Александр Халдей: Армия экспансии (09.03.2019)

Однажды в 1990-1991 годах мне довелось проходить стажировку в ФРГ на крупнейшей фирме - лидере отрасли розничной торговли стройматериалами и товарами для дома в формате "Сделай сам" - DIY, или "Do it yourself". Это сеть гипермаркетов, продающих всё, что нужно для ремонта и оборудования жилища своими руками. Встретили очень приветливо, сердечно, помогали чем могли, уделали время советскому стажёру, рассказывая секреты торгового дела. Возили, показывали, давали поработать самому. Сейчас эта фирма работает и в России, и весьма успешно, чему я очень рад. Там всегда есть чему поучиться.
Но, как говорится, люди разные бывают, и на фоне всеобщей доброжелательности я запомнил одного мелкого служащего, который объяснял мне принципы мёрчандайзинга компании. Для тех, кто не знает: мёрчандайзинг - это наука об устройстве торгового пространства наилучшим образом. Размещение товара на прилавках - лишь малая часть этого дела. Главное перенесено в плоскость торговой архитектуры и конструкции торговых стеллажей. Мерчандайзинг переводится как "стимулирование продаж" и называется маркетингом по месту продажи.

И вот однажды, показывая мне чертежи их торговых помещений и конструкцию стеллажей, этот сотрудник с плохо скрываемым чувством превосходства пошутил: "Вот, это русский мёрчанадйзинг двухтысячного года". Я с удивлением на него посмотрел, а он немного смутился, но был доволен тем, что сказал. Не знаю, может у него дедушка как-то неудачно погиб на Восточном фронте, но какая-то заноза в душе у него сидела - иначе такое открытое хамство, для немца, особенно на рабочем месте, совершенно немыслимое, ничем не объяснить.

Немцы всё делают очень основательно - что войну, что торговлю. Продумывают и учитывают все детали, просчитывают в глубину все варианты, под всё подводят систему и для них не существует несущественных мелочей. Поэтому, когда вы имеет дело с немецким продуктом, вы не найдёте в нём изъянов, упущений и недоработок. Всё имеет свой смысл и всё не случайно находится на своём месте. 

Немца можно победить лишь тем, что вы сможете его передумать. Учитывая немецкую системность, это очень непросто. И не стоит верить, что русская безалаберность порой ставит немцев в тупик и служит средством победы над ними. Это не так. Русские побеждают немцев именно тем, чем сильны сами немцы - системностью, тщательностью, глубиной. При этом добавляют ещё и немного оригинальности, но это не главное.

Случилось то, над чем в Германии смеялись и во что не верили. Русские туда пришли. Не с газом, нет. Русские пришли в Германию со своими магазинами. В розницу. И не простую розницу - в дисконтную торговлю. Русская компания "Торгсервис" открыла в Германии дисконтный супермаркет. Торговая марка Mere. Запомните это называние. С этой марки началась эпоха нашего торгового вторжения в Германию.

Mere применил типично русский стратегический подход к военно-торговым операциям. Простоту и сконцентрированность на главном. У нас это называется "асимметричность".  Наши не стали удивлять немцев дорогим мёрчандайзингом и дизайном. Мы, как учил Ленин, пошли другим путём. Мы перешибли конкурентов ценой. В условиях, когда немцы считают каждый евро, этот аргумент оказался неотразимым. Магазин открылся в Лейпциге, но репутация о его ценах уже заставила хлынуть туда поток покупателей настолько крупный, что привычные немецкие дискаунтеры "Альди", "Лидл" и "Плюс" забили тревогу. Об этом пишут журналисты немецкого экономического издания Wirtschafts Woche.

Концепция русского Mere проста, как устройство танка Т-34. Простые стеллажи и так называемая "доступная выкладка". Лаконичная навигация. Спартанская эстетика. Смесь оптового склада и розничного магазина. Но главное - низкие цены. На фоне Mere привычные немцам свои дискаунтеры смотрятся пафосными супермаркетами. И по дизайну, и по ценам. А супермаркеты и вовсе воспринимаются как премиум-сегмент. 

Сказать, что немцы встревожены - это ничего не сказать. Газета Neues Deutschland описывает крайнюю тревогу, которая охватила немецких капитанов дисконтной розницы. Немцы всё тщательно перечитали и установили, что при таких ценах, при которых работают русские, получать прибыль и развиваться невозможно. То есть немецкие штабы показали, что так воевать, как воюют русские, нельзя. Но русские воюют и побеждают. Немецкие покупатели буквально сметают товары с полок, а в магазин выстраиваются очереди! Русские ухватили бережливых и рачительных немцев за самое чувствительное место - за их небогатый кошелёк. 

Ибо что имеют в виду немцы, когда говорят о развитии?  Тут надо понимать психологию немецкого покупателя. Он чрезвычайно социально ответственен. Стремится покупать экологически безвредную продукцию, еду ищет без добавок. Это удорожает ассортимент, но немцы на это соглашаются.  В сочетании со стремлением улучшить дизайн возникает направление развития, куда уходит прибыль. Но важно подчеркнуть - такая психология существует у немцев Запада, сохранивших ментальность обладающего достатком среднего класса. В бывшей ГДР (а именно оттуда русские начали заход в Германию) - население всегда было более бедным. Для него цена всегда важнее экологичности и отсутствия био-добавок. 

Расчёт русских оказался безупречным. Перед приходом в Германию русские купцы уже прихватили  Румынию - там оценили достоинство русского дискаунта. Теперь русские основали в Германии плацдарм и с него намерены вести борьбу за его расширение - обычная русская тактика. Стратегия же понятна: движение от периферии к центру. Русские сначала создадут сеть магазинов. наработают опыт, а потом станут проникать вглубь Германии. Прибыль они намерены получать не от маржи, а от валового оборота. В рамках немецкой стратегии торговли противопоставить русским нечего. Русские опять свою слабость превратили в силу. Они не стали соревноваться с немцами там, где те сильны - в дизайне и прибамбасах торгового помещения. Они просто прихлопнули их ценой. Грубо? Да. Просто? Ещё бы. Как автомат Калашникова и трёхлинейка Мосина. Но безотказно. 

Надо сказать, что предъявить русским нечего, они торгуют по европейским правилам. Однако немецкие дискаунтеры даже после посильного снижения цены всё равно остаются непроходными по цене - догнать русских они не смогут. А знаете, в чём главная причина?

Немецкая розница, едва она дорастает до определённого уровня, получает вторжение главного розничного олигарха Германии - группы "Тенгельман". И хотя глава концерна Карл-Эриван Хауб в 2018 году бесследно пропал в Альпах во время лыжной прогулки, его наследники  остались и от стратегии на захват всего, что выделяется, не отказались. Тенгельман имеет долю во всех розничных концернах Германии. Это объективно ориентирует менеджмент на борьбу за прибыль. 

У русских же такой задачи нет. Их цель как у Штирлица - внедрение. Для этого минимизируют издержки и ещё больше минимизируют прибыль. Это позволяет им думать о расширении торговой сети. Таким образом у русских в Германии появился очень серьёзный враг, у которого они отнимают прибыль - Тенгельман. Это современный Манштейн германской торговли. Битву с ним надо просчитывать на много ходов вперёд. И к предложениям от Тенгельмана русским нужно готовиться уже сейчас. То есть к тому, что впускать его в бизнес нельзя ни в коем случае, иначе ценник неминуемо поползёт верх. Хотя учитывая политический вес олигарха, отбивать его атаки будет очень непросто.

Я бы посмеялся теперь, случись мне встретиться с тем менеджером отдела мёрчандайзинга той фирмы, где я стажировался. Я бы объяснил ему, почему он ошибается, думая, что русские станут догонять немцев в Германии, идя по традиционному пути. Русские применили стратегию "убийства брендов", ибо теперь имиджевые торговые марки означают только чрезмерные цены из-за тщеславия.  Менеджеру остаётся радоваться, что русские пока не добрались до его торгового формата.  Не исключено, что и это однажды случится. Ведь население Европы беднеет, и концентрация на низкой цене с отсечением всех внешних излишеств - это то, где немцы уже не смогут победить русских. Не те исторические навыки.

Рыночные реформы принесли в России много бед, потому что были осуществлены по нашей традиции грубо и варварски. Но пока мы воевали с олигархами и коррумпированными чиновниками нефтегазовой сферы, в русском бизнесе сформировался постоянно растущий класс предпринимателей, унаследовавших лучшие традиции русского купечества - хватку, изворотливость, хитрость, напористость, расчётливость, умение терпеть трудности. Такие купцы были у европейцев и у азиатов, не было их только у нас. Теперь они появились и вышли на историческую сцену. Русская национальная психология, положенная на торговую сферу, принесёт те плоды, которые приносит русская дипломатия, русская разведка и русская армия.

В появление такого торгового класса в России выражается то позитивное, что объективно было в рыночных реформах. Торговцы - это армия экспансии. Не иметь качественного торгового класса - это как не иметь спецназа. Противостоять профессионалу может только профессионал, и возникновение профессионалов торговой экспансии в России - это факт, который не может не радовать нас и не огорчать наших конкурентов. Купцы - не ангелы и идеализировать их не стоит, однако нельзя не видеть, что возникла новая русская армия - армия торговцев, способных побеждать Запад на его территории нашим оружием. И то, что делает компания "Торгсервис", один из ярких тому примеров. 

Русское купечество проходит стадии роста, расстаётся с детскими болезнями и входит в стадию зрелости. Здесь оно ещё покажет, на что способно, и это будет совсем не то, за что мы привыкли ругать наш бизнес. Тут уже появляется то, чем мы сможем гордиться - и гордиться совершенно по праву. Русские опять показали, что их не стоит недооценивать.

Источник: http://zavtra.ru/blogs/armiya_ekspansii
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
09.03.2019

Халдей Александр






Обсуждение статьи



Ваше имя:
Ваша почта:
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

Вверх
Полная версия сайта
Мобильная версия сайта