Дмитрий Скворцов: Что означает переход западноевропейского экзархата Фанара в РПЦ (Религиозная сфера деятельности) (30.09.2019)
Итак, предстоятель Архиепископии православных русских церквей в Западной Европе архиеп. Иоанн (Ренето) перешёл в Московский патриархат. Случилось это после того, как большинство делегатов Генеральной Ассамблеи западноевропейской архиепископии проголосовали за её возвращение из Экуменического (т.н. Константинопольского) патриархата в лоно Русской церкви. А это, в свою очередь, произошло после того, как стамбульский патриарх Варфоломей данную архиепископию… распустил. При этом не уведомив предварительно даже её предстоятеля.
Объявил он о роспуске на том самом заседании синода Экуменического патриархата 27-29 ноября 2018 г., на котором был принят… устав будущей «СЦУ» (да-да, устав «незалежной церквы козацькой нации» писался в Стамбуле). И вот что мы предрекали тогда, перечисляя полезные последствия от упразднения русского европейского экзархата Экуменического патриархата:1. Русские общины Экуменического патриархата убедились: к ним в Стамбуле относятся, как к третьему сорту христиан, что придаст дополнительный импульс к переходу в РПЦЗ.
2. Украинские дурни увидят, чего стоит томос Стамбульского папы: захотел — дал, захотел — отобрал. Причем, даже не поставив экзарха в известность! Хотя им это, конечно, в плане вразумления не поможет.
Отчасти, впрочем, помогло — тем, кто остался с Денисенкой в т.н. «Киевском патриархате», блюдя «незалежность как от Москвы, так и от Стамбула».
Но что же это за Западноевропейская архиепископия (далее — Архиепископия), и как она может переходить в Московский патриархат, будучи ещё в прошлом году «ликвидированной»?
Верность и метания
Во время Гражданской войны Временное высшее церковное управление на Юго-Востоке России назначило управляющим русскими приходами в Западной Европе (образованными потоком эмигрантов) архиепископа Житомирского и Волынского Евлогия. Назначение подтвердил патриарх Московский Тихон.
В отличие от провозглашённой в 1927 г. РПЦ (Зарубежом), которая откололась от РПЦ в знак протеста против декларации патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия о поддержке Советской власти, «евлогианцы» ещё три года держались в составе Московского патриархата. Хотя и сами были неудобны ему, и без того гонимому большевиками. Это не могло не отражаться на отношениях между патриархией и Архиепископией, и в 1930 г. владыка Евлогий обратился с ходатайством к Константинопольскому патриарху о переходе под его юрисдикцию.
На следующий год патриарх Фотий II объединил русские приходы во «временно единую особую экзархию Святейшего патриаршего Экуменического престола на территории Европы» (курсив мой — Д.С.). В приходах «временного экзархата» наряду с Константинопольским Патриархом поминались местоблюститель Московского патриаршего престола и «всё епископство православное Церкви Российской».
И вот в 2018 г., в преддверии наделения Украины — канонической территории Московского патриархата — «автокефалией», преемник Фотия Варфоломей упразднил Архиепископию. Очевидно, для того чтобы обезопасить себя от возможного «симметричного ответа» РПЦ в отношении своей бывшей структуры, сохраняющей с ней духовную и культурную связь. Более того, за девять десятилетий Архиепископия, помнящая о временном характере своего отрыва от РПЦ, несколько раз оказывались в шаге от воссоединения с Московским патриархатом. А владыка Евлогий в 1945 г. даже лично вернулся.
Впрочем, как и архиеп. Иоанн в 2019-м. Пока лично.
Первый шаг. Не последний ли?
Толчком к решению архиеп. Иоанна послужило, скорее, упразднение Архиепископии (и как следствие, лишение его должности), нежели вопиющее попрание Варфоломеем канонов. Ведь буквально за день до собственного «упразднения» Фанаром владыка Иоанн критиковал (пусть и в крайне дипломатичной форме) решение РПЦ о разрыве евхаристического общения с Экуменическим патриархатом (тут, правда, следует помнить, что Архиепископия входит в состав Галльской митрополии, чей предстоятель Эммануэль является одним из непосредственных творцов «СЦУ»).
Уже 2 декабря 2018 г. Совет Архиепископии заявил, что русские приходы верны архиеп. Иоанну и продолжают хранить свою русскую тождественность.
В январе 2019 г. русская архиепископия напомнила Варфоломею, что поскольку была учреждена еще до ее приема в Константинопольский патриархат, то и «отменить» ее в одностороннем порядке Стамбул не может.
23 февраля 2019 года в Париже на общем собрании архиепископии 191 человек из 206 проголосовал против роспуска структуры. В собрании приняло участие всё духовенство архиепископии и миряне — делегаты общин.
Тем не менее, в конце августа Варфоломей выписал архиеп. Иоанну отпускную грамоту (т.е. «уволил по собственному желанию»). И вновь — в нарушение канонов и здравого смысла. Поскольку никакой отпускной грамоты владыка Иоанн не просил.
Предстоятелем русских западноевропейских приходов Варфоломей назначил Эммануэля Галльского.
В ответ на эти деяния архиепископ Иоанн выступил с открытым письмом, в котором пояснил фанариотам: «Наша архиепископия… подпадает под закон от 9 декабря 1905 г. о религиозных объединениях… который не предусматривает, что духовный авторитет, которому оказывается каноническое послушание, может вмешиваться во внутренние дела религиозного объединения». Также он напомнил, что по уставу Архиепископии переизбирать предстоятеля русских приходов в Западной Европе можно только в том случае, «если прежний совершенно не в состоянии осуществлять свое служение или умер». Да и по гражданскому французскому законодательству, «ни [Константинопольский] патриархат, ни [Галльская] митрополия не могут принять решение о роспуске Епархиального правления Союза русских православных объединений в Западной Европе».
7 сентября 2019 года в соборе Александра Невского в Париже состоялось заседание внеочередной Генеральной Ассамблеи архиепископии православных русских церквей в Западной Европе.
На голосование был вынесен лишь один вопрос — о присоединении к РПЦ. Казалось бы, победа церковной дипломатии Московской патриархии?
Однако хотя за переход проголосовало большинство — 104 делегата, до необходимых двух третей не хватило 13 голосов.
Голосовавшие против — отнюдь не только желающие остаться под Константинополем, но и сторонники самостоятельного (квазиавтокефального) статуса Архиепископии. Будь организаторы Генассамблеи гибче, внеси они на голосование альтернативные вопросы, можно было бы видеть более реальную картину расклада мнений. Но не потому ли вообще существуют в Архиепископии сторонники канонической автокефалии, что не видят они особой разницы между Московским и Экуменическим патриархами? Буквально накануне Ассамблеи правая рука первого горячо жала правую руку второго. Там же — во Франции.
Что же, теперь каждый приход будет голосовать по отдельности. Не исключено, что в МП перейдёт даже более 2/3 приходов, ибо внутри каждого из них может оказаться большинство за переход.
Сейчас в архиепископии 65 приходов (32 общины, 2 монастыря, 7 скитов). Из них 40 во Франции (в этой стране Архиепископия является наибольшей православной епархией). Остальные в Бельгии, Голландии, Великобритании, Германии, Норвегии, Швеции, Дании, Италии и Испании. В клире состоит 100 священников и 30 диаконов.
К переходу их в МП может подтолкнуть и следующая новость: в кафедральном соборе Галльской епархии в воскресенье возглавил службу «митрополит СЦУ» Зоря. По благословению того самого Эммануэля, которому Варфоломей неканонически переподчинил русские приходы.
Думается, сослужить с украинскими самосвятами понравится далеко не всем даже колеблющимся русским европейцам. Но чтобы возвратить их в «родную гавань», нужно, чтобы и «гавань» соответствовала тому идеалу, которым являлась при святом патриархе Тихоне — когда её «временно» (как декларировалось) покидали русские эмигранты. Только очистившись от экуменического налёта и вернувшись к подлинной соборности, Московский патриархат сможет стать опорой для остальных поместных церквей на краю нового «Великого раскола», провоцируемого теперь уже «восточным папой». И тогда РПЦ будет способна уже не на точечные ответные удары вроде перехода отдельных приходов под её омофор, но на широкомасштабное контрнаступление на ереси и извращения Экуменического патриархата.
P.S. Архиепископия, кстати, от главного экуменического груза — Свято-Сергиевского богословского института в Париже, который предпочел остаться под эгидой Фанара — избавилась…
Источник
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Дмитрий Скворцов