Сумгаитский погром 27 февраля 1988 года - начало Карабахского конфликта (28.02.2018)

Ровно 30 лет назад, 27 февраля 1988 года, в городе Сумгаит Азербайджанской ССР вспыхнули, как это принято теперь говорить, «беспорядки на этнической почве», а проще — погромы. Насилие в отношении армянского населения, жестокие убийства, грабежи и поджоги продолжались несколько дней. По официальным данным Генпрокуратуры СССР, в ходе беспорядков погибло 26 армян и шестеро азербайджанцев, более ста человек было искалечено. По неофициальным же оценкам, число убитых армян перевалило за сотню.


Сумгаитский погром стал первой вспышкой массового насилия в постреволюционной советской истории. Это был поворотный момент в обострении межнациональных отношений в Закавказье, послуживший детонатором Карабахского конфликта, унесшего жизни более 30 тысяч армян и азербайджанцев. 


Группа погромщиков на одной из улиц Сумгаита
Фото: karabakhrecords.info

В феврале 1988 года в Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО) и Армянской ССР прошли массовые митинги с требованием присоединить область к Армянской ССР. С этого времени в обеих этнических общинах начали циркулировать слухи об актах насилия на национальной почве. 

22 февраля у армянского села Аскеран на территории НКАО произошло первое массовое столкновение между азербайджанцами из Агдама, направлявшимися в Степанакерт для «наведения порядка», нарядом милиции и местным армянским населением. В результате столкновения погибли двое азербайджанцев, 50 человек с обеих сторон получили ранения. Вскоре из Нагорного Карабаха в Армению и Азербайджан потянулись беженцы. Прибыв в Азербайджан, они рассказывали о пережитых ужасах и применявшемся к ним насилии. Страсти накалялись. 

26 февраля 1988 года на центральной площади Сумгаита прошел митинг, посвященный событиям в Нагорном Карабахе. Среди выступавших были те, кто называл себя беженцами. Они рассказывали о зверствах и тысячах азербайджанских беженцев. Армян обвиняли в том, что они живут в Сумгаите лучше многих азербайджанцев, имеют благоустроенные квартиры и дома, занимают лучшие должности. Прозвучал призыв «Смерть армянам!». 

На следующий день, 27 февраля, митинги продолжились стихийно. На площади Ленина собрались тысячи азербайджанцев. Выступавшие призывали наказать армян за Карабах, за азербайджанских беженцев: «убивать и гнать их из Сумгаита, из Азербайджана вообще». В конце практически каждого выступления звучал призыв «Смерть армянам!». 

В какой-то момент страсти накалились до предела, и ситуация вышла из-под контроля. Погромы начались в центре. Небольшие группы отделились от основной массы митингующих и рассеялись по центральным кварталам в поисках армян. Сотни сумгаитских азербайджанцев, подогретые спиртным, которое раздавали бесплатно с грузовиков, приступили к погромам квартир, массовым избиениям, издевательствам и убийствам, которые продолжались до поздней ночи. Правоохранительные органы города и республики на беспорядки не отреагировали.


Жертвы погрома

28 февраля воодушевленных безнаказанностью погромщиков стало еще больше. Многие были вооружены металлическими прутьями, топорами, молотками, другими подручными средствами. Разбившись на группы по несколько десятков человек, погромщики врывались в армянские квартиры, намеченные заранее. 

Иногда людей убивали на месте, в их же домах, но чаще выводили на улицу для публичного глумления. Мало кому довелось погибнуть сразу от удара топора или ножа. Большинству были уготованы муки и издевательства. Избивали до потери сознания, обливали бензином и сжигали заживо. Нередки были случаи группового изнасилования женщин и девушек. Часто насилие происходило на глазах близких, после чего всех убивали. Не жалели ни стариков, ни детей.

Заместитель заведующего отделом организационно-партийной работы ЦК КПСС Григорий Харченко и первый заместитель председателя КГБ СССР генерал армии Филипп Бобков, оказавшиеся в те дни в Азербайджане, первыми из представителей центральной власти отправились из Баку в Сумгаит вечером 28 февраля. В беседе с британским журналистом Томом де Ваалом Харченко позже рассказал, что перед ними предстали разбитые витрины магазинов, остовы сгоревших автомашин посреди улиц и толпы разъяренных людей. 

«Контролировать ситуацию было невозможно, потому что весь город был охвачен паникой, — рассказывает Харченко. — Повсюду толпы азербайджанцев, из дворов раздаются крики о помощи. У нас была охрана, и нас провели в одно место… Я собственными глазами видел растерзанные трупы, одно тело было все изрублено топором, ноги отрублены, руки, практически от тела ничего не осталось. Они собирали палую листву с земли, насыпали на трупы, потом сливали бензин из стоящих рядом машин и поджигали. Смотреть на эти трупы было страшно». 

Лишь 29 февраля, с большим опозданием, в Сумгаит был переброшен самолетами полк внутренних войск МВД СССР, прибыли курсанты Бакинского общевойскового училища, сразу же столкнувшиеся с разгоряченной толпой. Погромщики забрасывали их бутылками с зажигательной смесью и били заточенными стальными прутами по ногам. По оперативным данным, в ходе подавления беспорядков пострадало более 270 военных.



Армянская квартира после погрома

Несмотря на ввод войск, убийства и погромы в некоторых районах продолжались, поскольку у военных не было боеприпасов и приказа на применение к погромщикам силы и оружия. На призывы пострадавших о вмешательстве офицеры и солдаты практически не реагировали. В итоге подразделения внутренних войск ограничились оцеплением очагов беспорядков, эвакуацией пострадавших, охраной мест скопления беженцев и задержанием наиболее активных участников погромов. 

Лишь к вечеру 29 февраля армия приступила к активным действиям. Погром затих. Решительные действия военных позволили положить конец насилию в городе. В ходе операции по вытеснению толпы с автовокзала и прилегающей территории незадолго до начала комендантского часа несколько участников беспорядков были убиты.



Октябрь 1989 года, Степанакерт. Советские войска в Нагорном Карабахе

По словам бывшего президента непризнанной Нагорно-Карабахской республики Аркадия Гукасяна, Сумгаит сделал военный конфликт с Азербайджаном неизбежным. Шведский исследователь Сванте Корнелл писал, что именно после Сумгаита стало ясно, что пути назад уже нет. Советские власти проявляли крайнюю нерешительность. Для армян Сумгаит стал напоминанием о геноциде в годы Первой мировой войны, а азербайджанцы ассоциировались с оттоманскими войсками. Армяне и прежде выдавливали азербайджанцев из Армении, но теперь они стали изгонять их систематически и целенаправленно. 

К концу 1988 года эскалация межнациональной напряженности достигла новой стадии — открытой конфронтации. Происходили многочисленные и почти повсеместные столкновения на национальной почве, гибли десятки людей, беженцы массово мигрировали в обоих направлениях.


Октябрь 1989 года, Степанакерт. Похороны жителя НКАО Спартака Акопяна, убитого в ходе столкновения с советскими войсками

В апреле — мае 1989 года обстановка в регионе вновь обострилась в результате непрерывных акций «Карабахского движения» (общественное движение в поддержку передачи области в состав Армянской ССР), руководители которого перешли к тактике провоцирования столкновений армянского населения НКАО с внутренними войсками СССР и азербайджанцами. 

В районах компактного проживания армян на территории АзССР за пределами НКАО стали создаваться отряды самообороны из местных жителей. Летом 1989 года Армянская ССР ввела блокаду Нахичеванской АССР. Народный фронт Азербайджана в ответ объявил экономическую и транспортную блокаду Армении. 

1 декабря 1989 года Верховный Совет Армянской ССР и Национальный Совет НКАО приняли совместное постановление о включении Нагорного Карабаха в состав Армении. Это привело к новым вооруженным столкновениям. В начале января 1990 года были отмечены первые взаимные артиллерийские обстрелы на армяно-азербайджанской границе. 

19 декабря 1991 года начался вывод внутренних войск МВД СССР из Нагорного Карабаха, завершившийся к 27 декабря. С распадом СССР и выводом войск ситуация в зоне конфликта стала неконтролируемой. Начался переход к полномасштабной войне, в которой Армения избегала прямого участия, ограничиваясь военно-технической и гуманитарной поддержкой армян Нагорного Карабаха.



Март 1992 года. Дорога между населенными пунктами Ходжалы и Агдамом, НКАО

Армянские солдаты возвращают заложника на территорию Азербайджана. Его нашли в лесу после операции по захвату Ходжалы, названной азербайджанцами Ходжалинской резней. 

В ночь с 25 на 26 февраля 1992 года, в годовщину событий в Сумгаите, армянские вооруженные формирования при участии подразделений 366-го гвардейского мотострелкового полка Объединенных сил СНГ, дислоцированного в Степанакерте (как утверждается, действовавших без приказа командования), заняли город Ходжалы, откуда велся обстрел Степанакерта. Во время штурма, которому предшествовал артобстрел, и после него были ранены, погибли и пропали без вести сотни мирных жителей. 

После событий в Ходжалы Международный Красный Крест организовал местный режим прекращения огня, с тем чтобы обе стороны могли обменяться пленными и дать возможность Красному Кресту вернуть тела азербайджанцев, погибших во время штурма, их родственникам, которые укрылись в азербайджанском Агдаме.





 
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
28.02.2018


Источник: https://lenta.ru/photo/2018/02/27/sumgait/?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com#7




Обсуждение статьи



Ваше имя:
Ваша почта:
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

Вверх
Полная версия сайта
Мобильная версия сайта