Никита Хазов: Исцеление раскола в Болгарской Православной Церкви на Софийском Соборе 1998 года (09.01.2019)

30 октября 1998 года в столице Болгарии Софии начался Всеправославный Собор, созванный Патриархом Максимом и святейшим Синодом Болгарской Православной Церкви (БПЦ). Всё в организации и подготовке этого собрания говорило о его чрезвычайной важности и экстраординарности. Так оно и было: Болгария остро нуждалась в помощи всего Православного мира для восстановления канонического единства Церкви. Но как же так получилось, что Православие там оказалось под угрозой?
В начале 1990-х годов верующие разных стран мира были убеждены, что с падением атеистических режимов эпоха открытого вмешательства государства в дела религиозных объединений осталась в прошлом. Однако жизнь безжалостно растоптала эти наивные убеждения. Оказалось, что смена политического курса и демонтаж антицерковных институтов не всегда означает отказ государства от контроля над верой.В 1991-м году в Народной Республике Болгария (НРБ) к власти пришла антикоммунистическая коалиция – Союз демократических сил (СДС). Костяк СДС составляли бывшие болгарские диссиденты, большинство из которых в своё время принимали активное участие в свержении последнего коммунистического лидера Болгарии Тодора Живкова. Естественно, эти люди спешили поскорее ликвидировать старую политическую систему, в которой они видели угрозу и для демократии в стране, и для себя лично.
На фоне смены государственной власти политики и часть иерархов БПЦ стали требовать от Патриарха и Синода радикальных реформ, которые должны были продемонстрировать приверженность Церкви новым «демократическим идеалам», показать её единение с народом. По сути, под маской «декоммунизации» БПЦ предлагали очередную форму обновленчества, нарушающего каноны Православия, а потому реформы вызвали отторжение у авторитетных болгарских иерархов во главе с патриархом Максимом. В возникшем конфликте между церковной властью и «реформаторами» последние проявили себя весьма показательно — обратились за помощью в Дирекцию по делам религии при Правительстве Республики Болгарии. Ими было объявлено, что Патриарх Максим и некоторые члены Синода являются ставленниками коммунистической партии и в случае попытки переворота могут поддержать реваншистов.
В первые месяцы 1992 года окончательно закрепился союз новой политической власти и «мятежных иерархов». Первых представлял, избранный в 1991 г. депутатом Народного собрания от СДС, иеромонах Христофор (Сабев), который в новом Парламенте возглавил Комиссию по делам вероисповеданий. Вторых — глава Дирекции по делам религии при Правительстве Республики Болгарии (далее – Дирекция) Мефодий Спасов. В начале весны 1992 года, видя непреклонность позиции патриарха Максима, «реформаторы» объявили, что его избрание, состоявшееся в 1971 году, является незаконным в виду нарушения ряда предписаний Устава БПЦ. И вслед за этим Дирекция потребовала перевыборов предстоятеля. 18 мая 1992 г. несколько высокопоставленных иерархов БПЦ во главе с митрополитом Неврокопским Пименом заявили о «низложении» Патриарха Максима, а Дирекция вероисповеданий тут же признала образованный раскольниками Синод законным.
25 мая 1992 года М. Спасов издал Обращение, подписанное виднейшими церковными иерархами, в котором называл патриарха Максима незаконным и объявлял о создании нового, альтернативного Синода. Однако, сразу же после публикации данного документа митрополит Рущукский [1].
Софроний, чье имя значилось в списке «альтернативщиков», заявил, что его ввели в заблуждение, и отозвал свою подпись. В этом его поддержали епископы Нестор, Наум и Иларион, которые также заявили, что их имена были использованы без их согласия. Таким образом, псевдо-Синод остался в составе всего четырех митрополитов и двух епископов. При этом, важно отметить, что одним из епископов нового Синода стал и монах-депутат Христофор (Сабев), рукоположенный в сан на следующий день после публикации Обращения — 26 мая. Патриарха и канонический Синод поддержали 7 митрополитов и 11 епископов.
Осознавая, что такой расклад сил ведет к скорому поражению, епископ Христофор с группой сторонников принял решение идти ва-банк. 31 мая 1992 года он самовольно занял здание Синода и забаррикадировался в нем. Вызванная представителями канонической Церкви, полиция наотрез отказалась вмешиваться в конфликт. В ответ на это патриарх Максим напрямую обратился к Президенту Республики Желю Желеву с просьбой оказать воздействие на «альтернативщиков» и остановить творившийся произвол.
1 июня собирается экстренное заседание Конституционного Суда, которое принимает решение, что «Обращение» М. Спасова нарушает конституционную норму об отделении Церкви от государства. О действиях самих «альтернативщиков» в постановление суда не было ни слова. Дело передают в Верховный Суд, который уже 2 июля 1992 года постановил, что он не будет рассматривать иск, поскольку организация, которую представляет Патриарх Максим не имеет официальной регистрации в Дирекции вероисповеданий, возглавляемой всё тем же М. Спасовым.
Вскоре после вынесения решения Верховного Суда глава альтернативного Синода епископ Пимен издал письменный приказ Максиму освободить все помещения и отправиться в ссылку. Вместе с Патриархом со своих постов «снимались» генеральный секретарь БПЦ епископ Неофит и викарий Софийской епархии епископ Нафанаил. Когда же приказу Пимена никто не подчинился, начались насильственные захваты епархиальных зданий и церковного имущества. Самой драматичной страницей в этой истории стала неудачная попытка захватить Патриарший собор Александра Невского в Софии, в ходе которой пострадали как защитники Собора, так и нападавшие.
Кульминацией тех событий стала борьба за Семинарию, развернувшаяся в первой половине сентября 1992 года. «Синод Пимена» назначил новым ректором проф. Радько Поптодорова. В ночь на 31 августа профессор во главе группы вооруженных сторонников направился прямо к дверям семинарии и буквально с боем взял её, разогнав защитников. По непроверенной информации, боевиков Поптодорова поддерживал тогдашний Министр обороны Болгарии – Александр Сталийски, но его причастность к тем событиям не доказана. Старый настоятель семинарии, епископ Григорий, находившийся в это время на конференции в Праге, сразу же вернулся. На 13 сентября был назначен митинг у здания церковной школы, где собрались не только семинаристы и их родители, но и в целом все те, кому была небезразлична судьба Церкви. Безоружные митингующие предприняли решительную попытку прорваться внутрь. Все говорило о том, что удержать здание без кровопролития не удастся. И здесь стоит отдать должное Р. Поптодорову, который, не желая такого исхода событий, принял решение не стрелять по безоружным людям и всё-таки покинул здание.
Разгневанный Пимен обратился в Прокуратуру и в мэрию г. Софии с требованием отправить вооруженные силы полиции для занятия епархиальных зданий и помещений. Однако ситуация уже становилась критической. В любой момент в Болгарии могла вспыхнуть настоящая гражданская война. Прокуратура и даже мэр Софии, который до этого без всяких проволочек зарегистрировал Пимена как «митрополита Софии», на этот раз отказался его поддержать. События вокруг Семинарии стали переломным моментом противостояния.

23-26 июля 1996 года Собор епископов, сохранивших верность Патриарху Максиму, отлучил Пимена от Церкви и лишил сана всех епископов, рукоположенных в расколе. 2 июля 1997 года в Софии прошел Церковно-народный собор канонической БПЦ, на который прибыли представители 7 Православных Патриархов. Собор продолжался всего два дня, причем первый из них был посвящен протокольным мероприятиям и обсуждению процедурных вопросов. Но хотя на нём и не был исцелен раскол, было наглядно продемонстрировано, что большая часть поместных Православных Церквей поддерживают Патриарха Максима. Особо нужно отметить огромную роль в преодолении раскола, которую на всех этапах сыграла Русская Православная Церковь и другие Поместные Церкви. С самого раннего этапа этих событий, большинство Поместных Церквей категорически поддержали каноническую БПЦ. Кроме того, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и митрополит Варшавский Савва приложили немало усилий, чтобы убедить лидеров раскола покаяться. Именно от Патриарха Московского исходила тогда инициатива подобных переговоров, он же выступил в качестве посредника и увещевателя.
В итоговом заявлении Собора было подчеркнуто, что церковный конфликт не только ввел смуту в религиозную жизнь Болгарии, но и вызвал разлом в болгарском обществе и общинах за рубежом. Собор осудил не только деятельность СДС по попытке вновь поставить Болгарскую Церковь под контроль государства, но и предшествующие, коммунистические репрессии против духовенства в НРБ, призвал расследовать случаи исчезновения, гибели и арестов священников в 1947-1989 гг., тем самым окончательно отмежевавшись от обвинений в поддержке «красных реваншистов».
Для окончательного преодоления раскола был созван Всеправославный Собор, в работе которого приняли участие уже представители почти всех Православных Церквей (кроме Грузинской и Американской, канонический статус которой не признаётся Константинопольским Патриархатом). Лже-патриарх Пимен, несмотря на договоренности, отсутствовал, сославшись на состояние здоровья. Собор работал два дня, с 30 сентября по 1 октября 1998 года. Открывший его Константинопольский Патриарх Варфоломей в своем послании Собору осудил стремление прежних властей Болгарии возложить ответственность за процедурные нарушения при избрании Патриарха в 1971 году на Патриарха Максима. Также он подверг критике решение о низложении Патриарха Максима, которое очевидным образом нарушает основы канонического права, а действия Дирекции вероисповеданий охарактеризовал как нарушающие нормы болгарской Конституции. Присутствующие на соборе сторонники СДС активно отстаивали верность принятого ими в 1992 году решения, но оказались в меньшинстве и поддержки других участников Собора не получили.
Всеправославный Собор разобрал факты раскола «против Священных догматов православной веры, преданий Святых и Богоносных Отцов и Святых канонов» в Болгарской Церкви и определил, что «бытие и существование раскола в недрах Святых Поместных Церквей, представляет собой величайший грех, который отнимает освящающую благодать Святаго Духа и вызывает в сознании наших братий, верующих во имя Господа большой и иногда неисцелимый соблазн» [2].
После того, как предстоятели Поместных Церквей открыто и прямо поддержали Патриарха Максима, многие из лидеров раскола были вынуждены признать ложность своих взглядов и обратились к участникам Собора с публичным покаянием. Ими было выражено желание вернуться в лоно канонической БПЦ. Немало этому способствовали решения, принятые на Церковно-народном Соборе 1997 года, о которых мы говорили выше. Повлияли и увещевания, которые предприняли представители канонической Церкви.
1 октября Всеправославный Собор даровал раскольникам прощение, вернул им их саны, отменил анафемы против них. Вопроса церковной «амнистии» касались сразу несколько положений итогового Заявления Собора. Кратко они могут быть выражены в 3 пунктах:
- Подтверждалась каноничность одного лишь Святого синода БПЦ и патриаршее достоинство Его Святейшества Максима Патриарха Болгарского и Митрополита Софийского.
- Осуждались все действия раскольников. Те из них, кто готов был покаяться, должны были добровольно снять символы архиерейского сана и выступить с публичным покаянием, признав единственным Предстоятелем Болгарской Церкви Патриарха Максима. Наряду с этим они должны были отказаться от своего епископального рукоположения, полученного во время раскола, и вновь стать простыми монахами.
- Однако в своем снисхождении Собор принял покаявшихся раскольников снова в лоно Православной Церкви и даже вернул всем епископское достоинство. В частности, Собор услышал и принял раскаяние, отпавшего в 1992 году, митрополита Врачанского Каллиника (Александрова) и восстановил его в архиерейском сане. При этом было решено территориально разделить существующую до сих пор Врачанскую епархию на две, оставив одну под пастырским окормлением действующего епископа, а вторую передав Каллинику [3].
Переходя от частных решений 1998 года к общим, следует отметить, что Собор также определил, что любой раскол в каждой отдельной Поместной Церкви представляет собой величайший грех, который отрывает от благодати Святого Духа подчас сотни тысяч верующих, крадет их от жизни вечной. В виду этого вся полнота Православной Церкви должна быть направлена на увещевание отпавших, а их возвращение, как и в случае с Болгарской Церковью, должно происходить с приложением полной икономии. Тягость покаяния, ведь только через покаяние возможно возвращение в Церковь, должна стать главным наказанием для отпавших. Иные прещения же допустимо не накладывать (как в случае с сохранениями епископских санов в Болгарии).
Спустя семь лет болгарский раскол оказался исцелен. Однако, к сожалению, события 90-х годов в балканской республике не остались уникальными в новейший период. Попытка государства вмешиваться в церковные дела приводит к очередным всплескам этнофилетизма и сегодня. События в Македонии и Украине лишний раз доказывают, что вне зависимости от официального курса правительства (в Македонии у власти правая Демократическая партия за македонское национальное единство, на Украине — правоцентристский Блок Порошенко), государство не желает расставаться с ролью церковного регулятора. Попытки национальных правительств подчинить Церковь своей воле, переделать под себя жизнь верующих, ставят под угрозу единство и кафоличность Церкви.
История Болгарской Православной Церкви наглядно показывает, что религиозное разделение, если его вовремя не затушить, может быстро перерасти в социально-политическую и духовную катастрофу в масштабах всей страны. И сейчас, когда на Украине история раскола получает ужасающее продолжение, мы просто обязаны обратиться к опыту Софийского Всеправославного Собора 1998 года. В России и Украине сегодня так же, как и 20 лет назад в Болгарии, истинно верующие уповают на вразумляющую силу голоса Вселенского Православия. От всех Поместных Церквей, и в первую очередь от БПЦ [4], слышится призыв созвать новый Всеправославный Собор, на котором отпавшие смогут принести искреннее покаяние, а не мнимое, как было в случае с прошлогодним письмом Филарета.
Тогда в 1990-е проблему удалось решить благодаря единству, которое было явлено лидерами всех Поместных Церквей. Сегодня, к сожалению, такого единства нет. Ради собственных политических интересов Фанар поддерживает раскольников как в Македонии, так и близкой нам Украине. И потому добиться единства внутри отдельной Поместной Церкви будет весьма трудно, пока подобного единения нет и среди Поместных Церквей.
__________________________
[1] От названия города Руса, или Рущук.
[2] См. Уврачевание церковного раскола в Болгарии. Сообщение для органов информации от 02.10.1998. URL: https://mospat.ru/archive/1998/10/nr021083/
[3] Хроника и Факти по преодоляването на разкола в БПЦ — част първа URL: https://churchbg.livejournal.com/
[4] Болгарская Церковь призвала созвать Всеправославный собор для решения вопросов украинского раскола.
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Никита Хазов
Источник: https://stbasil.center/