Анна Королёва: Бизнес готовятся обложить умопомрачительными штрафами (Культурная сфера деятельности (Экономика) (14.12.2019)
Несмотря на все заявления властей о защите предпринимателей, гайки бизнесменам закручивают все сильнее, что следует из законопроекта о новой редакции КоАП. С точки зрения юридической логики ужесточения можно оправдать, как это видно из комментария аналитика. Однако и необходимости их введения нет, в то время как вред экономическому развитию они причинить способны.
Максимальный штраф для компаний за невыполнение предписаний регулирующих органов, таких как Роспотребнадзор и ФНС, может вырасти с 20 до 500 тыс. рублей. Как пишут «Известия» со ссылкой на подготовленный документ, эти нормы могут вступить в силу с принятием в новой редакции Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) главы «Административные правонарушения в области государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».Из проекта кодекса следует, что штрафы для бизнеса за невыполнение предписаний контролеров мог вырасти до 40 раз. Например, за непредоставление сведений контролирующим органам штраф может увеличиться до 20 тыс. рублей для юрлиц (сейчас — до 5 тыс.), за неповиновение законному распоряжению или требованию проверяющего — до 10 тыс. для должностных лиц (сейчас — до 4 тыс.) и до 30 тыс. для компаний (вводится впервые).
Также в КоАП могут появиться новые статьи за нарушения, которые раньше отдельно не выделялись. В частности, в документе есть штраф до одной двадцать пятой выручки компании (но не меньше 100 тыс. рублей) за невыполнение оператором связи предписания Роскомнадзора, если они касаются безопасности единой сети электросвязи России. По идее вступить в силу новый КоАП должен с 1 января 2021 года.
Ст.19.5. КоАП РФ является основной статьей, предусматривающей административную ответственность граждан, индивидуальных предпринимателей, должностных лиц и юридических лиц за неисполнение предписаний органов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, рассказывает консультант в O2 Consulting Ольга Николаева. Государственные органы активно используют данную статью для привлечения вышеуказанных лиц к административной ответственности в случае невыполнения ими вынесенных предписаний об устранении выявленных нарушений законодательства.
Например, отмечает эксперт, МЧС приходит с проверкой, выявляет какие-либо нарушения, например, несколько нарушений требований пожарной безопасности, привлекает организацию к административной ответственности за нарушение таких требований по другой статье КоАП РФ (например, по ст.20.4 КоАП РФ), и выносит предписание об устранении выявленных нарушений, в котором предусматривает срок, в течении которого такие нарушения должны быть устранены. Когда этот срок истекает – контрольно-надзорный орган приходит с внеплановой проверкой и если видит, что нарушение не было устранены, он может привлечь организацию как за нарушение требований пожарной безопасности, так и за невыполнение предписания государственного органа.
В проекте предполагается внести изменения в п.1 ст.19.5. КоАП РФ. Это общий состав административного правонарушения без привязки к конкретному виду государственного или муниципального контроля (надзора), такая своего рода базовая норма, продолжает Ольга Николаева. Остальные пункты ст.19.5 КоАП предусматривают привлечение к ответственности за невыполнение предписания какого-то конкретного государственного органа по конкретному виду государственного/ муниципального контроля (надзора), например, органов государственного пожарного надзора (п.12 ст.19.5.КоАП РФ) или предписания ЦБ РФ (п.9 ст.19.5 КоАП РФ).
Если сравнить санкции за невыполнение предписания (постановления и т.д.) по конкретным видам государственного надзора (контроля), то они значительно выше, чем санкция общей нормы п.1 ст.19.5. КоАП РФ в нынешней редакции, обращает внимание аналитик. Средний размер штрафа за невыполнение предписания проверяющего органа по конкретному виду контроля (надзора) составляет от 100 до 500 тыс. руб. для юридического лица, есть и более высокие штрафы (за повторное невыполнение предписания органов государственного/ муниципального контроля (надзора)).
Государственные и муниципальные органы используют общий состав административного правонарушения за неисполнение предписания, предусмотренный в п.1 ст.19.5. КоаП РФ тогда, когда нет специального состава, относящегося к конкретному виду государственного или муниципального контроля (надзора). Поэтому логику изменений в п.1 ст.19.5. КоАп РФ можно понять: законодатель хочет установить штраф за нарушение иных предписаний органов государственного и муниципального контроля (надзора) на среднем уровне, аналогичном существующему сейчас: 200 – 500 тыс. руб.
Кроме того, продолжает Ольга Николаева, законопроект предусматривает введение ответственности за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного п.1 ст.19.5 КоАП РФ, чего нет в действующей редакции КоАП РФ. Это является вполне оправданным, так как за повторное неисполнение предписания справедливо предусмотреть повышенную ответственность, как это сейчас предусмотрено по ряду других видов государственного и муниципального контроля (надзора), предусмотренных в п.2 – 35 ст.19.5 КоАП РФ.
В целом, уверена Ольга Николаева, существенное увеличение размеров штрафов и иных видов административных наказаний не означает, что органы государственного и муниципального контроля (надзора) планируют реже проводить проверки, но штрафовать в повышенном размере. Правила осуществления мероприятий (плановых и внеплановых проверок) по государственному и муниципальному контролю (надзору) не меняются, поэтому оснований так считать нет.
С другой стороны, повышенный размер штрафов по общей норме п.1 ст.19.5 КоАП РФ может повысить исполнимость предписаний проверяющих органов, т.к. на практике многие предприниматели считают, что проще заплатить небольшой штраф (как сейчас в размере от 10 до 20 тыс. руб.), чем выполнить все существующие требования нормативных правовых актов и технических нормативных правовых актов (госстандартов, СНиП и т.д.).
Безусловно, признает Ольга Николаева, повышение уровня ответственности - это всегда ужесточение, какой-бы логикой это не оправдывалось. У граждан, должностных лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц есть шансы оспорить привлечение к ответственности по ст.19.5 КоАП РФ только в том случае, если сроки давности привлечения к административной ответственности за данное правонарушение пропущены.
В остальных случаях это сделать проблематично, уверена Ольга Николаева, так как объективную сторону данного правонарушения составляет неисполнение предписания, которое зафиксировано на бумаге. После этого в рамках внеплановой проверки проверяющий орган приходит и в акте проверки фиксирует, что, не смотря на предписание, что-то было не выполнено, это несложная процедура. Если акт проверки подписывается представителем юридического лица, то состав административного правонарушения уже есть, оспорить, что нарушение законодательства было устранено, когда объективно его не устранили - фактически невозможно.
Вообще же, уверен первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал, предложенные инициативы в первую очередь ударят по микробизнесу, по предприятиям малого и среднего бизнеса, которые и так в последние годы поставлены на грань выживания. В настоящее время малый и средний бизнес находится в стагнации, в 2019 году индекс деловой активности снизился ниже отметки 50 п.п., что означает падение деловой активности. За 9 месяцев этого года в стране закрылись более 650 тысяч малых и средних предприятий.
Причинами такой ситуации коммерсанты называют рост налогового бремени, акцизов, рост операционных затрат (в частности, из-за повышения НДС и роста цен на топливо). Все это – на фоне стагнирующего внутреннего спроса и снижения реальных доходов населения, подчеркивает Павел Сигал. Представители малого и среднего бизнеса всегда отмечали, что количество различных требований (их несколько тысяч) и проверяющих органов (более 30-ти) очень сильно сдерживают работу предприятий. Увеличение штрафов приведет к тому, уверен эксперт, что количество предприятий малого и среднего бизнеса в стране сократится еще больше.
Источник
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Анна Королёва