Александр Дугин: Государство сошло с ума или настало время рождения русского гражданского общества? (09.03.2018)
Что происходит у нас в политике? У людей недоумение. Даже те, кто понимал что-то, перестали понимать. И говорить об этом чрезвычайно трудно.
· В стране все очень и очень плохо. Ничего хорошего в российской политике нет, и самое главное, чем ближе новый шестилетний срок нашего бессменного президента, тем меньше надежд. И ладно было бы плохо в настоящий момент – но надежды нет. Она была, теперь нет.· У либералов, конечно, давно надежды не было. Они надеются только на то, что можно будет перейти к следующему этапу развала России. Им говорят: подождите, не все так плохо. Вы только дождитесь. И они ждут, плюются. А некоторые сидят в уюте и ждут.
· Русскому же народу говорят: ждите или не ждите, вы вообще никакого отношения к происходящему не имеете. Вот вам порция гнилых патриотических симулякров, и довольствуйтесь этими подделками патриотизма, которого полны каналы, и которые уже становится стыдно быть патриотом. Потому что это позорище. То, как нашу патриотическую идею сегодня защищает наше государство, это позорище.
· Недавно политолог Михаил Делягин сказал: «Судя по новостям, наше государство сходит с ума». У меня такое же предварительное ощущение. Не могу сказать, что государство сошло с ума, потому что не очень представляю, что такое «государственный ум». По крайней мере, никакого ума в нашей политике и близко не лежало. С чего там сходить? Но тем не менее, ощущение такое.
· Нет не только настоящего. Ну, можно потерпеть – разве у нас не было трудных времен в истории? Но нет никакой перспективы для будущего. Если будущее для либералов – «Это рухнет», то у нас будущего нет. Ведь если рухнет, то будет только хуже. На что нам надеяться? На то, что все рухнет и мы вернемся в ельцинские и горбачевские времена? А если не рухнет и будет, худо-бедно переваливаясь, дальше тащить систему – это же смертельная тоска…
· Ничего не происходит ни в чем – и это, конечно, для русского человека грустно, потому что за такое голосовать невозможно, а против – тем более невозможно. Да и цирк, балаганный характер происходящего тоже налицо.
· Это очень расстраивает. Видно, что государство не в своем уме. Но есть ли оно? Оно все больше присутствует, все больше давит, и все более и более это давление становится бессмысленным и противоречивым.
· Это черные времена. Не знаю, чем это разрешится. «В русской истории все непредсказуемо», сказал бы Александр Андреевич Проханов. Чем глупее, тем умнее, чем отвратительнее распадается, тем быстрее будет собираться в новую метафизическую конструкцию и лететь в непонятные черные дыры… Но в эти черные дыры мы уже летим, мне кажется, и летим стремительно. Здесь я не разделяю оптимизма Александра Андреевича, хотя это замечательный человек и мой близкий друг. У меня нет ощущения, что чем хуже, тем лучше.
· Дно мы давно пробили – куда еще падать?
· Все меняется, если сесть на самолет и вылететь за пределы России – желательно, в направлении Запада. Когда оказываемся за пределами страны, мы смотрим на Европу, на Америку, на весь остальной мир – и видим это падение, гниение, вырождение, окончательный маразм, потерю всякого Логоса, потерю культуры, потерю суверенитета. Новый тоталитаризм политкорректных либералов, феминисток, гендер-идеологии, банды Сороса. Там, на самом деле, уже наступил Mad Max. И смотришь с той стороны на Россию – и думаешь: какая же у нас крутая страна, какой у нас президент молодец! И в Сирии молодцы, и Крым наш! Настоящая гордость за Россию возникает только за пределами России.
· Но стоит вновь пересечь границу в обратном направлении, и вновь ощущение: идеологии нет, духа нет, экономика дышит на ладан, зверство либералов в правительстве, полный провал в образовании, культуре и науке. Царит чудовищная лживость, которую уже невозможно разрулить. Правда настолько далеко исчезла за горизонтом, что мы даже не знаем, в каком направлении она была когда-то. Это море лжи. И все опять становится безысходным, и дно становится все глубже и глубже. Вот такой парадокс.
· Что делать? За кого голосовать? Как быть в этой ситуации? Не могу сказать, не беру на себя такой ответственности. До какого-то момента я всегда знал, что надо делать – сейчас нет. Я даже не понимаю, что с этим кошмаром делать. Мы уже сами себя не понимаем. Здесь меня не понимают, там меня не понимают.
· То, за что Путина проклинают либералы и западники, мы его хвалим, но сами начинаем проклинать за что-то другое. За полное отсутствие того, что нам надо. Все время полдела, полстакана. Такое ощущение, что это уже не маскировка, а биполярное расстройство, когда во внутренней политике одна рука делает одна, другая – другое.
· Во внешней политике при этом все замечательно: Крым наш, Россия выдерживает санкции, силой нас не сломить.
· В этом странном состоянии мы и застыли.
· У меня нет рекомендаций, кроме одной. Я думаю, что нам надо немного абстрагироваться от государства. Государство сошло с ума. Если мы не хотим сойти с ума, мы должны немного отслоиться от него. Заняться нашей культурой, нашим мышлением, нашим Русским Логосом параллельно с государством. Нам надо немного повзрослеть. С отеческими функциями наше государство не справляется. Это еще отец, но отец, который обучать нас неспособен. Он что-то на себе держит, но это уже не авторитет, не указывающий путь рулевой. Строго говоря, он нас бросил. Мы не будем его проклинать, но надо становиться на собственные ноги.
· Как нашему инфантильному русскому обществу, которое искренне верит в царя-батюшку, с этим быть, вообще не представляю. Это совсем новое для нас амплуа. Мы фактически на глазах сиротеем, потому что царь-батюшка воспитывать нас, превращать в полноценный народ не намерен.
· Верить или не верить государству, свергать его или не свергать – оба выбора абсолютно ложны. Поэтому предлагаю сосредоточиться на себе, на своем собственном народе, на традиции. Не хочет государство разрабатывать идеологию – мы сами разработаем.
· Если мы хотим сохраниться в истории, и дальше быть русским народом, этот навык опоры на собственные силы, на собственную субъектность вопреки всему должны обрести. Не вопреки государству, и не с государством, сошедшим с ума, а параллельно. Русское общество как таковое – со своей системой координат, авторитетами, субъектностью.
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Философ, политолог, социолог. Профессор, лидер Международного Евразийского движения
Источник: http://zavtra.ru