Егор Кучер: ЦБ впервые рассказал о теневой обналичке в России (13.11.2018)

ЦБ России впервые опубликовал анализ теневого рынка обналички в России. Почему регулятор ранее не анализировал сомнительные операции и довел ситуацию до нынешних масштабов?
В современной России теневая обналичка – это огромный рынок. В обществе свободной предпринимательской деятельности этим занимаются буквально все: индивидуальные предприниматели, чиновники, банкиры, компании различных секторов экономики. Так что сам факт публикации хоть какого-либо отчета по такой теневой деятельности – это уже шаг вперед для Банка России.

Однако сразу возникает вопрос: как стоит воспринимать эти данные? Мы столкнулись с признанием ошибок со стороны регулятора или же он, напротив, показывает успехи своей работы?

ЦБ нашел виновных

Департамент финансового мониторинга и валютного контроля ЦБ в отчетевпервые прямо указал, какие сектора экономики лидируют по теневому обналу в первом полугодии 2018 года.

Абсолютными лидерами оказались строительный сектор с долей в 30% и оптово-розничная торговля – 33%. В торговле доли распределены на сектор, опять же, строительных и промышленных товаров (20%) и торговлю товарами народного потребления (13%), из чего и складываются 33%. Услуги, не считая логистических, составляют 21% рынка теневого обнала, логистика – еще 6%.

Лидерство строительного сектора вполне очевидно. В этой сфере к работам часто привлекаются мигранты, которые получают теневую зарплату. Строительная отрасль также является одной из самых коррупционных – всевозможные завышения стоимости контрактов, цен на стройматериалы и других расходов. Ведь заказчик зачастую не всегда имеет возможность проверить, сколько материала ушло при проведении тех или иных работ, а также действительно ли подрядчик приобрел высококачественные материалы.

Таким образом, подрядчик просто имеет практически не поддающуюся проверке возможность смухлевать и разницу в стоимости между дорогими и дешевыми материалами положить себе в карман, обналичив часть суммы контракта. Нередки примеры завышения объемов и стоимости работ.

Торговля также является одним из самых действенных способов обналичивания. Среди владельцев как оптовых, так и розничных точек встречаются лица, имеющие нелегальные или даже преступные доходы. Эти средства вливаются в торговую точку и по документам проходят как суммы, на которые приобретаются партии товара, однако товар этот существует только на бумаге. Проверка документов ничего не дает, так как в них, как говорится, все чисто. И главное, у правоохранительных органов нет оснований для того, чтобы провести рейд и установить, действительно ли точка работает прозрачно. Результат же один: «грязные» деньги становятся легальными.

Похожая ситуация складывается и с сектором услуг. Нередко услуги не имеют никакого материального воплощения – как, например, разработка дизайна, оказание консалтинговых услуг, консультационная или образовательная деятельность. Здесь встречается завышение стоимости услуг в разы, а то и в десятки раз.

Примечателен пример со сбежавшим позже в США экс-депутатом Ильей Пономаревым, который в 2011-2012 годах якобы оказал фонду «Сколково» услуги по чтению лекций и аналитике на сумму 750 тыс. долларов. Эта сумма заинтересовала правоохранителей, вследствие чего и был выявлен сговор между Пономаревым и бывшим старшим вице-президентом фонда Алексеем Бельтюковым, который «заказал» депутату лекции на такую сумму.

На самом деле имело место банальное обналичивание средств фонда, а для прикрытия как раз заключались договоры с Пономаревым на чтение этих лекций за астрономические гонорары. 17 июля 2015 года Пономарев (кстати, единственный из всех депутатов, кто проголосовал против воссоединения Крыма с Россией) был заочно арестован московским судом и объявлен в международный розыск.

Как работают схемы и при чем тут банки?

ЦБ в своем отчете почему-то не указал долю банковского сектора в обналичке и выводе при его помощи огромных сумм за рубеж. Между тем к описанным выше схемам следует смело добавить и банковские, ведь сотни миллиардов долларов утекли из нашей страны, будучи выведенными из банков или других кредитных организаций.

Наиболее распространенная схема, по которой работают многие предприниматели и банкиры, – создание фиктивного ИП, фирмы-однодневки или же привлечение к теневой сделке уже существующего «мусорного» ИП. Еще лучше, если такая фирма будет зарегистрирована в офшоре, что до сих пор дает относительно безопасный канал вывода денег.

Такая фирма может обратиться к банку за кредитом на определенные цели; средства затем в банк не возвращаются, а оседают на счетах компании и выводятся оттуда в неизвестном направлении. Нередко и сами сотрудники банков имеют возможность подготовить необходимый пакет «оправдательных» документов, то есть фактически предоставляют предпринимателям услуги по обналичке через подставные фирмы.

В интернете можно встретить огромное количество статей с рекомендациями для предпринимателей на тему обналички. В них отмечается, что обналом занимаются почти все – для ухода от налогов, личного обогащения или вложений в свой бизнес.

Самая основная схема тут работает почти так же, как и у банков. На теневом рынке покупаются услуги фирмы-однодневки, которая, например, поставляет заказчику технику за круглую сумму. По документам все чисто – поставка прошла, деньги выплачены. Однако на деле у фирмы-поставщика нет ни офиса, ни сотрудников, которым она якобы платит зарплаты, ни, собственно, техники. В реальности же представитель этой фирмы просто передает заказчику обналиченные средства.

Попытка ЦБ самоустраниться

В ЦБ заявили, что регулятор ранее не имел возможности оценить рынок теневого обнала в России из-за слишком длинных цепочек платежей, которые имели от пяти до семи шагов между инициацией процесса и финальным выводом средств. За последние годы Центробанк якобы серьезно зачистил финансовый рынок, благодаря чему цепочка сократилась до трех звеньев. Это якобы и сделало возможным оценку объемов теневого обнала.

За последние четыре года, отметили в ЦБ, произошло снижение числа сомнительных операций. В 2015 году их объем достигал 600 млрд рублей, в 2017 году – 326 млрд, а в первом полугодии 2018 года сократился до 100 млрд рублей. За границу в первой половине 2018 года было выведено всего 35 млрд рублей, считает ЦБ.

Совершенно очевидно, что последняя цифра, мягко говоря, серьезно занижена. Достаточно вспомнить хотя бы олигарха Бориса Минца, который, как полагает регулятор, стоял за сделками между банками «Открытие», Бинбанком, Московским кредитным банком и Промсвязьбанком.

Бизнесмен сбежал из России от возможного преследования, купил престижный отель в Великобритании и обеспечил гражданством Мальты самого себя и членов своей семьи. Гражданство было выдано за инвестиции – 650 тыс. евро в качестве «входного билета» и вложения по 350 тыс. евро с каждого члена семьи в недвижимость.

Перед этим компания самого Минца – «О1 Груп финанс» – допустила дефолт по всем обязательствам и обанкротилась. Между тем у олигарха, как мы видим, было достаточно выведенных из России средств, чтобы обеспечить себе и своей семье безбедное существование за границей.

Извечная проблема

В оправдание Центробанка можно сказать лишь, что реальных размеров рынка теневого обнала в России не знает никто, и установить их крайне сложно, если вообще возможно. В то же время ЦБ уже неоднократно попадался на саботаже противодействия обналичке и выводу капитала из России, за что его критиковали и на высоком уровне.

Так, председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко еще в 2017 году жестко прошлась по Банку России из-за дыры в 240 млрд рублей в капитале Внешпромбанка. Госпожа Матвиенко поинтересовалась, есть ли в ЦБ люди, ответственные за то, что проглядели образование этой дыры, и наказаны ли они. В ответ было сказано, что «идет служебное расследование», а ответственных лиц нет.

По оценке Матвиенко, ситуация очевидная. Банк за полгода вывел все активы, так как проверяющие «не заметили», что суммы, выводимые за рубеж фирмами-однодневками с капиталом 10 тыс. рублей, исчислялись десятками миллионов долларов.

Возвращаясь к более частным случаям обналички, которую проводят российские ИП и ООО, отметим, что само обналичивание средств не карается законом. Преступными, как правило, являются подделка документов для фирм-однодневок и ложные контракты. Полиция нередко ловит за руку зарвавшихся предпринимателей, однако рынок теневого обнала от этого не становится меньше.

Сейчас такой обнал подпадает под действие статьи 171 Уголовного кодекса  (Незаконная предпринимательская деятельность), а также статьи 172 (Незаконная банковская деятельность) и статьи 174 (Легализация, отмывание денежных средств).

Проверки проводят ИФНС (Инспекция Федеральной налоговой службы), банки, передающие информацию по движению средств налоговикам, таможенные органы и ОБЭП (отдел по борьбе с экономическими преступлениями).

Таким образом, силы для борьбы с обналом есть, а самой борьбы как будто и нет (не будем забывать последний отчет ЦБ, где указаны доли рынка). Банк России заявляет лишь о сокращении рынка, однако не говорит о методике расчета этих показателей. Вероятно, последний отчет должен показать, что регулятор не бездействует, однако даже если содержащиеся в нем цифры правдивы, остается только гадать, сколько денег в реальности уже растворилось и продолжает растворяться в тени и уходит на зарубежные счета.
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
13.11.2018

Егор Кучер
Источник: https://tsargrad.tv/articles/cb-vpervye-rasskazal-o-tenevoj-obnalichke-v-rossii_168513




Обсуждение статьи



Ваше имя:
Ваша почта:
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

Вверх
Полная версия сайта
Мобильная версия сайта