Сергей Глазьев: Дежавю Гайдаровского Форума (16.01.2015)
Академик РАН Сергей Глазьев комментирует прошедший в Москве Гайдаровский форум – 2015.
Читая выступления участников завершающегося Гайдаровского форума невольно вспоминаешь два очень похожих события – аналогичные театрализованные постановки весной 1992 и осенью 1998 годов с участием именитых западных экономистов и финансистов, которые изо всех сил поддерживали российских реформаторов, оказавшихся в пикантной ситуации.Весной 1992 года, когда уже стал очевиден провал либерализации цен, повлекший срыв экономики в галопирующую инфляцию, обесценение сбережений и доходов граждан, обвальное падение производства, в Москву срочно прислали десант западных экспертов, чтобы убедить президента Ельцина не беспокоиться. Помню, как Джеф Сакс уговаривал его не верить российским академикам, которые яко бы остались в советском прошлом и не понимают законов рыночной экономики.
Тогда еще можно было остановиться на краю пропасти и последовать китайском примеру постепенного выращивания своего «экономического чуда» на основе освобождения предпринимательской инициативы под протекторатом государства. Но напористые западные эксперты грудью встали на защиту оконфузившихся младореформаторов и Ельцин уступил им контроль за российской экономикой. Кончилось все, как известно, экономической катастрофой, социальным протестом, расстрелом высшего органа власти и государственным переворотом. Выполняя установки МВФ, Госдепа и Казначейства США, российские денежные власти загнали Россию в тупик сырьевой специализации, разрушили большую часть научно-производственного потенциала страны, фактически совершили геноцид собственного работоспособного населения.
В 1998 году, после очередного провала западных протеже, раскрутивших финансовую пирамиду государственных обязательств и обанкротивших страну, в Москву привезли печально известного своими реформами в Аргентине Д.Ковалло. Он предложил сделать именно то, что сегодня реализовали денежные власти: отпустить рубль в свободное плавание, резко поднять ставку рефинансирования и сжать денежное предложение. Но, набравшись горького опыта, Ельцин не стал принимать этот очередной рецепт самоубийства российской экономики и отдал бразды правления опытным прагматичным экономистам: Примакову, Геращенко и Маслюкову. Они поступили вопреки рекомендациям западных экспертов: не стали поднимать ставку рефинансирования и увеличили денежное предложение, восстановили экспортные пошлины и обязательную продажу валюты, ввели валютный контроль и установили контроль над ценообразованием в монопольных отраслях экономики. Результат не заставил себя ждать – за полгода промышленное производство выросло более чем на 20% при снижении инфляции до приемлемого уровня.
На Гайдаровском форуме западные эксперты хвалили руководство денежных властей за правильные меры и современный подход. Их прилежные ученицы, как студенты на семинаре, рассуждали о поиске рублем новой точки равновесия. Их энергично поддерживали западные и российские финансисты, заработавшие на этом «поиске» тысячи процентов годовых и жаждущие продолжения банкета. Пока проводили форум, рубль упал еще на 8% и довольные сверхприбылями спекулянты устроили дружную овацию руководству ЦБ, которое пообещало не менять денежно-кредитную политику.
Создается впечатление, что главная задача организаторов Гайдаровского форума заключалась в том, чтобы убедить российское руководство в правильности проводимой макроэкономической политики. Под занавес этого шоу министерство экономики объявило свой новый прогноз на текущий год, в котором сменило небольшой рост экономики на ее падение. Публика смиренно приняла его как оптимистический. И это при том, что производственные мощности в российской промышленности используются не более чем на 70%, скрытая безработица составляет до 20%, невостребована большая часть научно-технического потенциала, а обесценивающиеся углеводороды и другое сырье, в основном, вывозятся за рубеж!
Как доказывают расчеты ведущих академических центров в области макроэкономического прогнозирования, прирост ВВП в этом году мог бы составить не менее 6%, инвестиций – не менее 15% при инфляции не более 8%. Но эти возможности не будут использованы, если денежно-кредитная политика останется неизменной. Пока денежные власти заняты кредитованием валютных спекуляций, а не роста производства, экономика будет деградировать, народ беднеть, а спекулянты вывозить миллиарды сверхдоходов за рубеж.
Возможно, в этот раз западным экспертам удастся оправдать провал своих российских протеже рассуждениями о фундаментальных законах рыночной экономики и мы вскоре вернемся в кошмар 90-х годов с падением производства, инвестиций, уровня жизни и ростом цен. Но тогда США покровительствовали российскому руководству, создавая благоприятный внешнеполитический фон саморазрушению российской экономики. Сегодня они ведут с Россией войну. И продолжение вывоза из России сотен миллиардов долларов (в текущем году 150 млрд. нашим кампаниям придется отдать западным кредиторам, снижение кредитного рейтинга американскими агентствами увеличит эту сумму до 200, к этому надо добавить традиционную для проводимой политики утечку капитала в размере не мене 100 млрд.) является главным оружием в этой войне. Позволять это делать – это все равно, что если бы в 1941 году, после захвата гитлеровской Германией Украины, советское руководство продолжало бы снабжение Третьего Рейха советским сырьем за рейхсмарки и давало бы ей кредиты на производство военной техники.
Чем бы подобная политика кончилась в то время – понятно. Также понятно, что проводимая сегодня денежно-кредитная политика закономерно влечет долларизацию финансовой системы, ее сжатие вследствие вывоза капитала и рестрикционной денежной политики, падение инвестиций и производства, снижение уровня жизни при очевидных возможностях быстрого экономического подъема. Американские санкции достигнут цели. На московском майдане гражданам объяснят, что во всех провалах виновата «архаичная» власть и нужно вернуться под американский протекторат. Западные эксперты будут раздавать своим российским подопечным звания и медали.
Над гайдаровским форумом явственно витал призрак шоковой терапии. Жаль только, что Егор Тимурович не дожил до этих дней. Он как творческая личность имел мужество признавать ошибки. И, наверное, поправил бы своих незадачливых учениц.
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Источник: http://news-front.info/