии, Краснодарского края и Коми.
Самыми пострадавшими отраслями коронавирусного года стали гостиничный бизнес и сфера общественного питания, транспортировка и хранение, оптовая торговля, кроме торговли автотранспортом, электро- и газоснабжение, а также добыча полезных ископаемых.
Однако во многих отраслях прибыль вопреки кризису даже увеличилась. Наибольший рост наблюдался в сфере административной деятельности, сельском хозяйстве, недвижимости, строительстве, розничной торговле и в сфере информации и связи.
Причины таких результатов понятны — падение цен на нефть и сырье, а также снижение спроса из-за локдауна.
«Российская промышленность испытала шок от обвала цен на нефть, форсированного развалом сделки ОПЕК+, и удешевления других сырьевых товаров, а ориентированные на массовый потребительский спрос отрасли были вынуждены ограничить свою работу из-за карантинных мер», — пишет FinExpertiza.
Проблема в том, что восстановительный рост начался не летом, когда ограничения были ослаблены, а только в октябре, да и то оказалось не таким значительным, как хотелось бы. По подсчетам экономистов, убытки бизнеса составили 5,34 трлн. рублей.
«Более глубокое падение прибыли бизнеса прежде наблюдалось лишь 12 лет назад, в кризисном 2008 году — тогда оно составило 30,4%. Однако в абсолютном выражении сумма недополученных доходов в тот год была куда скромнее сегодняшний потерь и составляла 1,74 трлн руб», — говорится в исследовании.
Российские финансовые власти радостно рапортовали о том, что падение российской экономики в 2020 году оказалось не таким глубоким (всего 3,1%), как ожидалось, и было меньше, чем в Европе и США. Даже несмотря на то, что на поддержку экономики и населения было выделено существенно меньше денег.
Однако, как пояснил «СП» заведующий кафедрой финансового менеджмента РЭУ им. Г.В. Плеханова Константин Ордов, относительно небольшое падение связано со структурой российской экономики, в которой преобладает нефтегазовый и госсектор, а малый и средний бизнес развиты слабо. Тем не менее, убытки крупного бизнеса могут стать проблемой как для экономики в целом, так и для каждого россиянина в отдельности. Ведь недополученные доходы правительство может компенсировать очень просто — повышением налоговой нагрузки на физлиц, то есть на нас с вами.
— Падение на 23,5% - это показатель «в среднем по больнице», и он был улучшен в основном за счет нефтегазовых предприятий, которые нарастили выручку под конец года благодаря росту цен на энергоносители. Если же посмотреть по отраслям, то результаты в отдельных сферах гораздо хуже. Например, падение в туризме и торговле составило до 60%.
Для простых россиян это значит, что за период падения не были увеличены зарплаты, не были доплачены налоги в бюджет, не были созданы новые рабочие места, напротив, скорее всего, возникли предпосылки для того, чтобы мы столкнулись с новой волной увольнений.
То, что резко сократился объем выплат налога на прибыль от компаний, касается не только экономики в целом, но и каждого россиянина. Потому что чтобы компенсировать эти недополученные доходы бюджета, правительству пришлось увеличивать различного рода сборы с простых людей. Мы видим, что налоговые сборы с физических лиц де-факто увеличиваются из года в год. Чудес не бывает — одно замещается другим.
Если попробовать пересчитать, сколько эти выпадающие доходы не принесли налога на прибыль, выяснится, что эта сумма в районе 700 млрд руб. сопоставима в 2020 году с приростом НДС на 2%. Если компании не восстановятся в 2021 году, вполне возможно, что нам стоит ожидать нового повышения НДС, чтобы каким-то образом компенсировать эти выпавшие доходы бюджета.
«СП»: — В развитых странах на поддержку бизнеса и населения выделялись гораздо большие суммы, чем в России, хотя и падение экономики там было сильнее. Достаточно ли тех мер поддержки, которые все-таки оказывало наше правительство?
— С одной стороны, у нас действительно не случилось тех финансовых и экономических апокалипсисов, которые нам прогнозировали еще в середине года. Но с другой, уже сейчас мы видим, что очередной пакет поддержки экономики в США почти на 2 триллиона долларов может привести к тому, что уже в этом году их ВВП вырастет на 8%. А наша экономика, даже по самым оптимистичным прогнозам, прибавит только 2,7%. Это отражает тот потенциал прибыли и восстановления компаний, который есть в мире и в России.
Показатель падения доходов бизнеса сигнализирует о наличии серьезных проблем в нашей экономике. С этим может быть связано то, что правительство согласилось сохранить дефицит бюджета и в 2021 году, хотя обычно оно к этому очень негативно относится. Не исключено, что и 2022−2023 годы будут скорректированы с учетом этой негативной информации.
Кризис в среднем и крупном бизнесе продолжит оказывать негативное влияние на экономику, особенно с учетом того, что на фоне роста инфляции Центральный банк планирует ужесточить денежно-кредитную политику. Компании рискуют так легко и быстро не выйти из этого пике, потому что следом за ростом ключевой ставки у нас подорожают кредиты, а это ляжет дополнительным бременем на финансовую деятельность предприятий. Это очень тревожный знак, и если правительство не будет предпринимать дополнительных мер поддержки, он может привести к очень неприятным последствиям для простых россиян, о которых я уже сказал.
«СП»: — То есть потери бизнеса могут быть компенсированы за счет обычных граждан? Но ведь у людей тоже падают доходы, и даже по статистике Росстата, больше денег у них не появляется…
— Да, доходы россиян больше не становятся. Но по статистике средняя номинальная начисленная зарплата, даже несмотря на кризис, продолжает расти. То есть, несмотря на плачевное финансовое состояние компаний, заработная плата выплачивается, а реальные доходы населения в 2021 году стагнируют, но не сокращаются.
Это и дает основания для того, чтобы увеличить налоговое бремя для физических лиц. Доходы россиян являются неким ресурсом, который можно использовать для наполнения бюджета. И если бизнес не начнет восстанавливаться, то использовать его придется, так как другой альтернативы не будет.
Источник
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Мария Безчастная