Юрий Апухтин: Должна ли Россия бороться за постсоветское пространство (04.12.2020)

Процесс распада постсоветского пространства, запущенный еще при Горбачеве, с каждым годом усиливается, и бывшие республики, отпущенные в свободное плавание, все дальше уходят от России. Относительно этого процесса есть два подхода. Первый, свойственный российским «хатаскрайникам»: так и надо, пусть уходят, Россия сама без «нахлебников» построит процветающее государство. И второй: в национальных интересах России необходимо бороться и сохранить в сфере российского влияния бывшие окраины.
В этой связи надо ответить на два вопроса: есть ли национальные интересы России на постсоветском пространстве и, если они имеются, как его вернуть в сферу российского влияния. Для ответа на них надо вспомнить историю и посмотреть, с какой целью Российская империя и Советский Союз стремились расширять свою территорию и включать в свой состав окраинные народы. И для чего после разгрома фашизма Сталин включил в сферу советского влияния также страны Восточной Европы.

Рассматривая два пути развития России ― изоляционистский и цивилизационный (имперский), следует иметь в виду, что современный путь развития государств и тем более цивилизаций в XXI веке ― это битва за ресурсы, рынки сбыта и сферы влияния. Именно этим будут определяться их мощь и влияние в будущем мироустройстве. К таким ресурсам можно отнести человеческие, территориальные, промышленные, технологические, финансовые, энергетические, военные и природные. Без такого набора ни одно государство не сможет стать великим и влиять на судьбы мира.

Россия не какой-то лимитроф на задворках западной цивилизации, а одна из мировых цивилизаций со своими интересами и влиянием в мире, и ей предначертана совершенно особая судьба. Государственная природа России по своей сути имперская, со своеобразной имперской идеей и системой традиционных ценностей. В связи с этим изоляционистский путь ― построение чисто «русского государства» в своих существенно урезанных границах без выхода на исторические рубежи ― бесперспективен. России слишком тесно в подобных рамках, и в границах Российской Федерации у нее нет будущего. В этом варианте Россию ожидают серьезные проблемы, так как она, обладая громадной территорией, неимоверно богата природными ресурсами и геополитические противники давно положили на них глаз.

Исторически так сложилось, что Россия, в отличие от западных империй, не грабила присоединенные народы, а развивала их, обеспечивая им безопасность и процветание. Одновременно имперское расширение обеспечивало безопасность и процветание страны в целом.

России, имеющей громадную территорию, окруженную враждебными странами и народами, стремящимися ее покорить, приходилось выстраивать свои границы по природным препятствиям, морским просторам, руслам рек и горным хребтам, а для этого надо было выходить на эти рубежи. Собственного населения и ресурсов для охраны и развития этих территорий не хватало, поэтому приходилось привлекать на свою сторону местных аборигенов и давать им определенные преференции. Благодаря уникальной способности русского этноса впитывать в себя другие культуры и пропитывать их собою они становились союзниками и вливались в многонациональную русскую империю.

Например, присоединение в XIX веке Средней Азии, Кокандского и Хивинского ханств и Бухарского эмирата происходило не с целью расширения своей территории, а для ликвидации угрозы выхода через Индию в этот регион Великобритании ― вечного российского соперника. К тому же эти ханства постоянно нападали на приграничье и угоняли людей в рабство.

Национальные и государственные интересы России диктовали необходимость установления разнообразных форм контроля над окраинами как сферы своих жизненных интересов и формирования пояса безопасности на своих границах. Это пространство по периметру русских земель создавалось веками и привлекало окраины своей политической и военной мощью, обеспечивающей развитие и защиту.

В связи с этим Россия развивалась не как изолированное русское государство, а как многонациональная империя. И исторические русские земли были точкой сборки русской цивилизации и сохранения ее целостности. Москва развивала окраины, сюда приходила промышленность и наука, строилась инфраструктура и обеспечивалась безопасность территорий и народов, при этом сохранялись их традиции, обычаи и национальная культура. Это делало Россию привлекательной, и окраины сами стремились стать частью русского цивилизационного пространства, в котором получали возможность быстрого развития при сохранения своего уклада жизни.

Таким же образом строился и Советский Союз. Его народы объединяла идея построения справедливого общества на базе русской цивилизации, и они стремились быть частью уже советской империи. Российская империя и Советский Союз стали мощными и влиятельными цивилизационными объединениями не на торговой основе, а благодаря военно-политической и идейной мощи, и сегодняшний российский правящий класс должен это учитывать.

У России постсоветское пространство никто не захватывал, ее продажная и компрадорская элита в 91-м сама отказалось от него. Предав «красный проект», предложивший народам более привлекательную альтернативу мироустройства и сделавший Россию супердержавой, советская элита сдалась на милость западной цивилизации.

В результате эрозии государственной идеологии русский народ потерял свой идейный стержень, и общий имперский дом рухнул. Экономические, военные и политические силы России оказались серьезно подорваны, она потеряла значительную часть своих территорий и населения. Российскому обществу навязали примитивный либерализм, а значительная часть российской элиты стала действовать не в российских национальных интересах, а в соответствии с интересами западных стран.

Окраинные народы разбежались по своим убогим национальным лачугам, надеясь стать великими и могучими. При этом элиты окраин в силу объективных причин не в состоянии были обеспечить независимость и суверенность своих государств. Попытавшись в своих корыстных интересах вырваться из русской и встроиться в западную цивилизацию, они попали в зависимость от других глобальных игроков. Под руководством США и Европы они стали насаждать убогий национализм и русофобию, приведшие к деградации местечковой государственности и формированию пояса враждебных России государств с целью ее геополитической изоляции.

Ситуация усугублялась и тем, что при развале Союза республики получили границы, произвольно проведенные большевиками, в которых оказались притесняемые «титульными нациями» разделенные народы, и самый пострадавший из них ― русский. Это привело к многочисленным межнациональным конфликтам.

Жизнь показала, что лимитрофы не способны самостоятельно существовать. Их политические системы достигли полной архаизация и деградации, и они просто остановились в своем развитии. В России национализм не прижился, он оказался слишком мелок для русского народа, ограничил его стремление к размаху действий и простору.

Российский правящий класс вместо предложения окраинам социально-политической модели совместного существования и восстановления политического и экономического влияния стремился купить дружбу элит окраин низкими ценами на энергоносители и экономическими подачками. Превратившись в примитивного торгаша, он проиграл политическое и гуманитарное пространство ставленникам Запада. Создать привлекательную цивилизационную модель даже не пытались, серьезного противодействия навязыванию русофобской политике также не оказывали, вследствие чего большинство народов-лимитрофов за эти десятилетия под воздействием пропаганды стало воспринимать русскую цивилизацию как враждебную и противоречащую своим интересам.

Понимая значимость этих территорий, геополитические противники России и конкурирующие цивилизации всегда вели на этом плацдарме ожесточенную и непримиримую борьбу за влияние на населяющие его народы и стремились ограничить и утилизировать Россию. С такой же ожесточенностью эта борьба продолжается и сейчас. Поэтому по всему периметру границ России ― цветные революции и военные конфликты. При этом западные страны успешно реализовывают свои интеграционные проекты на постсоветских территориях.

Это еще раз подтверждает, что геополитическое пространство вокруг России не останется пустым. После российского ухода его неизбежно захватят ее геополитические противники, расширяя свои зоны влияния. Все это говорит о том, что жизненно важные российские интересы заключаются не в самоизоляции, а в возвращении утерянных сфер влияния, которые, между прочим, не ограничиваются только постсоветским пространством.

Без восстановления русской цивилизации России невозможно вернуть былую мощь и обеспечить свое экономическое развитие. Исходя из политической и военной безопасности, а также экономической целесообразности, требуется геополитическая консолидация постсоветского пространства вокруг Москвы, и это вопрос выживания России.

По сравнению с Российской империей и Советским Союзом Российская Федерация мало что могла предложить бывшим советским республикам в политической и социально-экономической сферах. У Москвы не оказалось стратегии цивилизационного развития, с ее стороны даже не было попыток официально заявить, что постсоветское пространство ― это зона ее жизненно важных интересов.

Не сформировав образ будущего России и русской цивилизации, российская элита решила повторить либеральную модель Запада, что привело к падению экономики и напряжению в социальной сфере, обусловленному колоссальным расслоением и формированием сословного общества. А созданные экономические и военные структуры, такие как ЕАЭС и ОДКБ, к сожалению, не стали привлекательными для большинства окраин.

При нарастающих процессах политической и экономической нестабильности, а также возросшем политическом и военном влиянии России появляется возможность пересмотреть подходы к интеграции постсоветского пространства и предпринять шаги по возвращению бывших республик в российскую сферу влияния.

В экспертной среде по аналогии с американской «доктриной Монро» обсуждаются идеи российской политической и идеологической доктрины (имперского проекта), объявляющей постсоветское пространство исключительной зоной российских интересов, которое она всеми доступными средствами, вплоть до применения военной силы, будет защищать от любого вмешательства других государств. Именно такой подход заставит геополитических противников и элиты лимитрофов считаться с Россией.

Возрождение русской цивилизации ― это фактически возрождение в той или иной форме ее имперской сущности. Именно имперская мощь с ее потенциалом и ресурсами позволила России стать сверхдержавой и защитить русскую цивилизацию. Империя ― это прежде всего возможности большого пространство и ресурсов, это сила и влияние, способствующие качественному скачку в развитии. Только такие мощные цивилизационные образования создают предпосылки к расширению политических, экономических и духовных возможностей своих народов.

Русскому цивилизационному пространству необходима своя конкурентоспособная модель социально-экономического устройства и механизмы ее реализации, базирующиеся на материальном прагматизме и духовно-нравственных принципах. Эта модель, прежде всего, должна быть максимально благоприятной для российских граждан и привлекательной для окраин. Потребуется сформировать образ будущего России и всего постсоветского пространства, раскрывающий и доказывающий преимущества такого цивилизационного образования перед западной цивилизацией. Такое образование должно стать привлекательным и выгодным для его участников и опасным для тех, кто будет противодействовать ему, поскольку нахождение вне объединения будет нести большие угрозы.

Реинтеграция постсоветского пространства может быть только на добровольной основе. И это не восстановление Советского Союза, а создание цивилизационного образования на принципиально иных основах с учетом положительного и отрицательного опыта имперского и советского строительства в интересах всех народов, проживающих на этой территории.

При этом надо иметь в виду недопустимость размывания русской идентичности. В связи с этим интеграции в монолитную метрополию на правах ее субъектов подлежат в первую очередь русские ветви русского суперэтноса, проживающие в Белоруссии, Украине и Молдавии. По своей сути это русские люди, и их этническая принадлежность никуда не делась, русский цивилизационный код перекодировать практически невозможно. После развала Союза путем пропаганды у них стремились стереть этот код путем прививки местечкового национализма.

Народы Средней Азии и Кавказа с другой национальной идентичностью, и они могут размыть русское начало до критического уровня. В связи с этим среднеазиатские и закавказские народы, имеющие свою национальную специфику, могут строить отношения с метрополией на условиях протектората, конфедерации или иных формах цивилизационного объединения.

Возрождение русской цивилизации и реинтеграция постсоветского пространства ― вопрос времени. И современной России придется доказывать, что она не часть западной цивилизации, а самостоятельное и самодостаточное цивилизационное объединение со своими ценностями и интересами. Навязанный глобалистским Западом миропорядок, где российским интересам не было и нет места, меняется и рушится. Наступает этап, когда русская цивилизация вновь может стать одним из лидеров нового миропорядка с правом решающего голоса.

http://alternatio.org/articles/articles/item/86453-dolzhna-li-rossiya-borotsya-za-postsovetskoe-prostranstvo
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
04.12.2020

Апухтин Юрий






Обсуждение статьи



Ваше имя:
Ваша почта:
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

Вверх
Полная версия сайта
Мобильная версия сайта