Дмитрий Сикорский: Давление США на "Северный поток-2" Берлин расценил как попытку захвата энергорынка Европы (13.01.2019)
Угроза санкций преследует «Северный поток-2» с самого начала данного проекта, причем есть все основания говорить, что эта тема продолжится и после того, как данный газопровод в конце текущего года будет полностью построен.
Германия продолжает защищать «Северный поток-2»Примечательно, что министр иностранных дел ФРГ Хайко Маас заявил, что официальная позиция Берлина по «Северному потоку-2» заключается в том, что любые односторонние санкции в отношении данного проекта являются неприемлемыми.
Кроме того, Маас отметил, что «Северный поток-2» не воплощает какого-то особого «германо-российского пути», и эту позицию Берлин постоянно доводит до сведения своих внешнеполитическом партнеров, как на старом континенте, так и в Вашингтоне.
Впрочем, это заявление Маас сделал на заседании Восточного комитета германской экономики, т.е. организации, которая является одним из главных лоббистов укрепления торгово-экономических связей Москвы и Берлина в современной Германии. При этом, риторика Мааса является специфической, причем создается впечатление, что Берлин хочет вывести «Северный поток-2» за скобки того контекста, который в настоящее время имеет место в рамках двусторонних отношений России, Германии и всего коллективного Запада.
Очевидно, что «Северный поток-2» необходим Германии для стабильного развития ее национальной экономики, но, в то же время, в этой стране не считают, что энергетическое сотрудничество должно быть поводом для общей нормализации ее отношений с Россией.
Сохранение транзита через Украину является формальной задачей для Евросоюза
Более того, Маас заявил, что Германия поддерживает те переговоры, которые структуры Евросоюза ведут сегодня с Россией и Украиной по сохранению газового транзита через эту страну, причем Берлин считает пролонгацию данного режима своей политической задачей.
Впрочем, все это красивые слова, поскольку и так понятно, что «Северный поток-2» не заберет с собой весь украинский газовый транзит, который в прошлом году составил порядка 90 млрд кубов газа. Этого не произойдет даже в случае реализации второй нитки «Турецкого потока» из-за того, что части потребителей российского газа выгодно транзитировать его через территорию Украины.
Соответственно, только коллапс украинской газотранспортной системы, а также невозможность Киева найти средства для того, чтобы эта страна могла и дальше транзитировать хотя бы 20-40 млрд кубов, могут привести к потере Украиной статуса газового посредника.
Руководитель Центра германских исследований Института Европы РАН Владислав Белов в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» пришел к выводу, что такая официальная позиция со стороны Мааса по «Северному потоку-2» не является удивительной.
Маас вновь озвучил официальную позицию Германии
«На самом деле, «Северный поток-2» является европейским проектом, который только заканчивается на территории Германии, поэтому Маас справедливо замечает, что это не некий проект между Россией и Германией, а проект между Россией и Евросоюзом. Ведь здесь участвуют германские, голландские, австрийские и итальянские энергетические компании», - констатирует Белов.
Как замечает эксперт, все это говорит о том, что перед нами европейский проект, причем Маас здесь повторяет то, что было сказано им еще в 2018 году, а именно то, что это дело Евросоюза решать, как ему обеспечивать свой энергетический суверенитет и свою энергетическую безопасность.
По сути своей, это коллективная точка зрения руководящих структур Евросоюза на «Северный поток-2», который необходим экономике старого континента для обеспечения ее нормального развития, ведь российский газ занимает там более 30 процентов от общего потребления.
«И данный тезис Маас высказал после того, как появилась информация, что Евросоюз якобы может ударить по самому слабому месту данного проекта, т.е. по швейцарской компании, которая предоставляет суда для прокладки газопровода», - заключает Белов.
Американцы не откажутся от своей стратегии давления на Россию
По словам Владислава Борисовича, Маас здесь еще раз подтвердил тезис о независимости Евросоюза, как субъекта, в своем обеспечении необходимыми энергетическими ресурсами, а также позицию ФРГ по американскому закону от 2 августа, согласно которому власти США могут применять любые санкции в отношении проекта «Северный поток-2», а также связанных с ним коммерческих структур.
«На самом деле, «Северный поток-2» является только верхушкой айсберга, поскольку этот закон от 2 августа, т.е. CAATSA, направлен на то, чтобы в средней и долгосрочной перспективе добывающая база РФ по газу и нефти была ослаблена», - резюмирует Белов.
Как считает эксперт, об этой цели закона CAATSA все сегодня молчат, а ведь в перспективе 15 лет невозможность использования американских и европейских технологий для добычи нефти и газа может оказать негативный эффект на весь наш нефтегазовый сектор.
«Именно здесь нужно бить во все колокола, а не по поводу «Северного потока-2», поэтому надо сказать, что этот проект является своеобразным прикрытием для американцев в рамках реализации их планов по нашей стране», - констатирует Белов.
Соответственно, данное заявление Мааса подтверждает, что в отношении реализации «Северного потока-2» нет особенных проблем, но, в то же время, это говорит и о крайне напряженной ситуации, которую США сейчас создают по российскому направлению.
Таким образом, вся эта проблематика продолжит свое развитие даже после реализации «Северного потока-2».
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Дмитрий Сикорский
Источник: https://rueconomics.ru/371773-davlenie-ssha-na-severnyi-potok-2-berlin-rascenil-kak-popytku-zakhvata-energorynka-evropy