Сергей Латышев: Ангела Меркель: Европа должна взять свою судьбу в собственные руки (12.05.2018)

Европа стремительно эмансипируется от Вашингтона на основе консенсуса Германии и Франции превратить ЕС в геополитический полюс, отличный от США.
На США более полагаться нельзя, Европа должна взять свою судьбу в собственные руки, заявила канцлер ФРГ Ангела Меркель. Сенсация даже не в том, что она публично произнесла эти слова, которые горячо поддержали президент Франции Эммануэль Макрон и председатель Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер, а в том, что их повторила. Потому что то же самое Меркель заявила на последнем давосском форуме. Такими словами не бросаются, и если их пришлось повторить снова, значит, это уже решённый вопрос, значит, то, на что давно, но пока что безуспешно надеялась Россия, начинает осуществляться. Президент США Дональд Трамп со своей политикой «Америка прежде всего» доигрался — плоды этого пожнёт весь мир.

Меркель рвёт с США

"Уже нельзя считать, что Соединённые Штаты станут защищать нас. Европа должна взять свою судьбу в свои руки. В этом и заключается наша задача на будущее", — заявила накануне в Ахене в ходе торжественного мероприятия канцлер ФРГ. Она предупредила, что европейцам придётся бороться «за свои права, за своё будущее». С кем, она не уточнила, но это и так понятно. Все видят, кто постоянно прессингует Европу, пытается заставить её служить своим интересам, интригует против неё, занимается экономическим шантажом, угрожая санкциями, пытается сорвать её политическую консолидацию, лишить конкурентоспособности её экономику, навязывая невыгодные европейцам экономические решения, втравливает во внешнеполитические авантюры, а потом вынуждает расплачиваться за их последствия миллионными потоками нелегальных мигрантов и беженцев.

И эта страна — не Россия и не Индия с Китаем. Это США, которые в результате организованных англосаксонским капиталом двух мировых войн превратили доминировавшую до них в мире Европу в геополитически пустое место, своего вассала.

Меркель, которую часто обвиняют в том, что она сама — проамериканский политик, не строит иллюзий, когда выражает тревогу в связи с тем, что крупные конфликты происходят «на пороге Европы», в то время как военный союз стран ЕС пребывает «в зачаточном состоянии». Она понимает, что США не потерпят бунта на управляемом ими западном корабле, и поэтому, чтобы отстоять свои интересы и свободу принятия решений, европейцам придётся вооружаться. А как иначе можно защитить свои экономические и политические интересы перед лицом гегемонии США?

Точка невозврата

Похоже, точкой невозврата стал односторонний и демонстративный выход США из Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по ядерной программе Ирана, несмотря на протесты ближайших союзников Вашингтона. Этот шаг чреват возобновлением Ираном программы по созданию ядерного оружия, крупным военным конфликтом на Ближнем Востоке и многомиллиардными потерями компаний стран ЕС из-за возобновлённых Вашингтоном антииранских санкций. Даже Британия не поддержала этот шаг Вашингтона, не говоря уже о ФРГ и Франции.

Нельзя исключать, что масла в огонь подлил и посол США в Германии Ричард Гренелл. Он обратился к немецким властям по примеру Трампа через Twitter в стиле, который должен понравиться новому главе Госдепа США, бывшему танкисту и главе ЦРУ Майку Помпео:

"Как заявил Дональд Трамп, санкции США нацелены на критические сектора экономики Ирана. Немецкие компании, занимающиеся бизнесом в Иране, должны свернуть операции немедленно".

В таком стиле общались с населением завоёванных стран гитлеровские коменданты. Эта выходка американского «дипломата» вызвала крайне болезненную реакцию в ФРГ, так как напомнила немцам об их фактически оккупационном статусе и ещё раз (причём в нужный момент, когда взбунтоваться против США готовы и другие страны ЕС) подчеркнула необходимость покончить в конце концов с нынешним положением вещей. В этой связи, в частности, один из бывших послов Германии в США посоветовал своему американскому коллеге «никогда не говорить принимающей стране, что делать», если он не хочет нажить себе неприятностей. Американскому послу осмелились угрожать. В Германии. Какой огромный прогресс.

Как Европа эмансипировалась от США: Давос как первый шаг

Призыв Меркель освободиться от услуг США по защите Европы и взять судьбу континента в собственные руки стал дальнейшим развитием того, что она сказала в своём выступлении на последнем Всемирном экономическом форуме в Давосе.

Канцлер ФРГ тогда подвергла критике протекционизм, вытекающий из политики президента Трампа «Америка превыше всего», призвала Евросоюз сплотиться и быть готовым к конкуренции с США, выразив при этом надежду на то, что она будет честной, хотя такая постановка вопроса показывает, что сама она в это не верит.

Отметив необходимость сотрудничества и назвав протекционизм «неверным ответом», Меркель указала, что «единая внешняя политика Европейского союза пока недостаточно развита», и что
"если 27 стран ЕС не будут в состоянии послать согласованный сигнал крупным державам, таким как Китай, Индия, США и Россия, если внешняя политика будет проводиться на национальном уровне, а мы будем пытаться стать глобальным игроком, этого у нас не получится".

Тогда Меркель пришлось маскироваться: из всех перечисленных ею стран только США пытаются давить на ЕС и испытывают к нему ревнивые чувства. Китай, Индия и Россия, напротив, заинтересованы в более независимой Европе, способной позаботиться о своих собственных интересах, без оглядки на Вашингтон и послушного следования в фарватере своекорыстной американской политики. Но все прекрасно поняли антиамериканский подтекст. Уже тогда она развила эту мысль: с американцами придётся конкурировать, «мы должны взять свою судьбу в собственные руки». 

Меркель подвергла критике Трампа за его неприятие многосторонних соглашений, которые мешают американцам выкручивать руки своим партнёрам. Тогда же Меркель заявила, что Европа не должна самоустраняться от глобальных конфликтов, поскольку большая их часть «происходит перед нашими дверями», приведя в качестве примера, в частности, Сирию. Она добавила, что европейцы несут также «ответственность за то, что происходит с Ираком, Ливией».

Меркель вторил в Давосе, как и в Ахене, президент Макрон: ЕС должен стать «державой», «единым и авторитетным государственным образованием на мировой арене».

Таким образом, уже в Давосе два столпа ЕС — Германия и Франция — открыто противопоставили себя США, замаячили контуры антиамериканского альянса двух ведущих европейских стран, который с тех пор уже практически и оформился, причём бесцеремонные действия Вашингтона по поводу иранской ядерной сделки придали ему необходимую «легитимность».

Мюнхенская конференция — шаг второй, бунт совсем близок

Под знаком кризиса «трансатлантической солидарности» прошла через месяц после Давоса и Мюнхенская конференция по безопасности. Её организатор, видный немецкий дипломат Вольфганг Ишингер, бывший ранее послом в США, в интервью ТАСС признал, что «2017 год был годом глубокого кризиса трансатлантических отношений, вызванного новым способом ведения внешней политики новым президентом США». Причём, по его мнению, «год спустя этот кризис не преодолён». Он подчеркнул, что будущее ЕС как внешнеполитического игрока зависит от того, сможет ли Европа показать Москве, Вашингтону и Пекину, что говорит «одним голосом». Ишингер совершенно сознательно противопоставил Евросоюз не только России и Китаю, но и США, что ещё вчера вызвало бы скандал. Он выразил сожаление, что Вашингтон «не воспринимает всерьёз» интересы ключевых стран ЕС, прежде всего ФРГ, что так хорошо видно на примере «Северного потока-2», как и европейские интересы в целом на Ближнем Востоке и в Китае.

«Одним из самых грустных событий последних лет» Ишингер назвал свёртывание до «исторического минимума» отношений между Вашингтоном и Москвой, отметив, что это сильно мешает европейцам развивать отношения с Россией. Он уже тогда предвидел, что США выйдут из СВПД — «лучшего» соглашения, которого удалось добиться, что этот шаг «серьёзно подорвёт доверие по отношению к партнёрам по соглашению», а его развал станет «плохим знаком для переговоров с КНДР, очень плохим знаком», поскольку «если мы хотим, чтобы Северная Корея отказалась в дальнейшем от ядерной программы, то было бы очень полезно привести в пример Иран».

Ишингер выразил неудовлетворение тем, что у Европы плохо получается проводить единую внешнюю политику, хотя по многим вопросам «мы держимся вместе и говорим одним голосом: переговоры с Ираном, Парижское соглашение по климату, внешняя торговля». Дипломат делает вывод: «Это нельзя назвать отстаиванием общих интересов пятисот миллионов граждан ЕС». И особенно в условиях, добавил он, когда через 20 лет население ЕС будет составлять лишь 5% населения планеты. Поэтому «будущее ЕС как внешнеполитического игрока зависит от того, сможем ли мы показать Москве, Вашингтону, Пекину, что говорим одним голосом». По итогам Мюнхенской конференции Ишингер отметил, что сбылись его худшие предположения. Чуда не произошло. И Ахен это наглядно продемонстрировал.

Что это практически означает?

Таким образом, «трансатлантическая солидарность», временно оживлённая благодаря фейковому «делу Скрипаля», влачит существование зомби и работает, да и то в символическом ключе, только против России. Противоречия между обеими сторонами Атлантики на деле продолжают углубляться. Европейцы не готовы к американскому закручиванию гаек и принесению в жертву своих интересов в угоду эгоистическим вожделениям США. К этому не готов и остальной мир, поэтому успешный бунт против Вашингтона становится возможным.

Трудная дорога в дюнах

Однако, встав на этот путь, европейцам придётся столкнуться со всплеском американских интриг и действительно бороться за своё будущее, иначе со своей гегемонией США не расстанутся. И ЕС к этому уже готовится. Брюссель объявил, что если европейские компании будут страдать от американских санкций против России и Ирана, то ответят за это компании американские, действующие в Европе. США предупредили, что в случае введения пошлин на европейские сталь и алюминий будет нанесён ответный болезненный удар по американским производителям.

Иными словами, ЕС анонсировал, что не будет уклоняться от торговой войны, если к ней прибегнут США. ЕС начал координировать внешнеполитическую деятельность в новом формате Е3, куда, помимо Франции и Германии, вошла даже Британия. В случае с Ираном все участники СВПД, кроме самих США, не собираются хоронить это соглашение. Германия при поддержке Франции стала предпринимать более активные усилия для достижения лучшего взаимопонимания с Москвой, что видно по числу визитов в Россию немецких руководителей. В целях предосторожности ФРГ забрала из США почти всё своё золото...

Понимая, что быть экономическим гигантом, политическим «середняком» и нулём по военной части в современном мире невозможно, страны ЕС после длительного перерыва начали увеличивать военные расходы. Для обеспечения финансирования тут нередко используется вымышленная «российская угроза», но хотя в некоторых европейских столицах в неё действительно верят, это на самом деле инструмент для того, чтобы найти дефицитные средства на вооружённые силы, находившиеся в последние десятилетия в страшном загоне. Численность европейских армий после 1991 года резко сократилась. В целом ряде государств отменили всеобщую воинскую обязанность. Стандарты подготовки военных снизились до предела. Некоторые страны вроде Нидерландов вообще избавились от танков. Германия — от полевой артиллерии.

Даже у французов катастрофически не хватает транспортной авиации: чтобы перебросить в Африку для полицейских операций свои войска, они вынуждены арендовать транспортники у России и Украины. В кризисе оказались европейские ВМС — их некогда грозные флоты безнадёжно устарели, многие корабли давно пора списывать. Целый ряд стран ЕС остались фактически без подлодок — они сломались. Большинство числящихся на бумаге военных самолётов не летают. Однако эта печальная ситуация постепенно проходит. Во многих европейских странах ассигнования на оборону стали расти. Оживились разговоры о создании евроармии, коль скоро к НАТО, в котором доминируют США, у целого ряда стран уже нет былого доверия. 

Германия не является лидером по этой части, так как доведёт свои военные расходы до 2% ВВП лишь к 2024 году. Однако они уже составляют около 40 миллиардов евро. В течение всего пяти лет эти расходы увеличатся практически вдвое. Военный бюджет уже превзошёл по объёму соответствующий бюджет Франции, сильнейшей в ЕС в военном отношении державы благодаря её ядерному оружию. 

Делаем выводы

Москву всё это мало беспокоит, так как нападать на Европу она не собирается. А после Украины и ЕС наверняка не намерен более продвигаться на восток за счёт России, особенно имея в «тылу» враждебные США.

Зато появление евроармии при одновременном ослаблении Североатлантического альянса, который в этих условиях быстро станет бессмысленным (денег и на то, и на другое у европейцев нет, а быть на подхвате у США для них становится опасно), будет для ЕС страховкой против гегемонизма Вашингтона. Это позволит Европе к выгоде для себя стать независимым геополитическим игроком в многополярном мире, самое выгодное, срединное положение в котором занимает Россия.

России выгоден крах господства США в Европе, скрывавшегося под фиговым листком «трансатлантической солидарности». Поэтому объективно канцлер ФРГ, отношения которой с Россией базируются на экономической выгоде и свободны от диктата, становится в новых условиях — перед лицом общего противника в лице США — союзником Москвы. Враг моего врага — мой друг. Когда Россия и Германия вместе, это всегда хорошо.
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
12.05.2018

Сергей Латышев
Источник: https://tsargrad.tv/articles/merkel-porvala-s-trampom-evrope-pridetsja-borotsja-s-ssha-za-svoi-prava-i-svoe-budushhee_131364




Обсуждение статьи



Ваше имя:
Ваша почта:
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

Вверх
Полная версия сайта
Мобильная версия сайта