Виктория Фоменко: Битва за урожай: Правительство против аграриев (11.10.2018)

В России разгорелась очередная битва за урожай. Правда, в советские времена самоотверженные хлеборобы вели борьбу с суровой природой, а сейчас участники рынка сражаются между собой. Их цель - урвать как можно больший кусок прибыли.
На днях премьер-министр Дмитрий Медведев подписал распоряжение о начале так называемых зерновых интервенций – сделок с участием государства по скупке или продаже больших объемов зерна. Вот только, в отличие от прошлых лет, нынешнее вмешательство государства направлено против аграриев.

Сезонная качка

Рыночная цена на зерновые подвержена сезонным колебаниям сильнее, чем цены на любой другой товар. Нефть, золото, уголь добываются круглый год, с бо́льшими или меньшими издержками, но без перерывов. Зерно же по понятным причинам массово поступает на рынок в конце лета и осенью. Это обстоятельство порождает два ценовых скачка: по осени, когда производители массово начинают продавать урожай, стоимость зерна устремляется вниз, а весной, когда предложение достигает минимума, – снова лезет вверх.

Поскольку обществу эти ценовые качели совсем ни к чему, государству приходится играть роль балансира. С 2001 года в период уборочной кампании Минсельхоз начинает скупать огромные партии зерна, направляя его в интервенционный фонд. Эта мера позволяет поддерживать цены на приемлемом для аграриев уровне. Весной же проводится обратная операция: ранее сделанные запасы зерна массово распродаются, что сбивает аппетиты спекулянтов.

В 2016-м, когда ожидался рекордный на тот момент урожай зерновых, закупочные интервенции стартовали 19 августа и продолжались в течение всей осени. Если бы государство не сделало этого, успех аграриев стал бы причиной их массового разорения. Страховали рынок власти и в прошлом году, проводя точечные интервенции в регионах, где намечался переизбыток зерна.

А вот в текущем году ситуация изменилась на прямо противоположную. Государство целенаправленно сбивает цены, мешая сельхозпроизводителям получить «лишнюю» прибыль, хотя ранее Минсельхоз заявлял, что ничего подобного делать не собирается.

Аномальная осень

Почему власти изменили свои намерения, понять нетрудно. С начала года цены на зерно выросли на 10%. До определенного момента эта тенденция не особо заботила государство: на стоимость зерна приходится всего 17-20% от цены готовой буханки хлеба, а потому подорожание на несколько процентов практически не влияет на стоимость готового продукта.

Но вот после определенного предела производители муки, пекарни и ритейл начинают реагировать на изменения и включают эти дополнительные проценты в цену своего продукта. Ну а дальше, по законам рынка, начинается подорожание всех товаров, производство которых в той или иной степени завязано на муку.

Естественно, допускать рост цен на продукты правительству не хочется, у народа и без того достаточно поводов для недовольства. Соответственно, Минсельхоз включил механизм товарной интервенции, который обычно применяется весной.

Интереснее другое: почему же в России началось подорожание зерна в период, когда оно всегда дешевело настолько, что нуждалось в господдержке? Пройдемся по пунктам.

Нынешний урожай – нормальный. По предварительным оценкам, к концу уборочной кампании аграрии соберут около 105 миллионов тонн. Это, конечно, не исторический рекорд прошлого года, когда с российских полей сняли 135 миллионов тонн зерновых, но все равно много. Собственные потребности РФ оцениваются в 65-70 миллионов тонн, а значит, урожай этого года перекрывает их примерно в полтора раза. Ни о каком дефиците говорить не приходится.

Еще в августе стало ясно, что на Россию могут оказать влияние тенденции международного рынка, где цены на пшеницу достигли трехлетнего максимума. Причинами скачка стали засуха в ЕС и неважный урожай в США. Однако и эта версия не вполне объясняет тенденцию: ведь в РФ экспорт зерна находится под контролем государства, и при необходимости власти поднимают пошлины на вывоз хлеба, тем самым делая торговлю на внутреннем рынке единственно возможным вариантом для большинства поставщиков.

Следы ведут к топливу

Стараясь докопаться до непосредственной причины ценового скачка, имеет смысл посмотреть в сторону нефтяной отрасли. В начале посевной кампании-2018 аграрии жаловались, что по сравнению с 2017-м стоимость солярки выросла почти на 30%, достигнув отметки в 49 тысяч рублей за тонну.

Весенне-летний топливный шок дизельное топливо не затронул, зато в последнюю неделю августа стоимость солярки подскочила снова: всего за несколько дней цена дизтоплива поднялась на 782 рубля за тонну, превысив отметку в 51 тысячу рублей. Естественно, игнорировать это обстоятельство аграрии не могут: им приходится поднимать цены на зерно, чтобы более-менее свести концы с концами.

Получается, что государство, не сумев в начале года обуздать нефтяных боссов, теперь отыгрывается на сельхозпроизводителях. Да, у агрохолдингов и тем более фермеров нет таких лоббистских возможностей, как у нефтянки. Однако для них повышение цен – это не вопрос размеров прибыли и бонусов топ-менеджерам. Это вопрос выживания. И пока он остается открытым.

При этом за сельхозпроизводителями стоят миллионы людей, непосредственно занятых в отрасли, и больше ста миллионов потребителей продуктов их труда. Интересы такой массы населения просто невозможно игнорировать.

Блокируя рост цен на зерно, государство страхует потребителей от подорожания продуктов в магазинах, но при этом усугубляет проблемы фермеров и агрокомпаний. Решать их, скорее всего, придется в авральном режиме перед началом следующей посевной, когда внезапно выяснится, что соляркой сыт не будешь, а сверхдоходы нефтяников – это далеко не все, что нужно стране.
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
11.10.2018

Виктория Фоменко
Источник: https://tsargrad.tv/articles/bitva-za-urozhaj-pravitelstvo-protiv-agrariev_163139




Обсуждение статьи



Ваше имя:
Ваша почта:
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

Вверх
Полная версия сайта
Мобильная версия сайта