Кирилл Бенедиктов: Афтершок Усть-Илимска: домохозяйка обошла единоросса на выборах (Россия: Политическая жизнь) (03.04.2019)

Допускаю, что единороссы пребывают в приятном заблуждении относительно потенциала и перспектив своей партии.
То, что «брак по расчету» между правящей партией и народом вот-вот закончится разводом, стало ясно еще осенью прошлого года. Но только сейчас, после выборов мэра небольшого сибирского города Усть-Илимска, становится понятно, какой глубины пропасть разверзлась между «Единой Россией» и рядовыми избирателями.

Напомню: 24 марта в Усть-Илимске состоялись внеочередные выборы главы городской администрации. Предыдущий мэр, единоросс Вакиль Тулубаев, был вынужден подать в отставку после того, как городская дума дважды признала работу администрации неудовлетворительной.

Противостояние мэра и заксобрания города тянулось два года. Депутаты упорно оценивали работу мэра на «двойку», он в ответ оспаривал решение думы в суде. На последнее заседание заксобрания (в декабре 2018 г.) Тулубаев попросту не явился, а в январе написал заявление «по собственному желанию».

Политические интриги в небольшом городе (население Усть-Илимска – 82 тысячи человек) всегда закручиваются вокруг градообразующих предприятий. В случае с Усть-Илимском многое завязано еще и на Иркутск, где находится штаб-квартира Иркутскэнерго - компании, контролирующая Усть-Илимскую ГЭС. Споры хозяйствующих субъектов определяют баланс сил между исполнительной и законодательной властью, предвыборные расклады и поиск союзников в столицах – региональной (Иркутск) и федеральной.

Должность мэра города считается в значительной степени «расстрельной» - два предшественника Тулубаева сидят в тюрьме, один за организацию убийства, другой за взятки.

Тем не менее, мэр городу нужен. Поэтому после того, как Тулубаев заявил об отставке, в городе были назначены досрочные выборы.

Самым популярным политиком Усть-Илимска является депутат заксобрания Иркутской области и директор ООО «ИлимТЭК» Анатолий Дубас. Некогда он был главой местного отделения «Единой России», но в июле 2018 г. вышел из партии – в том числе из-за публичного несогласия с пенсионной реформой. На выборы мэра Дубас собирался идти кандидатом от партии «Родина». Но в регистрации ему отказали, а чуть позже сняли с дистанции еще одного фаворита гонки – Наиля Гарипова от КПРФ.

Политтехнологи, присланные из Москвы за две недели до выборов, как пишут в телеграм-каналах, «неправильно оценили политическую обстановку и банально провалили кампанию».

Но это пишут сейчас, когда кампания уже провалена. А вообще-то они старались - перед выборами все политическое пространство Усть-Илимска было зачищено до зеркального блеска.

Список кандидатов, из которых предлагалось выбирать горожанам, состоял из 1) кандидата от «Единой России», спикера городской думы Сергея Зацепина, 2) домохозяйки Екатерины Сазоновой от партии «Города России», 3) продавца Ирины Кондратьевой, выдвинутой «Справедливой Россией» и 4) еще одной домохозяйки, 28-летней Анны Щекиной из ЛДПР. В таких условиях победа единоросса Зацепина казалась неминуемой.

А победила неожиданно домохозяйка Щекина – со счетом 44,04% против 37,3% у Зацепина.

Конечно, главную роль в ее победе сыграл тот факт, что за два дня до голосования в союз с ней вступил тот самый Анатолий Дубас, которого до выборов не допустили. И, как предполагают многие, теперь именно Дубас – формально вице-мэр – будет управлять Усть-Илимском, а Анна Щекина будет у него «учиться». Все это так. Но не менее очевидно и то, что на выборах мэра победил не просто кандидат от ЛДПР, а кандидат «против ЕдРа».

После выборов в Усть-Илимске окончательно стало ясно, что принадлежность к «партии власти» - это уже не бонус, а клеймо, с которым выиграть честные выборы невозможно, да и нечестные – довольно проблематично.

В общем-то, «Единая Россия» сама все сделала для того, чтобы поставить себя в такое положение. Если бы она развивалась в условиях справедливой конкурентной борьбы, как нормальная политическая партия, то ее руководству волей-неволей приходилось бы соотносить свои шаги с мнением избирателей. Но она с самого начала была просто ширмой, придающей респектабельно-демократический вид пресловутой «вертикали власти», фиговым листком административного ресурса.

И когда летом прошлого года «Единая Россия» - единственная из всех думских фракций – поддержала пенсионную реформу, да и другие реформы либерального правительства Медведева – реальность открылась во всей своей неприглядной откровенности.

Партия долго шла к этому «успеху». Когда в 2011 г. Алексей Навальный запустил мем «партия жуликов и воров» (ПЖиВ), репутация «Единой России» уже была такой, что выборы в Госдуму, на которых она получила необъяснимо высокое количество голосов, спровоцировали массовые протесты не только в Москве, но и во многих регионах страны. Правда, на следующих выборах (2016 г.) единороссам удалось поправить положение, но это произошло не из-за того, что избиратели внезапно стали больше доверять партии власти, а в силу еще действовавшего «крымского фактора».

А спустя семь лет настало время оглушительных поражений «Единой России» - в Хабаровском крае (где губернатором стал Сергей Фургал из ЛДПР), в Хакасии (победил коммунист Валентин Коновалов), во Владимирской области (Владимир Сипягин, ЛДПР). В стратегически важном Приморье результаты выборов губернатора были отменены, поскольку подтасовки в пользу единоросса Тарасенко были слишком очевидны, и центру удалось путем колоссального напряжения сил «переиграть» ситуацию так, что главой края стал абсолютно системный политик Олег Кожемяко (член «Единой России», он предпочел идти на выборы как самовыдвиженец, чтобы не дразнить избирателей).

Для нормальной демократической системы, в которой существует здоровая политическая конкуренция, ничего из ряда вон выходящего в победе кандидатов от других партий, нет. Но в том-то и дело, что сложившаяся за последние 20 лет российская политическая модель обладает целым рядом особенностей.

В этой модели нет места настоящей соревновательности. По одной простой причине: честном в соревновании может победить не тот кандидат, которого хочет видеть на посту начальство, а тот, за кого проголосуют избиратели. А избиратели, в рамках этой модели – не более, чем неизбежное зло. Без них, конечно, не обойтись – но по-настоящему их мнение никого не интересует.

(Кстати, по той же причине не приживается у нас и суд присяжных. Ведь присяжные могут вынести совсем не тот вердикт, который устроит начальство. А это опасный подкоп под две главные опоры нынешней судебной системы – «телефонное право» и обвинительный уклон (известно, что российские суды выносят оправдательные приговоры крайне редко – за весь 2017 г. их было вынесено меньше 1%, то есть менее 3 тысяч человек из 318 тысяч подсудимых). При этом за тот же 2017 г. по всей России присяжными были рассмотрены лишь 224 дела, из 446 подсудимых 52 (т.е. больше 10%) были оправданы. Про судебную реформу, впрочем, поговорим как-нибудь в другой раз).

Может показаться, что говоря о «неизбежном зле», я чересчур сгущаю краски. Отнюдь. Вот как отреагировал на победу Анны Щекиной бывший глава Усть-Илимского отделения Молодой Гвардии Единой России Владимир Иващенко (орфография и пунктуация оригинала сохранены):

«Вы даже не понимаете, что натворили. Вы нихера в политике не шарите, никто из вас, а уже отдали город малолетке без образования. Протест протестом, но мозги надо иметь. <…> Вы очень ограниченное стадо. Удачи вам. Могу лишь быть счастлив, что уже не живу тут. P. S. можете писать мне сколько угодных гневных комментарий, на которые я отвечать не буду, но суть от этого не изменится, вы слишко туго мыслите, что бы хоть, что-то сообразить. Можете убеждать себя сколько угодно, что Защекина мэр, но так никогда не будет, ей как управляли, так и будут управлять. Если вы этого не понимаете, то вы дебилы».

Позже Иващенко извинился за этот комментарий, но удалять его из сети не стал.

Естественно, разразился скандал. Поскольку Иващенко некоторое время назад перебрался из Усть-Илимска в Иркутск, тамошние «молодогвардейцы» решили на всякий случай от него дистанцироваться. Но получилось не очень красиво: сначала в интернете появилось заявление Иващенко о выходе из МГЕР, датированное аж 2016 г., а на следующий день пользователи соцсетей разыскали фотографии, на которых видно, что в июле 2018 Иващенко присутствовал на конференции «Единой России», где выступал Андрей Турчак, а в декабре того же года обновил свое фото в фейсбуке с логотипом «Молодой гвардии» и хэштегом #ЯВПАРТИИ.

То есть ко всем сомнительным «достижениям» Иващенко на ниве политпиара добавилось еще и вранье.

Смысл этой попытки выдать черное за белое от меня ускользает, тем более, что на сайте Молодежной думы г. Иркутска, депутатом которой является Иващенко, о нем сказано следующее:

«Родился в 1997 году  в г. Усть-Илимск. Закончил колледж Байкальского государственного университета по специальности юрист. Заочно получает высшее юридическое образование в Иркутском институте (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста РФ). С 2014 года по 2015 год являлся руководителем Усть-Илимского городского отделения «Молодой Гвардии».    С 2015 года является членом ВПП «Единая Россия». Работает помощником адвоката. Является куратором Федерального проекта «СтудФонд» в Иркутской области и секретарем первичной ячейки Иркутского городского отделения партии «Единая Россия».

Можно, конечно, отмахнуться – мол, парню всего-то 22 года, молодой еще, горячий. Позволяет себе лишнего. Вырастет, поумнеет – и не станет позволять себе называть избирателей «ограниченным стадом» и «дебилами».

Верится в это, однако, с трудом. Потому что совсем недавно взрослый (1946 г. рождения), образованный (доктор технических наук) и состоявшийся (директор «Кузнецких ферросплавов», полковник ФСБ) депутат Госдумы от «Единой России» Александр Максимов, участвовавший в обсуждении законопроекта о запрете закупки автомобилей дороже 2 млн. рублей для чиновников, разразился гневной тирадой о том, что русский народ (вообще эти господа избегают употреблять слово «русский», но в данном случае речь шла об отрицательных качествах, так что можно) питает «традиционную, исконную, лютую ненависть» к состоявшимся, успешным и неординарным людям, которые заслуживают таких благ. Поэтому, завершил свое выступление Максимов, мы, партия «Единая Россия», против законопроекта.

Что касается конкретно г-на Максимова, то он-то, быть может, за свои слова ответит (кировский адвокат Ярослав Михайлов подал заявление в прокуратуру с требованием проверить высказывания депутата, который, как выяснилось, не раз публично заявлял, что русские, якобы, «ненавидят умных и образованных людей»).

Но дело не в Максимове и не в Иващенко персонально. Они просто винтики огромной партийной машины, которая на большой скорости едет не туда. Главный вопрос в том, возможно ли скорректировать направление движения этой машины – или же она очень скоро свалится в кювет. Ответ на него зависит от того, будут ли усиливаться тенденции, так ярко проявившиеся в Усть-Илимске.

С одной стороны, это упорное нежелание «партии власти» играть честно и по правилам, конкурируя с другими политическими силами, а не пытаясь их задавить «административным ресурсом».

С другой стороны, это все чаще проявляющееся пренебрежение единороссов на всех уровнях партийной вертикали к тем самым избирателям, доверие которых они, по идее, должны завоевывать делами. Такого высокомерия и спеси не позволяли себе – во всяком случае, публично – ни советские партноменклатурщики, ни даже демократы ельцинского разлива.

Допускаю, что сейчас единороссы пребывают в приятном заблуждении относительно потенциала и перспектив своей партии, за которой стоит вся мощь государства. Но хотелось бы напомнить им о том, что тридцать лет назад в стране существовала партия, в сравнении с которой «Единая Россия» выглядит лишь бледной тенью. И эта всесильная партия, на которой держался весь могучий Советский Союз, за считанные месяцы превратилась в жупел и объект ненависти миллионов граждан страны.

В ближайшие годы «Единая Россия» вполне может повторить судьбу КПСС – хотя бы потому, что предпочитает играть по тем же правилам. Возможно, это не вина «партии власти», а ее беда – ведь она же не на пустом месте выросла, а в рамках определенной политической традиции, уходящей корнями как минимум в двадцатые годы прошлого века, в борьбу с троцкизмом и разными «уклонами». И даже теперь, спустя без малого век, слишком многие наши соотечественники – причем не только профессиональные политики, но и рядовые избиратели – не видят ничего неправильного в том, что в стране сложилась однопартийная система. То есть, партий у нас, разумеется, много, но система все равно однопартийная (точно так же, как в США насчитывается не один десяток партий, а система двухпартийная, как ни крути).

Но сейчас нам важны не теоретические рассуждения, а реальная политика. А в реальности на наших глазах происходит превращение «Единой России» в токсичную партию, членство в которой скорее вредит имиджу политика, чем помогает ему. С другой стороны, традиционные партии «системной оппозиции» - ЛДПР, КПРФ, «Справедливая Россия» - постепенно трансформируются из игрушечных спарринг-партнеров в питомники, где подрастают реальные конкуренты единороссов.

В Севастополе «Единой России» предстоит серьезная борьба за контрольный пакет голосов в Законодательном собрании города – 16 депутатских мандатов. Но борьба может вестись разными методами. Либо «конвенционными» (участие в делах города, конкуренция с соперниками, дебаты и т.д.), либо «политтехнологическими» - именно так была «зачищена поляна» в Усть-Илимске.

Тот факт, что некоторые соперники единороссов уже сейчас без боя сдают свои позиции, а «ЕдРо» прилагает колоссальные усилия для того, чтобы в массовом порядке и по ускоренной процедуре принять в ряды партии членов севастопольского «Боевого братства» для участия в праймериз, региональным руководством «Единой России» выбран именно второй путь.

Пример Усть-Илимска показывает, что путь этот, хотя и куда менее затратный, может привести к вполне неожиданным результатам.

P.S.

Уже начав работать над этой колонкой, я прочел на сайте Форпоста новость о том, что жительница Севастополя Евгения Тяпнина могла повторить «подвиг» Анны Щекиной из Усть-Илимска и побороться за пост губернатора, обещая сделать город «самым комфортным для жизни, развитым, интересным для туристов и в целом высокодоходным в России». Правда, вскоре свой пост из Фейсбука Евгения удалила, пояснив, что в губернаторы ей пока идти рановато, а вот в Общественную палату она бы пошла с удовольствием.

Хорошая заявка и отличный старт для начинающего политика – но только в том случае, если Тяпнина избежит соблазна вступить в «партию власти».

Источник: https://sevastopol.su/point-of-view/aftershok-ust-ilimska
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
03.04.2019

Кирилл Бенедиктов





Обсуждение статьи



Ваше имя:
Ваша почта:
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

Вверх
Полная версия сайта
Мобильная версия сайта