Дмитрий Павленко: В армии запретят соцсети и гаджеты (13.02.2019)
На заседании Госдумы во втором чтении были приняты поправки в закон «О статусе военнослужащих»
Нововведения предусматривают целый ряд ограничений для действующих военнослужащих, касающихся пользования социальными сетями, а также современными техническими устройствами, позволяющими выкладывать в интернет фото-, видео- и аудиоматериалы с использованием геолокации.
Если документ будет окончательно принят, то военнослужащим и лицам, призванным на военные сборы, законодательно запретят размещать в Сети какую-либо информацию о себе, своих сослуживцах, членах семей, которая позволит определить их местонахождение. Запретят раскрывать информацию о воинской части, её дислокации или вооружении.Нововведения предусматривают целый ряд ограничений для действующих военнослужащих, касающихся пользования социальными сетями, а также современными техническими устройствами, позволяющими выкладывать в интернет фото-, видео- и аудиоматериалы с использованием геолокации.
Инициатором подобного рода ограничений ещё в 2017 году выступило Министерство обороны России.
В пояснительной записке к законопроекту уточняется, что принимаемые ограничения вызваны повышенным интересом к российским военнослужащим со стороны спецслужб отдельных государств, а также экстремистских и террористических организаций. Таким образом, новый закон призван оградить российских военнослужащих от возможного информационно-психологического воздействия, а также исключить «формирование предвзятой оценки государственной политики РФ» на основании размещённой военнослужащими в Сети информации.
Теперь за выложенное в Instagram фото на фоне танка, любое раскрытие информации о местонахождении или деятельности подразделения или даже обычное пользование гаджетом во время несения службы военнослужащие будут подвергнуты жёсткому дисциплинарному взысканию.
Пользователь соцсетей как идеальная находка для шпиона
Конечно, на первый взгляд, принимаемые меры кажутся чересчур жёсткими. Однако в условиях тотальной и изощрённой информационной войны, которая ведётся против России её геополитическими оппонентами, а в особенности в обстановке, сопутствующей реальным боевым действиям, такие ограничения могут спасти десятки человеческих жизней. Здесь достаточно вспомнить заявления украинского депутата Антона Геращенко и ему подобных, которые открыто призывали размещать на печально известном сайте «Миротворец» личные данные российских военнослужащих, принимающих участие в военной операции в Сирии.
Добавим также, что мониторинг российских социальных сетей с недавних пор стал одной из ключевых задач западных разведок. Интересно, что в 2018 году компания COLSA, считающаяся киберподрядчиком Пентагона, объявила для этой цели набор специалистов с обязательным знанием русского языка. При этом соискателям была обещана достаточно солидная зарплата в размере от 36 до 76 тысяч долларов и комфортный офис на военной базе США в Тампе, штат Флорида.
Современные войны знают немало примеров, когда неосторожная работа военной прессы или даже случайное фото, размещённое в Интернете кем-то из военнослужащих, приводили к гибели целых боевых подразделений.
Чего уж там говорить! Автору статьи в ходе работы на передовых позициях в Новороссии неоднократно доводилось проходить жёсткую фильтрацию отснятого материала со стороны военной цензуры и зачастую жертвовать эксклюзивностью тех или иных фото- и видеоматериалов, которые могли бы представлять военный интерес для противника. И это совершенно нормально, так как главный принцип работы военкора в условиях современной кибервойны заключается в том, чтобы ни в коем случае не навредить своим.
Губит бойцов YouTube и Instagram
Тем не менее в современной истории имели место примеры, когда «засвеченные» в Сети позиции или боевая техника оборачивались очень серьёзными проблемами для тех, кто допустил утечку.
Так, в 2007 году американцы недосчитались сразу нескольких новейших боевых вертолётов АН-64 Apache, поступивших в одно из подразделений, дислоцирующихся в Ираке. А всё из-за того, что военнослужащие авиабазы выложили в тогда ещё набирающие популярность соцсети фотографии своих боевых машин с геотегами. Прицельный миномётный обстрел, совершённый иракскими повстанцами. привёл к тому, что «апачи» даже не успели подняться в воздух. Это один из фактов, который был официально признан в Пентагоне.
Имели место и обратные случаи, когда беспечность и неосторожность вооружённых формирований с выложенными в интернет фотографиями с геотегами приводила к их моментальной ликвидации.
Так, в начале июня 2015 года американцы отчитались об уничтожении штаб-квартиры террористов ИГИЛ (террористическая группировка, запрещённая в России. – Прим. Царьграда) в одной из ближневосточных стран. Произошло это после того, как один из боевиков разместил в соцсети фото на фоне здания. Это привлекло внимание американских военных специалистов с базы Херлберт-Филд во Флориде. Они вычислили точное местонахождение штаба террористов и спустя 22 часа после публикации фото нанесли удар высокоточным оружием.
«Это была публикация в социальной сети… Ребята работали в Херлберте, проводили анализ публикаций в социальных сетях и увидели какого-то болвана у этого управления. Он хвастался возможностями командования и управления»,– приводил портал DefenseTech слова генерала ВВС США Хоука Карлайла.
Не случайно в пояснительной записке к принятым Госдумой поправкам о запрете военнослужащим пользоваться социальными сетями говорится о том, что их необходимость продиктована в том числе анализом действий вооружённых сил на территории Сирии.
Примеры «засвечивания» позиций неоднократно имели место и в ходе войны в Донбассе, особенно на её начальных стадиях, когда медиапространство было буквально забито фото- и видеоматериалами боевых действий, расположения военных частей и боевой техники сторон. При этом беспечность в использовании современных средств коммуникации была характерна для всех сторон конфликта.
Отмечалось, что после этого командир украинского подразделения, принимавший высокопоставленного гостя, был вынужден написать заявление об отставке, а «засветившиеся» в кадре каратели ВСУ якобы «получали угрозы в интернете».
И таких примеров было довольно много. Далеко не все из них получили огласку и резонанс в СМИ. Известны также случаи, когда защитники Донбасса при изучении гаджетов убитых или захваченных в плен военнослужащих ВСУ находили неудобные для киевского режима видеоматериалы, доказывающие факты военных преступлений против мирного населения Донбасса.
Так что наличие современных смартфонов с выходом во Всемирную паутину из любой точки земного шара – будь то ливийская или сирийская пустыня, степные просторы Донбасса или даже вечные льды Антарктиды – это, конечно, замечательно. Трогательные селфи бравых парней в полной боевой выкладке на фоне гусеничных, колёсных, летающих и плавающих чудес инженерной мысли, выложенные в Instagram и Facebook, да ещё и с точным указанием их месторасположения, – это превосходно. Правда, только в том случае, если ими активно пользуется твой беспечный противник, не подозревающий о существовании «всевидящего ока» военной разведки.
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Источник: https://tsargrad.tv