Алёна Ласкутова: Центробанк оплатил "дедолларизацию" из резервов (18.01.2019)

Центральному банку придется объяснить потери золотовалютных резервов на конвертации валют. В течение двух лет на операциях купли-продажи евро, долларов и юаней регулятор потерял свыше $9 млрд. Защитники Центробанка говорят, что считать убытки рано: оценить эффект валютных операций можно будет только после продажи денежных активов, которой еще не произошло. Эксперты подтверждают, что валютные риски сложно прогнозировать, однако свою роль все-таки сыграли стратегические просчеты российского регулятора.
В 2018 г. в результате операций на валютном рынке Центральный банк потерял $5 млрд из золотовалютных резервов, следует из документов, вынесенных на рассмотрение депутатов Госдумы. Речь идет о конвертации части средств "кубышки" в юани: за первое полугодие прошлого года в китайскую валюту Банк России конвертировал $44 млрд, в 2017 г. он купил юаней на порядка $12 млрд. Доля китайский валюты в нацрезервах достигла 5%. Однако с момента покупки курс юаня упал, в первую очередь, из-за торговой войны с США. Депутаты предложили запросить у Центробанка разъяснения по ситуации: о причинах потери средств и мерах, которые собираются принять в связи с этим монетарные власти.

Проект поручения внесли коммунисты, но документ поддержали только 72 депутата. Первый заместитель комитета по финансовому рынку Игорь Дивинский на заседании заявил, что некорректно говорить о каких-либо потерях до продажи регулятором юаней.

"Для золотовалютных резервов существует понятие нереализованной переоценки. Говорить об оценке можно только тогда, когда валюта будет продана, чего еще не произошло. Юань первые два квартала 2018 г. рос в цене, затем стал слабеть, сейчас опять растет. Комитет считает некорректным отправлять такой запрос", — выступил он.

Коммунисты решили задать вопросы регулятору от имени фракции, ведь ЦБ не первый год теряет госсредства, перекидывая их из одной валюты в другую. Так, в 2017 г. из-за неудачного обмена евро на доллары из госрезервов испарилось $4,5 млрд.

Конвертация средств в юани — один из элементов "дедолларизации" — снижения зависимости от американской валюты на фоне санкций. В этом случае экономические причины находятся не на первом месте, говорит доцент кафедры экономической теории РЭУ им. Г.В. Плеханова Ирина Комарова. Цель любой диверсификации валютных резервов — в снижении возможных рисков, но неверно выбранная стратегия привела к диаметрально противоположным результатам — евро и юань оказались не самыми надежными валютными субститутами.

"Экономика еврозоны уже давно сигнализирует о серьезных структурных проблемах: деловая активность продолжает снижаться, ведущие экономики еврозоны демонстрирует ухудшение показателей промышленного производства, ожидания экономических агентов с каждым днем ухудшаются, Европейский Центральный банк, заверяющий о свертывании программ количественного смягчения, никак не может определиться с дальнейшим курсом денежной политики. Да и китайской экономике становится все труднее поддерживать превышающие общемировые темпы роста, особенно в условиях ужесточения торговой войны с США", — рассказала она Накануне.RU.

Прогнозировать столь масштабное развертывание торговой войны США и Китая было практически невозможно, зато большинство экспертов высоко оценивало перспективы юаня, основываясь на высоких значениях годовых темпов роста китайской экономики, отмечает Комарова. Фокусирование на одном, казавшемся ключевым, факторе и абстрагирование от других привело к серьезным потерям от вложений в китайскую валюту.

Объявленные в апреле прошлого года санкции против "Русала" и других компаний ясно дали понять, что следующим этапом ужесточения может стать запрет на использование государством долларовых счетов, соглашается аналитик FxPro Александр Купцикевич. В этом случае долларовые резервы могли оказаться недоступны.

"В других странах также у центральных банков случаются разные периоды: как периоды заработка на резервах, так и периоды потерь. Центральные банки придерживаются линии, что эти убытки или прибыль не имеют решающего значения, так как резервы создаются не с целью заработка, а с целью использования денег в трудные времена", — рассказал он Накануне.RU.

Однако у депутатов другое мнение: делать вложения в те или иные валюты Центробанк должен на основе прогноза ситуации. Если все решения регулятора ведут к потерям, нужно ставить вопрос о профпригодности руководителей, сказал в беседе с Накануне.RU депутат Госдумы Алексей Куринный, предложивший резолюцию.

"Существуют аналитики в Правительстве, Центробанке и Минфине, которые должны ситуацию предугадывать и рассчитывать. Просто разводить руками и говорить "не получилось, от нас это не зависит" — это неправильный подход. Сейчас нам остается только ждать, что китайская валюта начнет укрепляться и юани будут проданы с выгодой, но к этому предпосылок особенных нет. Конкретные лица должны понести конкретную ответственность, а если это решение не экономическое, а политическое — пусть скажут нам об этом. Нельзя допускать ситуаций, когда за несколько месяцев мы теряем сумму, сравнимую с годовыми расходами на лекарственное обеспечение страны".

По данным ЦБ РФ, на 1 января 2019 г. общая величина международных резервов РФ составляет $468,5 млрд, из которых на валютные резервы приходится порядка $381,6 млрд долларов. Когда речь идет о таких величинах, полностью нивелировать курсовые отклонения практически невозможно, уверена Комарова.

"Единственный способ снизить их последствия — оперативное маневрирование пропорциями вложений в зависимости от изменения курсообразующих факторов. Отказаться от хранения средств в иностранной валюте невозможно, ведь их основная цель — покрытие временных разрывов ликвидности по международным расчетам, когда величина поступлений по международным расчетам оказывается меньше величины платежей. А с этой ситуацией сталкиваются все экономики без исключения", — говорит доцент РЭУ.

Потерь не будет вовсе, если хранить деньги в рублях и считать прибыль/убытки также в рублях, говорит Купцикевич, но это вряд ли будет оптимальное решение для устойчивости финансового рынка.

"Сейчас важно, чтобы государство или центральный банк имел внушительный запас средств в валюте: это создает доверие к финансам страны. Резервы в рублях иностранцев не слишком воодушевляют. Центральный банк может напечатать столько рублей, сколько нужно, но это — доказано — в результате разгоняет инфляцию и подрывает доверие к экономике страны", — считает он.
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
18.01.2019

Алёна Ласкутова
Источник: https://www.nakanune.ru/articles/114796/




Обсуждение статьи



Ваше имя:
Ваша почта:
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

Вверх
Полная версия сайта
Мобильная версия сайта