Сергей Писарев: Время идеологии (25.12.2014)
Свои идеи по новой Российской Доктрине в журнале «Национальный прогноз» излагает президент фонда «Русский предприниматель», сопредседатель Екатеринбургского отделения Всемирного Русского Народного Собора Сергей Писарев. Приводим вторую часть этой статьи.
Комментарий редакции:
Обретение национальной идеологии является объективной необходимостью. Решению данной задачи редакция сайта «Гражданин Созидатель» уделяет постоянное внимание.
Данная тема нашла отражение, например, в докладах участников научно-практической конференции «Творческое наследие Н.Я. Данилевского и задачи России в XXI веке», а также в итоговом документе конференции – «Обращении к Президенту РФ, Федеральному собранию РФ, правительству РФ, политической и культурной элите страны» (данный документ размещён на нашем сайте в «Колонке редактора»).
Редакция считает важной и своевременной поднятую С.В. Писаревым тему. Созидательная направленность доктрины «Россия – Ноев ковчег» (далее – Доктрина) не вызывает сомнения. Предложения автора, высказанные в статье вполне конкретны.
Вместе с тем, считаем необходимым отметить следующее.
Не ясен тезис о пригодности Доктрины для «внешнего» употребления. Реализация мессианской идеи о России, как спасительнице мира, за счёт национальных ресурсов и территории страны, представляется ошибочной. Спасать, прежде всего, нужно Россию, то есть самих себя и для самих себя. Именно возрождение России на основе православия и традиционных народных начал, прежде всего, русского государствообразующего народа может стать спасительным примером для остальных стран.
Доктрина, направленная на возрождение и развитие страны, должна учитывать исторический опыт России, в том числе в области идеологии, и основываться на стройной научной системе. В качестве основы разработки современной идеологии России может быть принята историософия Н.Я. Данилевского. При разработке документов идеологической направленности мы считаем принципиально важным понимание необходимости опираться на пройденный исторический опыт, осмысленный нашими выдающимися предшественниками. Более того, без такой опоры на предшественников можно сконструировать только искусственные, а потому нежизненные схемы.
Говоря о «православной имперской» идеологии нужно учитывать, что в результате реформ Петра I, представлявших собой «европейскую прививку» во всех сферах: политической, экономической, религиозной и культурной, были разрушены сложившиеся в период Московской Руси естественные формы взаимоотношений государства и русского государствообразующего народа. Когда власть опиралась на народ, когда Монархия и Земское самоуправление гармонично дополняли друг друга. При Петре I монархия становится Абсолютистской на западный манер. Российская Империя вошла в систему государств западной цивилизации.
Редакция в своей деятельности по формированию общественного мнения выступает именно за естественный путь развития России. И если ставить задачу синтеза из положительных сторон современного периода, советского и дореволюционного, то делать это необходимо только на основе периода естественного развития России, которым является история допетровской Руси.
Внутренний запрос на российскую идеологию сегодня обострился. «Русская доктрина», разработанная нами, была идеологией восстановления «русскости»; в ней с точки зрения восстановления русского мира затрагивались политические, экономические, образовательные моменты. Она говорила, как выжить на меже девяностых-нулевых, как встать на ноги. Не во всем она была ровной, но свою определенную роль она сыграла.
«Россия – Ноев ковчег» - не только идеологическая, но и социально-экономическая, религиозная Доктрина, которая должна подходить как для «внутреннего», так и для «внешнего употребления», концентрат которой заключается в том, чтобы за счет ресурсов, территории, духовных, культурных и социальных факторов стать всемирным кораблем, на котором можно спастись. Мы должны предложить концепцию, которая подойдет России не только сегодня-завтра, но и на сто-двести лет вперед. Такой еще нет. И нет ее еще и потому, что таковая должна свести в себе как минимум три противоборствующие идеологии, численность сторонников которых в примерном паритете.
Первая – «православная имперская» - утверждает, что до 1914 года у нас было всё: был царь, православие, державность, авторитет, развитие и материальное благополучие. Вторая – «советская имперская» – отстаивает преимущества социалистического строя. Третья – «либеральная» – главным двигателем развития объявляет рынок, капитал и глобализм. В каждой существуют очевидные плюсы и минусы. Представители каждой из них, отстаивая свои позиции, говорят только про свои плюсы. Минусы они видят только у другого. Эти три идеологии тянут Россию вразнос, как лебедь, рак и щука, и будут тянуть бесконечно. Споры тоже бесконечны.
Вместо этого надо постараться объединить позиции. Как это сделать? Зафиксировать, какие пункты оппонентов очевидно хорошие. Например, «православные имперцы» признают, что при «советах» было хорошо следующее: всеобщее бесплатное образование и медицина, планирование в экономике, государствоориентированная элита и т.д. Называют очевидные достижения, которые есть в либеральном капиталистическом строе. Теперь спросим у «либералов»: «что было хорошее в СССР и в царское время?». Непредвзятые эксперты, представляющие «советскую империю», так же должны будут назвать плюсы оппонентов. Таким образом, наберем позиции, устраивающие все стороны. Говоря языком математики, формируем пересечение нескольких множеств, и эта совокупность будет устраивать представителя каждой идеологии. То же надо проделать и по минусам: никакая из суммируемых позиций не должна попасть в окончательный свод. Методологически мы уходим от истерик и взаимных обвинений и начинаем тратить энергию на созидание.
При этом позиции должны не просто называться, но и расшифровываться: так, ответ на вопрос «Как в советское время достигалось хорошее образование?» должен базироваться на существующих методологиях, которые не нужно выдумывать. Называя то полезное, что реализовывалось в один из периодов нашей истории, мы называем и методику осуществления. За счет чего царская Россия увеличила свои территории? За счет толерантности и экономической силы. Это – методика расширения жизненного пространства, которая уже разработана и т.д.
Мы считаем, что должна собраться рабочая группа, в которую войдут представители трех идеологий: имперской православной, советской и либеральной. Первый посыл для создания такой группы – собираются только те, кто любит страну и доказал это делами. Не для поиска соринки в глазу соседа, не для оголтелой критики. Хотите покритиковать – расскажите про минусы своей системы, про бревно в своем глазу. Затем надо открыть сайт для обратной связи – вот там люди пусть обсуждают, спорят, ругаются, бросаются стаканами. В рабочей группе – ни-ни. В состав рабочей группы, при их желании, могли бы войти участники Изборского и Валдайского клубов, РИСИ, эксперты РД и другие.
В России есть, кто может организовать работу подобных экспертных групп (например «Межрегиональная методологическая ассоциация», руководитель Попов С.В.) и в течение месяца выдать на рассмотрение общества и власти необходимые разработки.
И еще. Нельзя относиться с пренебрежением к любому из направлений. Мы должны зафиксировать, что у каждой идеологии есть свои плюсы – а они стопроцентно есть. Нужно сохранять не только природу, нацию и животных, но и самые полезные вещи из такой пестрой мозаики идеологий, рожденных человечеством.
Так уж сложилось, что в одном историческом российском корабле оказались представители православной, советской и либеральной империй. И от всех нас теперь зависит - превратится ли наш общий корабль в «Ноев Ковчег» или же в «Титаник».
Я не говорю, что наш рецепт какой-то особый, гениальный. Но мы, по крайней мере, даем вектор, как перейти от слов «надо» к слову «как», к практическим вопросам, которые консолидируют всех россиян. В России сложилась уникальная ситуация: нет другой страны в мире, которая на себе испытала бы все три базовые концепции: монархию, социализм и либеральный капитализм. Мы получили возможность прочувствовать на себе все три, и не по книгам, а на личном опыте. В общую, суммирующую концепцию мы вливаем то лучшее, что есть в каждой из них. Она может устраивать подавляющее число представителей всех трех идеологий – это раз. Все её плюсы уже реализовывались, а значит, они не утопические, а реальные – это два.
Наша задача – сохранить лучшее из наработанного человечеством, в том числе в идеологическом смысле, и на этом «топливе» вести Россию не с оглядкой на Запад и Восток, а по своему осмысленному пути.
Русская доктрина (текст)
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Источник: http://www.tass-ural.ru/