Дмитрий Булин: Бюджет-2016 - Россия движется социально-оборонным курсом (06.12.2015)
Финальный расклад - 297 "за" и 149 "против". Далее, согласно процедуре, бюджет уходит в Совет Федерации, а после одобрения сенаторов ложится на стол президента.
Этот бюджет называют самым сложным за последние годы, однако по сути он лишь подтвердил и закрепил прежний курс Кремля, который можно охарактеризовать так: ускоренное наращивание оборонной мощи вкупе с поддержанием высоких социальных расходов (читай - социальной стабильности).
Из вышеприведенного графика видно соотношение расходных статей бюджета, в целом повторяющее бюджетную структуру предыдущих лет. Самые затратные статьи: национальная оборона (3,1 трлн рублей - 4% ВВП), социальная политика (4,4 трлн рублей), а также национальная безопасность с национальной экономикой (в сумме на них приходится более 4,5 трлн рублей, на картинке они включены в категорию "остальное").
По сравнению с текущим годом более чем на 20 млрд рублей уменьшатся государственные ассигнования на образование (с 602 млрд в 2015 году до 578 млрд рублей в 2016-м). Зато около 5 млрд рублей добавляют культуре (до 95 млрд) и более 100 млрд рублей - здравоохранению (до 490 млрд рублей в будущем году).
Однако если посмотреть на график государственных расходов в течение последних десяти лет...
...то становится очевидно, что подобные прибавки и убавки по образованию, здравоохранению и культуре (можно условно назвать эти пунктыинвестициями в человеческий капитал) не меняют общей динамики, а именно: инвестиции в человеческий капитал в России последние 10 лет растут незначительно, сильно уступая в динамике военным расходам.
Впрочем, картина была бы неполной без кривой, которая отражает государственные расходы на социальные выплаты: пенсии российским пенсионерам, которых в стране более 40 миллионов, и другие социальные выплаты. Все они сгруппированы в статье "социальная политика" и на рисунке, приведенном ниже, формируют самый верхний график:
Видно, что социальные расходы в России растут практически синхронно с военными, за исключением 2014 года, когда первые немного просели. Таким образом, можно сделать вывод, что России в последние годы, как при Владимире Путине, так и в четырехлетку президентства Дмитрия Медведева придерживалась одной и той бюджетной стратегии - той, против которойпротестовал бывший министр финансов Алексей Кудрин, говоривший о чрезмерно раздутом военном бюджете.
Несмотря на мировой кризис и международные санкции, отягощающие федеральную казну дефицитом под 3% ВВП, российские власти остаются приверженными изначальному курсу на обновление и упрочение военного потенциала. В итоге в общей структуре федеральных расходов оборонный сектор, как и в текущем году, в 2016 году будет занимать около 20%.
Другие важные параметры федерального бюджета-2016:
- инфляция на уровне 6,4% годовых против ожидаемых в текущем году 12,2%.;
- уменьшение Резервного фонда на две трети в течение года, поскольку он станет главным источником финансирования трехпроцентного дефицита: с 3,4 трлн рублей на 1 января 2016 года до 1,05 трлн рублей;
- среднегодовая цена на нефть марки Urals в 50 долларов за баррель.
Совет Федерации рассмотрит законопроект о бюджете 9 декабря
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Дмитрий Булин
Источник: http://www.bbc.com/