Виктор Гаев: Чернобыльская экономика: украинские АЭС как полигон для Westinghouse (27.04.2016)
Отмечая 30-летие чернобыльской катастрофы, Украина стоит перед реальными рисками новых аварий на атомных электростанциях. Вернее, сегодняшние государственные мужи упорно подталкивают страну к таким печальным перспективам — в угоду политической конъюнктуре.
Одним из таких волюнтаристских проектов, закладывающих мину под экологическую безопасность, стал отказ от российского топлива ТВЕЛ для украинских АЭС. Не считаясь с прогнозируемыми угрозами, Украина форсирует внедрение топлива американской компании Westinghouse, которое не имеет сертификации ни от МАГАТЭ, ни от РФ. При этом все четыре украинские АЭС были спроектированы для эксплуатации топлива российского производства.
По сути атомная энергетика Украины превращается в испытательный полигон для американской компании Westinghouse. А украинские граждане становятся заложниками этого взрывоопасного эксперимента. Председатель правления Ассоциации «Поставщики Таможенного Союза» Олег Ногинский дал комментарий НА «Харьков» о вероятных последствиях такой политики.Одним из таких волюнтаристских проектов, закладывающих мину под экологическую безопасность, стал отказ от российского топлива ТВЕЛ для украинских АЭС. Не считаясь с прогнозируемыми угрозами, Украина форсирует внедрение топлива американской компании Westinghouse, которое не имеет сертификации ни от МАГАТЭ, ни от РФ. При этом все четыре украинские АЭС были спроектированы для эксплуатации топлива российского производства.
«Буквально на днях новый министр энергетики и угольной промышленности Игорь Насалик сообщил, что в Чернобыле собираются строить новое хранилище отработанного ядерного топлива (ХОЯД). На самом деле это будет хранилище для отходов, которые со всей Европы сможет туда свозить компания Westinghouse. Нигде в мире не принято строить хранилище ядерных отходов возле центрального населенного пункта, возле рек. А здесь тем более территория Чернобыля, где уже была катастрофа. Но никто не считается с этим. Вся Европа избавляется от ядерных отходов — мы тащим», — сетует Олег Ногинский.
Эксперт отмечает, что чернобыльская катастрофа стала следствием эксперимента над атомным реактором без согласования с генеральным конструктором. А сегодня на Украине такие бездумные эксперименты проводятся постоянно.
«Аварии на наших энергоблоках за последний год происходили более 20 раз. Потому что там пытаются экспериментировать с топливом Westinghouse. В результате этих экспериментов мы рискуем получить на Украине второй Чернобыль. Можно вспомнить недавний апрельский случай: сбой системы охлаждения реактора на Запорожской АЭС. А в 2012 году была ситуация на Южно-Украинской АЭС, аналогичная Чернобылю. Топливные сборки Westinghouse начали плавиться в реакторе. То есть это два шага до катастрофы. Реактор пришлось полностью останавливать», — продолжает Олег Ногинский.
Эксперт напомнил, что неполадки с топливом Westinghouse возникали и на атомных электростанциях советского типа в других странах Европы. В 2007 году из-за проблем с топливом был экстренно остановлен первый энергоблок чешской АЭС «Темелин».
Через несколько месяцев здесь было принято решение: досрочно выгрузить топливо Westinghouse из реакторов, поскольку оно заметно деформировалось в процессе эксплуатации. В итоге к 2010 году «Темелин» вновь вернулась к более надежному российскому топливу. А в 2008 году произошла авария в Словении, на АЭС «Кршко», работающей на топливе Westinghouse.
Европейцы, напуганные этими тревожными происшествиями, прекратили закупать сборки Westinghouse для эксплуатации на атомных станциях советского типа.
«Европа на своей территории и запретила всякие эксперименты с ядерным топливом. А на Украине мы радостно это делаем, потому что Westinghouse — американская компания. И самое обидное, что Украина еще и платит за это деньги. Условно говоря, в любой нормальной стране, если какому-то внешнему партнеру захотелось поэкспериментировать на ее территории, не ее реакторе, то он и платит деньги за это.
А Украину заставляют за 180 миллионов долларов покупать экспериментальные сборки Westinghouse, при том что не экспериментальные, а просто надежные российские стоят 110 миллионов! Объясняют это диверсификацией ядерного топлива. То есть Украина переплачивает 70 млн долларов за эксперимент на своей территории, на своих гражданах!» — подчеркивает эксперт.
Олег Ногинский допускает, что эту маржу кто-то из государственных мужей положил себе в карман. Европа, приветствуя такой вариант «диверсификации», закрывает глаза на решение МАГАТЭ, допускающее эксплуатацию топлива только по согласованию и разрешению генерального конструктора (а денном случае — «Росатома»).
Эксперт также указывает на странности, которыми сопровождается вся история проникновения компании Westinghouse на Украину. Проект адаптации американского топлива к атомным электростанциям советского типа начал воплощаться в жизнь при президентстве Виктора Ющенко. В 2008 году был подписан контракт на поставки тепловыделяющих сборок Westinghouse для замены российского топлива на нескольких энергоблоках. Главой НАЭК «Энергоатом» был тогда Юрий Недашковский. Он и при Януковиче какое-то время сохранял за собой эту должность.
В 2011 году Южно-Украинская АЭС начала экспериментальную эксплуатацию шести сборок Westinghouse. Но после аварийной ситуации (в апреле 2012 года), последствия которой пришлось расхлебывать российским специалистам и представителям генерального конструктора, Недашковский стал противником любых экспериментов по замене российского топлива.
Однако в 2012 году он все равно лишился должности. Но в 2014-м вернулся в привычное кресло. При новой власти Недашковский поначалу был против замены российских сборок на американские. Но буквально следом на главу «Энергоатома» возбудили уголовное дело. И через две недели он уже заявил, что не видит препятствий для эксперимента.
«То есть фактически сегодня речь идет о том, что любой ценой заставляют проводить эти опыты над гражданами Украины. Идет эксперимент, который неизвестно чем может завершиться для страны и людей. Главные экспериментальные площадки для «диверсификации» в интересах Westinghouse — Южно-Украинская и Запорожская АЭС. «Экспериментируют» еще и с плавающими мощностями. (О недопустимости этого, кстати, говорится в недавнем обращении работников атомной энергетики.)
Прошлый раз, 30 лет назад, весь Советский Союз занимался в Чернобыле ликвидацией последствий таких экспериментов. Тогда был возможен такой подвиг людей большой страны. А сегодня, если, не дай Бог, случится подобное, — никто Украину спасать не будет, никто не полезет тушить. Останется просто территория убитая», — резюмирует Олег Ногинский.
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Виктор Гаев
Источник: http://nahnews.org/