Михаил Рогожников: Цены на нефть и Саудовско-Иранский кризис (05.01.2016)

Нефтяные цены уловили геополитическую сейсмичность, но пока больше ориентируются на экономические факторы
Нефть Brent поднималась в понедельник 4 января до пика в 38,8 долларов, а закончила день вблизи отметки 37 долларов за баррель, что даже чуть ниже предыдущих значений. Да, она "наконец стала реагировать на геополитику", отмечают экперты, имея в виду разрыв Саудовской Аравией  дипломатических отношений с Ираном. Но реакция эта исключительно вялая, несмотря на то, что нынешний Ирано-Саудовский кризис является наиболее значимым со времени предыдущего серьезного охлаждения между странами в конце 80-х годов. Тогда посольство Саудовской Аравии в Тегеране также было атаковано, в ответ на гибель в Мекке паломников из Ирана. и дипломатические отношения прекратились до 1991 года.

Впрочем, и тогда, и сейчас - период дешевой нефти. И если в иные времена такие события, как случившиеся на этих днях, толкнули бы котировки сразу на несколько долларов за баррель вверх, то сегодня прогноз на повышение делать рано.

На фоне больших запасов сырья в мире рынок стал исключительно рационален и реагирует только на соотношение спроса и предложения. Поэтому опираться в прогнозах на геополитический фактор рано. Война, сколь бы вероятна или нет она ни была, сама по себе сегодня тоже не тот фактор, который безусловно действует на рынок. В конце концов, в Сирии полноценная война уже идет. А весь Ближний Восток на протяжении пяти последних лет "трясет" так, что по меркам предыдцущего десятилетия нефть должна стоить уже за 200 долларов. Однако мы, напротив, наблюдаем ее устойчивое снижение.

Трудно сказать, вызвано ли упорное нежелание Саудовской Аравии ограничивать добычу и рыночное предложение нефти ее союзническими отношениями с Соединенными Штатами, которые таким образом пытаются, например, наказать Россию. Сомнительно, поскольку королевство страдает едва ли не больше "наказуемого", и его экономика куда меньше диверсифицирована. Если отбросить этот гипотетический момент, можно в разрыве дипломатических отношений с Ираном увидеть попытку Саудитов подтолкнуть нефтяные котировки вверх, не наращивая производство нефти. Может быть - поскольку вряд ли в Саудовской Аравии рады грядущим в 2016 году серьезным бюджетным ограничениям.

Но, чтобы реально повлиять на нефтяные цены, скорее всего требуется все же реальное ограничение ее предложения, наподобие того, которое могла бы дать блокада морских путей транспортировки нефти из Ирана. Такая опасность есть, особенно если ВМС Саудовской Аравии получат поддержку других арабских монархий и стран Персидского залива. Необходимо отметить, что Бахрейн и Судан уже объявили о разрыве дипотношений с Ираном, вслед за Саудовской Аравией.

Подобное развитие событий способно сильно затруднить экспорт из Ирана, превышающий 1 млн баррелей в день, и негативно сказаться на планах роста экспорта после окончательного снятия с него санкций. И конечно, увязка данной перспективы, нынешних действий Саудовской Аравии - и низких нефтяных цен, которые с ростом иранского экпорта могут просесть еще сильнее, такая увязка напрашивается.
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
05.01.2016

Михаил Рогожников
Источник: http://expert.ru/




Обсуждение статьи



Ваше имя:
Ваша почта:
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

Вверх
Полная версия сайта
Мобильная версия сайта