Валентин Катасонов: Центробанк - разрушитель экономика (Культурная сфера деятельности (Экономика) (09.11.2019)
О возможном списании долгов по кредитам, о необходимости реформы денежно-кредитной системы, о влиянии ЦБ РФ на политику и экономику России
О возможном списании долгов по кредитам и должниках, о необходимости реформы денежно-кредитной системы, о влиянии ЦБ РФ на политику и экономику России, о роли в работе ЦБ Эльвиры Набиуллиной в беседе на Абсолют.ТВ.
Ведущий. Валентин Юрьевич, если представить, что в России сменилась власть, которая объявила о кредитной амнистии. С экономической точки зрения кредитная амнистия в нашей стране будет возможной, как это повлияет на экономику?О возможном списании долгов по кредитам и должниках, о необходимости реформы денежно-кредитной системы, о влиянии ЦБ РФ на политику и экономику России, о роли в работе ЦБ Эльвиры Набиуллиной в беседе на Абсолют.ТВ.
Валентин Катасонов. Вы имеете в виду списание долгов кредитных?
Ведущий. Да. Списание долгов. Рухнет экономика или нет?
Валентин Катасонов. Тут рубить с плеча конечно нельзя. Потому что, понимаете, списание долгов в одних случаях оно будет обосновано, так как мы защитим стратегически значимые для России предприятия от ростовщиков. А в других случаях мы можем позволить списать долг должнику, но в этом случае завалятся предприятия, которые являются стратегически значимыми.
Тут цепочки, с этими цепочками надо очень аккуратно разбираться, поэтому конечно списание нужно, но эту реформу или эту операцию надо готовить очень грамотно, её нельзя проводить в один час или в один день. Нужна профилактика, нужна совершенно другая денежно-кредитная система, в которой нет процента или этот процент выполняет чисто штрафные функции, чтобы получатель кредита вовремя погашал свою задолженность.
Так было в Советском Союзе (СССР), государственный банк Промстройбанк выдавал кредиты под символический 1 или 2%, максимум 2,5%. Но это не было попыткой заработать на этих процентах, это был некий стимул к тому, чтобы предприятия действительно вовремя возвращало деньги и эффективно их использовало.
Тут можно вспомнить опыт тысячелетней давности. Я имею в виду, так называемые, «Юбилейные года» у ветхозаветных евреев. Они прекрасно понимали, что если позволить стихийно развиваться ростовщичеству, то экономика будет уничтожена. Поэтому каждые 7 лет предусматривалось списание долгов. Были ещё «Большие юбилеи», это 7х7=49 лет, затем прибавляли еще 1 год и на 50 год было возвращение заложенного имущества. Таким образом, существовали такие профилактические меры, которые поддерживали экономику в здоровом состоянии.
Но сегодня, к сожалению, человечество настолько обезумело, настолько деградировало даже по сравнению с уровнем ветхозаветных евреев, что мы с вами обсуждаем такие дикости.
Для начала можно было бы использовать денежно-кредитную систему Советского Союза, потому что там не возникало дисбалансов. Это особая тема. Ростовщическая экономика она моментально порождает дисбаланс. Сами судите, сегодня деньги, которые попадают в обращение, это деньги, создаваемые с помощью кредита.
Сегодня кредиты создаются из воздуха. Коммерческий банк выдаёт кредит компании, например, на депозит этого коммерческого банка положили 100 рублей, это действительные платёжные средства, эмитированные центральным банком. Под эти 100 рублей можно, оказывается, выпустить 1000 рублей кредита. То есть, на 10% этот кредит обеспечен, а резервирован на 90%, а это деньги из воздуха.
Этот процесс неконтролируемый и самое главное, при выдаче кредита появляются процентные обязательства. То есть, денег в экономике меньше, чем денежных обязательств на величину процента. И мы удивляемся, почему кризисы.
А кризисы неизбежны, потому что эти дисбалансы порождаются именно процентной экономикой, процентными кредитами.
Ведущий. Валентин Юрьевич, а если этот вопрос сузить до ипотечного кредита. Если простить все ипотечные кредиты, объявить в этом ключе амнистию? Как это отразится на экономике?
Валентин Катасонов. Я бы все-таки эту ипотечную амнистию проводил бы в контексте более широкой реформы всей денежно-кредитной системы. Без цифр, без расчетов я бы не стал рисковать и формулировать какие-то решения и рекомендации. Потому что конечно это может уничтожить некоторых кредиторов. Кстати, есть такие ипотечные кредиты, которые выдавались мелкими и средними коммерческими банками, то я думаю, что эти банки могли бы стать филиальной сетью каких-то крупных специализированных государственных банков.
Но я тут с конца начинаю. Вы меня спровоцировали вопросом по ипотечным кредитам, но лучше начинать с масштабной реформы денежно-кредитной системы.
Такая реформа у нас проводилась в конце 1920-х годов и до 1932-33 года. Но вы знаете, что 90 лет тому назад стартовала индустриализация, первая пятилетка. Эта индустриализация требовала совершенно иной денежно-кредитной системы. Напомню, что в 1920-х годах в условиях НЭПа существовала масса частных коммерческих банков. Они были может и не совсем частные, а акционерные, но доля частного капитала была достаточно большой.
Банки между собой конкурировали, они также создавали деньги из воздуха, и на протяжении 3-4 лет система реформировалась, в результате осталось около десятка государственных специализированных банков.
Во главе стоял Госбанк СССР, дальше был банк, который в последствии стал называться Промстройбанк, у него менялись вывески периодически. Там был свой Жилсоцбанк, свой Кооперативный банк и банк для внешней торговли, который выполнял также функцию государственной валютной монополии.
В контексте общей реформы можно аккуратно проводить кампанию по амнистии ипотечных кредитов. Может быть, эту амнистию проводить не тупо для всех заёмщиков одинаково, а с учетом финансового положения заемщиков , с учетом его семьи, доли тех обязательств, которые он уже успел выплатить.
Любая денежная реформа тоже не является унифицированной, к разным категориям граждан применяются разные нормативы.
Ведущий. Многие экономисты и политологи патриотического тока, в том числе и вы, часто говорят о проблемах, которые у нас исходят от Центробанка РФ (ЦБ РФ). За эти годы всё-таки усилилось влияние ЦБ и дальше или как-то правительство обратило внимание на ваши слова? Есть же наверняка и политическое влияние Центробанка?
Валентин Катасонов. Безусловно, в любой стране Центробанк будучи институтом хозяев денег, является инструментом политики. Я был в Турции и еще раз вспомнил о том, что в прошлом году были внеочередные выборы президента. Нынешний президент (Турции Эрдоган) провозгласил такие цели и задачи долгосрочные, которые не очень нравятся хозяевам денег. Они попытались не допустить Эрдогана. Он победил, но Центробанк (Турции) тогда показал зубы. Банк резко повысил ключевую ставку с 18,5 до 24%. Это сразу отразилось на экономической ситуации, это осложнило для Эрдогана выборы, но он победил и сейчас продолжает бороться с Центральным банком Турции.
В России то же самое. К сожалению, наш президент пока не сказал ни одного жёсткого слова в адрес ЦБ РФ. А наш Центральный банк действует очень деструктивно.
Прежде всего, он сжимает денежную массу. Есть такой показатель монетизации экономики – это отношение денежного агрегата М2, это наличные и безналичные деньги по отношению к валовому внутреннему продукту, примерно 40% . Для сравнения, у таких стран как КНР, США, многие страны Западной Европы в диапазоне от 100 до 120%. У Японии – 200%, у Китая – больше 100%.
Так что ЦБ РФ душит под видом таргетирования инфляции, а это неконституционное и даже антиконституционное, потому что статья 75 Конституции РФ прямо формулирует основную цель деятельности Центрального банка РФ – Защита и обеспечение устойчивости российского рубля. А устойчивость российского рубля в условиях большой открытости российской экономики перед мировым товарным и финансовым рынками – это, прежде всего, обеспечение валютного курса. А такой гарантии стабильности нет.
Но мы помним декабрь 2014 года, когда почти в 2 раза обвалился валютный курс рубля, и это нанесло очень тяжелый удар по российской экономике. Последствия этого удара до сих пор мы ещё полностью не преодолели. Нет гарантий, что такое не повторится.
Ведущий. Кто главней Путин или Набиуллина? Может быть у них такой тандем политический?
Валентин Катасонов. Ну, мне трудно сказать про Путина, я хуже разбираюсь в вопросах политики, я не политик и не политолог. Что касается Центрального банка, то Эльвира Набиуллина – это чисто номинальная фигура. Я как-то образно выразился – эта как девушка в валютном обменнике, она не должна думать, она должна четко действовать по инструкции.
Она, как правило, сама ничего не придумывает, она даже до конца не понимает что такое таргетирование инфляции, она не понимает что такое инфляция. Я не знаю, где она училась, но, конечно, есть желание большое прочитать для неё лекцию и объяснить даме, что такое инфляция.
Я думаю, что она просто марионетка в руках хозяев денег. Как осуществляется манипулирование председателем Банка России? Это особая тема.
Источник
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Проф., д.э.н., председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова