29 января – день рождения легендарной «Полуторки» (29.01.2019)

Промышленность СССР

29 января 1932 года с конвейера Нижегородского (позже Горьковского) автозавода сходит первый серийный автомобиль ГАЗ-АА – Полуторка. Сначала машина выпускалась как лицензионная копия американского грузовика Форд модели АА образца 1929 года, затем неоднократно модернизировалась.
Для осуществления грандиозных проектов по индустриализации народного хозяйства Советскому Союзу требовался грузовой транспорт, а существовавших тогда мощностей не хватало для выполнения нового проекта – постройки самого массового советского автомобиля середины ХХ века. Выбор Нижнего Новгорода в качестве места строительства нового автозавода, гигантского по тогдашним масштабам, был сделан неслучайно: здесь имелась достаточно развитая металлообрабатывающая промышленность и квалифицированные кадры, лесные и водные ресурсы; кроме того, Нижний Новгород уже тогда являлся крупным железнодорожным узлом, находящимся к тому же при слиянии двух судоходных рек – Волги и Оки.



Соглашение с Генри Фордом было заключено 31 мая 1929 года. Сам завод ГАЗ строился по чертежам завода Форд, поэтому и первые автомобили, выпущенные из дверей завода, были именно автомобили Форд-А (у нас он шел как ГАЗ-А), и Форд-АА (у нас назывался ГАЗ-АА). Даже эмблема Форд перекочевала на ГАЗ-АА, а вместо слова «Форд» тем же шрифтом были вписаны буквы «СССР».

Спустя всего один год, когда на заводе научились самостоятельно делать узлы и запчасти к ним, выпускаемый автомобиль стали называть ГАЗ-АА. Официально это произошло 29 января 1932 года. В торжественной обстановке, с речами и плакатами нижегородский автозавод заявил всему миру о выпуске своего первого автомобиля. Несмотря на то, что они были сделаны по чертежам компании Форд, их все же пришлось доработать: усилить картер, сцепление, рулевое управление.



Мощность машины – 40 лошадиных сил, грузоподъемность – полторы тонны, отсюда и название – Полуторка. Простенький грузовичок нашел свое место и на заводах, и в полях. Эта машина быстро стала родной и привычной для русского человека, а в Великую Отечественную войну даже заслужила статус легендарного автомобиля.

Военный вариант Полуторки был сильно облегчен. У нее отсутствовал бензонасос, бак располагался сверху, и бензин поступал в двигатель самотеком, и плюс к этому, были установлены простые механические тормоза. Все это делало автомобиль максимально ремонтопригодным в полевых условиях. В Полуторке не было печки. Для того чтобы согреться, в машину просто ставили ведро с углем.



На вооружении немецкой армии в годы войны состояли грузовики Opel. Это были во всех отношениях более современные машины, чем советские ГАЗ-АА, и поначалу немцы даже смеялись и подшучивали над ними, мол, русские ездят на американском хламе 20-ых годов. Но когда немецкая армия столкнулись с нашим бездорожьем, стало понятно, в чем превосходство нашей легкой Полуторки перед их тяжелым грузовиком Opel.

На «дороге жизни», ведущей в блокадный Ленинград через Ладогу, был поставлен памятник Полуторке, как главному грузовику, спасшему тысячи людских жизней. Именно на нем, благодаря его небольшому весу, по льду озера доставлялись разные грузы (продукты питания, медикаменты, запчасти и сырье для заводов) в осажденный город.

Последний ГАЗ-АА сошел с конвейера Горьковского завода в 1949 году. Всего было выпущено 985 000 экземпляров автомобиля.

Хронология ГАЗ:

4 марта 1929 года партия и правительство приняли решение о строительстве автомобильного завода в Нижнем Новгороде.

31 мая 1929 года ВСНХ СССР и автомобильная компания «Форд» заключили соглашение о технической помощи при налаживании и производстве автомобилей.

В августе 1929 года Главмашинстрой ВСНХ СССР поручил сооружение Нижегородского автозавода тресту Металстрой.

25 декабря 1929 года состоялось первое партийное собрание на Автострое.

7 февраля 1930 года первый номер заводской газеты «Автогигант» вышел из печати.

2 мая 1930 года заложен первый камень в фундамент будущего автогиганта.

21 августа 1930 года Центральный Комитет ВКП(б) принял постановление «О состоянии партийно-массовой работы на Нижегородском Автострое».

21 февраля 1931 года на Совете Труда и Обороны (СТО) с докладом о положении на строительстве автозавода выступил председатель ВСНХ СССР Г. К. Орджоникидзе.

16 апреля 1931 года ЦК ВКЛ(б) принял постановление «О партийной и профессиональной работе и подготовке кадров для Нижегородского Автостроя».

К концу 1931 года на Автострое насчитывалось до 30 тысяч рабочих, инженерно-технических работников и служащих.

В августе 1931 года образовался Автозаводский район.

7 сентября 1931 года на Автострой прибыл председатель ВСНХ СССР Г. К. Орджоникидзе.

1 ноября 1931 года строительство автозавода было в основном закончено. За 18 месяцев с начала строительства было возведено 20 промышленных зданий и других объектов. Уложено 230 тысяч кубометров бетона, использовано более 25 тысяч тонн металла, проложено 38 километров внутризаводских и подъездных железнодорожных путей, построено 22 километра шоссейных дорог. Смонтировано более 6 тысяч станков и агрегатов, 8000 электромоторов.

1 января 1932 года Горьковский автомобильный завод вступил в строй действующих предприятий страны. Коллектив автогиганта к моменту пуска насчитывал около 14 тысяч рабочих, почти полторы тысячи инженерно-технических работников и более тысячи служащих.

В 19 часов 15 минут 29 января 1932 года заводская сирена возвестила о рождении первого грузового автомобиля НАЗ-АА.

На 1 апреля 1932 года среди автомобилестроителей было 4996 ударников, а на 1 декабря — 11 215.

В январе 1932 года собрали 25 машин, в декабре же их сошло с главного конвейера уже 1560.

6 декабря 1932 года были собраны первые советские легковые автомобили.

17 апреля 1935 года с конвейера сошел стотысячный автомобиль.

11 сентября 1935 года бригада А. X. Бусыгина отковала 1001 коленчатый вал вместо 675 по норме.

В октябре 1935 года на заводе трудилось 285 новаторов производства, в мае 1936 — 1980, в декабре 1937 года — 7230, а весной 1938 года — 10 700.

К декабрю 1938 года на автозаводе было более 40 передовых участков, 27 линий, 66 бригад.

В 1935 году было выпущено автомобилей в 8,5 раза, а в 1938 году — в 18,6 раза больше, чем в 1932 году.

За 6 лет (1933–1938) прибыль составила около 900 миллионов рублей.

16 марта 1936 года с конвейера сошли две первые легковые машины М-1.

В 1936 году был освоен выпуск самосвалов ГАЗ-410, в 1937 году — «пикапов» ГАЗ-М-415, в 1938 году — санитарных автомобилей ГАЗ-55 и модернизированных универсальных грузовиков ГАЗ-ММ.

К июню 1941 года автозавод дал государству более миллиарда рублей прибыли.

В октябре 1941 года на автозаводе была создана первая фронтовая бригада В. Ф. Шубина.

Указом от 29 декабря 1941 года за образцовое выполнение заданий правительства по выпуску оборонной продукции Президиум Верховного Совета СССР наградил Горьковскии автомобильный завод орденом Ленина.

По итогам Всесоюзного социалистического соревнования в августе 1942 года заводу присуждено переходящее знамя Государственного Комитета Обороны.

С 4 по 21 июня 1943 года завод бомбила фашистская авиация, было разрушено 60 зданий и сооружений.

28 октября 1943 года автозаводцы рапортовали Государственному комитету обороны о восстановлении предприятия.

За досрочное восстановление завода и ликвидацию последствий налетов вражеской авиации, за успешное выполнение заданий ГКО по освоению видов боевых машин и вооружения, за усовершенствование боевой техники и образцовое снабжение фронта военной продукцией — 9 марта 1944 года завод награжден орденом Красного Знамени.

В 1944 году автозаводцы разработали конструкции грузовых автомобилей ГАЗ-51 и ГАЗ-63, легкового автомобиля М-20.

16 сентября 1945 года за успешное выполнение заданий Государственного Комитета Обороны по выпуску артиллерийских самоходных установок Горьковскии автозавод награжден орденом Отечественной войны первой степени.

За досрочное и успешное выполнение фронтовых заказов по итогам Всесоюзного социалистического соревнования за годы Великой Отечественной войны коллективу автозавода 33 раза присуждалось переходящее Красное знамя ГКО и 19 раз переходящее Красное знамя Горьковского горкома ВКП(б).

27 апреля 1946 года по решению ВЦСПС и Министерства автомобильной промышленности заводу вручено на постоянное хранение Красное знамя Государственного Комитета Обороны.

9 августа 1946 года по решению Горьковского горкома ВКП(б), заводу вручено на вечное хранение Красное знамя горкома ВКП(б).

В 1946 году была завершена перестройка завода на выпуск мирной продукции.

С 1946 года начался массовый выпуск грузовиков ГАЗ-51 и легковых автомобилей «Победа».

В 1948 году было освоено производство грузового автомобиля ГАЗ-63.

В связи с 20-летием завода Президиум Верховного Совета СССР за самоотверженный труд и новаторскую деятельность наградил орденами и медалями более 4 тысяч автозаводцев.

В октябре 1950 года первая партия лимузинов ГАЗ-12 была отправлена потребителям.

С октября 1955 года берет начало социалистическое соревнование коллективов Московского и Горьковского автозаводов.

В конце 1956 года завод освоил производство грузовиков ГАЗ-51А, приступил к сборке легковых автомобилей «Волга» ГАЗ-21 и вездехода ГАЗ-47. Новая продукция завода (автомобиль ГАЗ-51А и вездеход ГАЗ-47) на Всесоюзной промышленной выставке была удостоена Дипломов первой степени.

В январе 1958 года на автозаводе было создано постоянно действующее общезаводское производственное совещание.

В третьем квартале 1958 года осуществлен переход на семичасовой рабочий день.

На Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году автомобили «Волга», «Чайка» и грузовая ГАЗ-52 удостоились высшей награды: им был присужден большой приз выставки — Гран При.

С 1959 года на предприятии получило широкое распространение движение за коммунистическое отношение к труду.

В 1961 году была выпущена первая промышленная партия новых грузовиков ГАЗ-53Ф.

В октябре 1961 года, в дни работы XXII съезда КПСС с главного конвейера сошел 2 000 000 грузовик с маркой ГАЗ.

В дни работы XXII съезда КПСС (1961) по почину бригад кузнецов, руководимых Перевозчиковым, Карцевым и другими, на заводе зародилась новая форма соревнования — по личным и бригадным планам повышения производительности труда.

В октябре 1966 года на автозаводе зародилось движение «Ни одного отстающего рядом!».

28 февраля 1967 года в первой половине дня собран 5 000 000 автомобиль. Им оказался грузовик ГАЗ-53А.

В мае 1966 года на Международной выставке «Современные сельскохозяйственные машины и оборудование» на ВДНХ СССР Золотыми медалями награждены грузовой автомобиль повышенной проходимости ГАЗ-66 и самосвал с трехсторонним опрокидыванием платформы ГАЗ-САЗ-53Б.

В 1967 году на Лейпцигской ярмарке грузовику ГАЗ-66 присуждена Золотая медаль.

23 июня 1967 года с конвейера завода сошел миллионный легковой автомобиль.

По итогам социалистического соревнования в честь 50-летия Великого Октября в 1967 году автозавод был награжден юбилейным Красным знаменем ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР и ВЦСПС.

Во второй половине 1970 года завод перешел на массовый выпуск нового легкового автомобиля ГАЗ-24 «Волга». «Волга» ГАЗ-24 удостоена Золотой медали на выставке в Пловдиве (Болгария) в 1969 году, а в 1970 году — на выставке в Брно (Чехословакия).

За успехи, достигнутые в восьмой пятилетке, Горьковский автозавод 4 января 1971 года был награжден четвертым орденом — орденом Ленина.

В 1971 году на базе автозавода и его филиалов было создано производственное объединение ГАЗ.

С 15 января 1975 года начат серийный выпуск грузового автомобиля ГАЗ-52-04.

В марте 1973 года было учреждено звание «Передовой наставник-воспитатель».

За годы 9-й пятилетки только на Горьковском автозаводе построено и введено в эксплуатацию производственных площадей в два с лишним раза больше, чем их было в 1932 году.

За достижение высоких показателей в выполнении 9-го пятилетнего плана ЦК КПСС, Совет Министров СССР, ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ наградили коллектив объединения памятным знаком «За трудовую доблесть в IX пятилетке» с занесением на всесоюзную доску Почета на ВДНХ СССР.

В десятой пятилетке начато производство легковых автомобилей ГАЗ-14 «Чайка» взамен ГАЗ-13.

15 октября 1980 года за большой вклад в развитие автомобилестроения и международной торговли коллектив Горьковского автомобильного завода (производственное объединение ГАЗ) награжден международной премией «Золотой Меркурий».

За успехи в социалистическом соревновании ЦК КПСС, Совет Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ наградили коллектив объединения переходящим Красным знаменем, памятным знаком «За высокую эффективность и качество работы в десятой пятилетке» с занесением на всесоюзную доску Почета на ВДНХ СССР.

9 декабря 1980 года бригада сборщиков рам ГАЗ-53А, руководимая В. С. Орловым, выступила с инициативой «Трудиться с меньшей численностью рабочих, по технически обоснованным нормам!».

22 декабря 1980 года в цехе сборки легковых автомобилей (первая смена, начальник участка Н. Н. Воронцов) был собран первый легковой автомобиль ГАЗ-3102 «Волга».

В третьей декаде марта 1981 года собран 10-миллионный автомобиль марки ГАЗ.

Единая первичная партийная организация предприятий объединения, расположенных в Горьком, насчитывала 12,5 тысячи коммунистов.

11 автозаводцев удостоены высокого звания Героя Социалистического Труда, 173 человека являются кавалерами ордена Ленина, 95 — кавалерами ордена Октябрьской Революции, 6 — лауреатами Ленинской премии, 64 — лауреатами Государственной премии, 14 — лауреатами премии Ленинского комсомола. Автозаводцы были делегатами всех партийных съездов с XVII по XXVI.

Более 3300 бригад, около 900 участков и смен, 29 цехов и отделов, один завод и одно производство носили почетное звание «Коллектив коммунистического труда». Около 50 тысяч автозаводцев являлись ударниками коммунистического труда.

Автомобили ГАЗ-66, ГАЗ-53А и ГАЗ-24-01 «такси» выпусклись со Знаком качества, что составляет 60 процентов всей продукции, подлежащей аттестации.

Автомобили марки ГАЗ экспортировались в 49 стран, а известна продукция автозавода в 78 странах мира.

Конструкторами завода было разработано около 220 моделей и модификаций автомобилей, 110 из них были пущены в производство.

Свыше 11 тысяч автозаводцев носят почетное звание «Ветеран автомобильной промышленности».

Более 1200 передовиков производства награждены почетными знаками «Заслуженный автозаводец» и «Заслуженный молодой автозаводец».
 
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
29.01.2019


Источник: http://www.up-pro.ru/news/daty/jan29.html




Обсуждение статьи



Ваше имя:
Ваша почта:
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

Вверх
Полная версия сайта
Мобильная версия сайта