Константин Бабкин: ЦБ РФ и промышленный рост — как объединить усилия? (07.12.2018)

На этот вопрос постарались ответить участники заседания Совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России, которое состоялось 26 ноября в Москве. Комментирует его итоги в рубрике "Гость Редакции" нашего издания председатель Совета ТПП РФ, президент промышленного союза «Новое содружество» и ассоциации «Росспецмаш», основатель Партии Дела Константин Бабкин
– Константин Анатольевич, почему в качестве основной темы для обсуждения была выбрана именно эта? Логично предположить, что вся политика Центробанка должна быть ориентирована на промышленный рост в целях экономического развития страны.

– В развитых странах так и есть. В основополагающих документах Bank of Englandвыполняющего функции Центробанка страны, – поддержание невысокого уровня инфляции, экономического роста и занятости. Целью денежно-кредитной политики Европейского ЦБ заявлены стабильность, полная занятость и сбалансированный экономический рост. Финансовая резервная система (ФРС) США отвечает не только за низкую инфляцию, но и за развитие экономики, количество рабочих мест, обеспечение умеренных долгосрочных процентных ставок.


Не так в России. Наш ЦБ ставит своей главной целью удержание низкого уровня инфляции на отметке 4%. Задача развития промышленности перед ним не стоит. Она стоит перед руководителями промышленности, но ее очень трудно реализовать, когда цели и задачи у промышленности и ЦБ – разные. А то, что политика ЦБ по сдерживанию инфляции душит в зародыше экономический рост, наши эксперты говорили неоднократно и на всех уровнях. В итоге сегодня промышленность в стране топчется на месте, а если и растет, то вопреки политике ЦБ, за счет собственных средств компаний.


Недавно я проштудировал такой документ, как «Основные направления денежно-кредитной политики ЦБ на 2018-2020 годы». На его 129 страницах словосочетание «уровень инфляции» встречается 491 раз. А «промышленность» – один раз, «сельское хозяйство» – пять раз (оба – как источник инфляции). Такое ощущение, что на самом деле задача денежно-кредитной политики (ДКП) – не допустить роста ВВП свыше уровня 2% в год. В этом документе, в частности, значится: «Прирост ВВП в 2018 году составит 1,5-2%, что близко к потенциалу. Загрузка производственных мощностей – вблизи исторических максимумов».


То есть, по мысли авторов документа, рост 2% в год – это запредельно, больше Россия развиваться не может и не должна. Все, что свыше – от лукавого, потенциально опасно как источник роста инфляции, и с этим нужно бороться. Далее в документе идет речь о проведении сдерживающей ДКП. Прогноз на 2019 год: рост 1,7% – максимум.




– Наша страна обладает богатейшими минерально-сырьевыми ресурсами, в том числе углеводородными. Но на благополучии российской экономики их экспорт если и отражается, то лишь опосредованно. Почему так происходит?


– Это прямое следствие проводимой политики ЦБ, который считает, что цена на нефть угрожает экономической стабильности страны. Если цена нефти – около 55 долларов за баррель и ниже, то ДКП ужесточается. Если же нефть дорожает, то включается так называемое «бюджетное правило», которое изымает излишки средств из экономики. В результате дешевеет нефть на мировом рынке или дорожает – российской экономике без разницы, она живых денег не получает, функционирует на голодном пайке. Страна продаёт нефть, но полученные доходы не тратит – во имя благой цели борьбы с инфляцией.

Благодаря бюджетному правилу реализуется политика стерилизации нефтегазовых доходов, они складываются в виде золотовалютных резервов «в кубышку», в специальные бюджетные фонды. Фактически они кредитуют экономику США и других стран – но не свою собственную.


В результате из страны утекают и нефть, и деньги. Их не хватает, и для пополнения бюджета повышают НДС, акцизы и цены на топливо, пенсионный возраст. То есть включается режим жесткой экономии, что мы и видим в этом году. Российские товары дорожают, платежеспособность населения падает, экономика сокращается, опять появляется угроза инфляции. Чтобы ее устранить, повышается ставка ЦБ, опять выво-
зится из страны и нефть, а затем стерилизуются сверхдоходы. И так без конца.


Кроме того, ЦБ продолжает политику монополизации банковского сектора и разорения региональных банков. Уже сегодня 40% всей финансовой прибыли сосредоточено в Сбербанке, еще 15% – в четырех других крупнейших банках. Масса остальных банков искусственно загнана в убыточные сегменты. Постоянное давление, угроза отзыва банковской лицензии, ужесточение требований к резервированию средств – все это выглядит лишь мелким хулиганством на фоне той логики, которая гоняет российскую экономику по кругу, обеспечивая вывоз сырья, денег и неснижаемое давление на российских производителей.


– Что необходимо сделать, чтобы вырваться из этого заколдованного круга?


– ДКП нашей страны должна быть не жесткой, а мягкой, обеспечивать интересы растущей экономики недорогими деньгами. Важно вернуть золотовалютные запасы из зарубежных стран, чтобы они работали на нашу страну и ее экономику. Пора перестать терроризировать банковскую систему бессистемными отзывами лицензий. Она должна проводить независимую от международных сообществ политику, защищать интересы России. Не повышение налогов, а их снижение, создание системы мер стимулирующего характера, не глобализм, а протекционизм.


Уже который год в стране – профицитный бюджет, доходы превышают расходы. В таких условиях логично снижать налоги, чтобы стимулировать отечественных производителей. Если изменить налогообложение топливной сферы, применять обратный налоговый маневр, то бензин в России реально подешевеет на 40%. Необходимо вернуть инвестльготу, которая уже применялась в промышленности для выхода из кризиса 1998 года и прекрасно себя зарекомендовала. Чем больше предприятие тратит на свое развитие, тем меньше должна быть для него величина налога на прибыль. Мягкая денежно-кредитная политика облегчает жизнь и заводам, и рядовым потребителям.


В рамках Совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России мы разработали и презентовалиПринципы Стратегии экономического развития России до 2030 года. Этот документ показывает огромный потенциал российской экономики, для его выполнения необходимо реализовать три составляющие: сделать стимулирующей налоговую систему, активно применять протекционизм во внешнеторговой политике России, нормализовать и сделать мягкой денежно-кредитную политику.


Если изменить логику действий правительства и Центробанка, то наша экономика выйдет из заколдованного круга, взлетит и продолжит полет уверенно и высоко. Все предлагаемые меры опробованы и прекрасно себя зарекомендовали в других странах, их можно достаточно быстро реализовать в России – будь на то политическая воля.


Наши предложения и наработки лягут в основу доклада о состоянии конкурентоспособности России, который мы традиционно готовим по итогам года.

/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
07.12.2018

Бабкин Константин

Источник: http://www.gosrf.ru




Обсуждение статьи



Ваше имя:
Ваша почта:
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

Вверх
Полная версия сайта
Мобильная версия сайта