Алёна Ласкутова: Банкиры схлестнулись в нефти: суды замораживают цену Антипинского НПЗ (14.05.2019)
Проблемы частного нефтеперерабатывающего завода, доля в котором принадлежит однокурснику Владимира Путина, адвокату Николаю Егорову, могут вылиться в конфликт крупнейших финансовых госструктур. Партнер Антипинского НПЗ – группа ВТБ – заявила об ухудшении управления активами АНПЗ после смены менеджмента, то есть после того, как в правление "Нового потока" и непосредственно АНПЗ вошли представители конкурирующего Сбербанка. Заявления ВТБ, судебные разбирательства, инициированные группой, вкупе с ранее сделанными заявлениями о банкротстве, играют на понижение стоимости актива – продать АНПЗ по рынку уже не получится.
Перестановки в руководстве "Нового потока" и завода произошли в августе прошлого года, позднее Сбербанк одобрил дополнительные лимиты для оборотного финансирования предприятия. Но несмотря на это, АНПЗ временно прекращал работу, а затем попал под угрозу банкротства. Причем, с исками в суд для защиты своих интересов готов выйти сам Сбербанк.Партнером АНПЗ является трейдинговое подразделение ВТБ – VTB Commodities trading, которое инициировало разбирательства в российских и международных судах. Компания обратилась в Лондонский международный третейский суд с требованием взыскать с АНПЗ 197,1 млн евро в связи с непоставкой ответчиком предоплаченных нефтепродуктов по договорам, заключенным в 2018-2019 гг. Одновременно в Высокий суд Англии и Уэльса поступило заявление о принятии обеспечительных мер в поддержку третейского разбирательства. 30 апреля английский суд согласился ввести запрет на распоряжение активами на сумму 225 млн евро, сообщил Reuters со ссылкой на документ. В список вошли сам АНПЗ и оборудование завода, земельный участок, запасы нефти на борту танкера "Polar rock" в порту Мурманска и в других хранилищах, а также счета в "Сбербанке".
Это решение VTB Commodities trading уже попыталась исполнить на территории России. Компания 7 мая обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с требованием наложить арест на нефтепродукты (высокосернистый вакуумный газойль, дистиллят газового конденсата) объемом в размере 165 000 тонн на сумму 194,7 млн евро, находящихся на "Polar rock", и запретить АНПЗ продавать предоплаченные заявителем нефтепродукты. В судебных материалах указано, что нефтепродукты якобы уже перепроданы третьему лицу и могут быть отгружены. Однако российский суд счел недостаточными доказательства структуры ВТБ и отказал в удовлетворении требований.
В "Новом потоке" и АНПЗ иски не комментируют. Пресс-служба ВТБ выразила озабоченность финансовой ситуацией на тюменском заводе. Причем из сообщения группы следует, что ухудшение ситуации в ВТБ напрямую связывают со сменой менеджмента – то есть с приходом управленцев Сбера.
"После смены директоров и управленческой команды завода с конца прошлого года мы стали свидетелями значительного ухудшения системы управления компании, что привело к сбоям в цепочке поставок, в том числе в связи с сомнительными операциями / действиями в сфере сбыта продукции. ВТБ предпринял шаги для сохранения стабильности на рынке. Это будет иметь важное значение для дальнейшей успешной работы завода. Мы подтвердили Антипинскому НПЗ, что готовы выполнить свои торговые обязательства, и надеемся, что НПЗ возобновит нормальную работу при поддержке своего ключевого финансового партнера", — приводит РБК сообщение пресс-службы банка.
В конце апреля АНПЗ перешел в режим циркуляции, переработка нефти на мощностях не ведется, так как предприятие не может обеспечить загрузку. Таким образом, судебные решения о заморозке активов даже если и будут исполнены на территории России, не повлияют на деятельность завода, но могут отразиться на его стоимости при продаже. Конфликтная ситуация вокруг перерабатывающего предприятия может указывать на то, что у обеих сторон есть интерес к активу, предполагает экономист Василий Колташов.
"Интерес к переработке у российского капитала, особенно – у финансистов, возрастает, отсюда, на мой взгляд, этот накал. В перспективе доля перерабатываемого сырья в России увеличится, сектор имеет колоссальный потенциал. В прошлом году Дмитрий Медведев сказал, что мы можем прекратить вывоз нефти, и многие восприняли это заявление, как шутку или угрозы из-за роста цен на бензин. На самом деле вывоз нефти из России будет прекращен, это произойдет потому, что, во-первых, переработка нефти – очень денежное направление, во-вторых, осложняются отношения с Белоруссией, через которую идет большой объем прокачки нефти, что ускорит процесс. Запасы нефти в России не так велики, как запасы газа, поэтому нефть целесообразнее перерабатывать, а не экспортировать", – рассказал он Накануне.RU.
В СМИ появилась информация о поиске покупателя на пакет акций АНПЗ, который сейчас принадлежит Сбербанку, но отраслевые аналитики ранее не видели банкиров в числе возможных покупателей – в период завершения налогового маневра и настройки компенсационных механизмов переработка интересна, в первую очередь, ВИНКам. Завод является достаточно интересным активом, отмечает аналитик ИК "Фридом Финанс" Анастасия Соснова: "В 2015 г. на заводе была проведена модернизация, в результате которой глубина переработки нефти была доведена до 98%. Таким образом, предприятие получило возможность выпуска высококачественного более дорогого и рентабельного топлива. Кроме того, предприятие обладает другими неоспоримыми преимуществами, в частности способностью перерабатывать до 9 млн т нефти в год". Однако сложное финансовое положение предприятия может серьезно затруднить поиски инвестора, продажа АНПЗ по рынку в текущей ситуации маловероятна, рассказала она Накануне.RU.
Источник
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Алёна Ласкутова