Алексей Андреев: Дожили: строительство — главный фактор негативных явлений в экономике (12.05.2016)
Какие неутешительные тенденции в экономике в целом и строительной отрасли в частности выявил свежий обзор ЦКИ ИСИЭЗ НИУ ВШЭ по итогам I квартала 2016 года, в котором анализируется Индекс экономического настроения (ИЭН ВШЭ) в экономике в целом и в строительной отрасли в частности.
Для расчета ИЭН ВШЭ специалисты ЦКИ использовали результаты обследований деловой активности российских предприятий и организаций, а также потребительских ожиданий, которые в мониторинговом режиме проводит Росстат. В указанных обследованиях принимают участие около 20 тыс. руководителей организаций различных секторов экономики, в том числе 6,5 тыс. руководителей строительных фирм.
При этом значение ИЭН ВШЭ на протяжении уже семи кварталов остается ниже своего среднего долгосрочного уровня (100), свидетельствуя о том, что деловой климат в российской экономике остается неблагоприятным и продолжает ухудшаться. Стойкий понижательный тренд индикатора сохраняется с конца 2012 года.
Рис. 1. Индекс экономического настроения (ИЭН ВШЭ)
Источник: Центр конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ
Основной вклад в негативную динамику индекса в I квартале 2016 года внесла строительная отрасль. Один из «строительных» компонентов ИЭН ВШЭ — баланс предпринимательских оценок уровня портфеля заказов — обрушился сразу на 13 процентных пунктов (п. п.), до самого низкого за весь период после предыдущего кризиса значения.
Второй компонент — баланс оценок ожидаемого изменения численности занятых в подрядных организациях — снизился на 4 п. п. и повторил минимальный результат за последние пять лет.
Заметное негативное давление на траекторию ИЭН ВШЭ оказало и продолжающееся снижение индекса потребительской уверенности.
Таким образом, все обследуемые сектора экономики (промышленность, строительство, розничная торговля и сфера услуг) по-прежнему находились в зоне неблагоприятной конъюнктуры. При этом промышленность характеризовалась относительно более позитивными параметрами делового климата, что, однако, не могло компенсировать резкого спада в строительстве, наличия высокого уровня неопределенности в торговле и ухудшения потребительских настроений.
Рис. 2. Динамика Индекса экономического настроения (ИЭН ВШЭ) и ВВП
Источник: Центр конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ; Росстат
Среди факторов, лимитирующих развитие бизнеса во всех обследуемых секторах экономики, в I квартале 2016 года доминировал недостаточный спрос на продукцию или услуги: его давление на деловую активность констатировали около половины респондентов из всех наблюдаемых отраслей.
Продолжало активно расти давление фактора «неопределенность экономической обстановки в стране», который вышел на первую позицию рейтинга ограничений промышленного производства: в марте на этот фактор указали 52% руководителей промышленных предприятий (годом ранее — 46%).
Рис. 3. Индекс предпринимательской уверенности в строительстве
Источник: Центр конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ
Причины существенного ухудшения делового климата в строительной отрасли вполне очевидны. Подрядчики находятся в сильной зависимости от внутреннего спроса на свои услуги. В отличие от промышленности, строительство практически не имеет возможности использовать такие рычаги, как внешний спрос и работа на склад с целью реализации продукции при возможном улучшении экономической конъюнктуры.
В результате перехода экономики страны на стагнационно-рецессионную модель развития и достаточно длительного снижения темпов роста производства (услуг) практически во всех базовых отраслях экономики страны (кроме сельского хозяйства), а также ухудшения параметров государственного бюджета резко упал спрос на строительные услуги.
Основным механизмом оптимизации затрат для экономических агентов в период спада, помимо сокращения занятости и урезания заработных плат действующему персоналу, является ограничение нового строительства и замораживание начатого. С такими же проблемами сталкиваются подрядчики при сокращении федеральных и региональных бюджетов, когда первыми секвестируются капитальные вложения на производственное строительство и капитальный ремонт.
Сегодня восстановление темпов роста всего строительного комплекса хотя бы до нулевой отметки, в первую очередь, зависит от позитивных изменений в экономике в целом и, как минимум, от прекращения падения спроса на жилье.
Учитывая продолжающееся снижение реальных располагаемых доходов населения, в 2016 г. крайне сложно ждать от строителей жилья (а именно оно в период экономических кризисов становится основным видом строительной деятельности) тех объемов ввода, которые были показаны в прошлом году.
- - -
Экспертное мнение
Георгий ОСТАПКОВИЧ, директор Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ
Одна из основных проблем в снижении деловой активности ряда базовых отраслей — слабый инвестиционный и потребительский спрос на их продукцию. Причем относительно худшие настроения в последнее время преимущественно выявляются у респондентов, представляющих виды экономической деятельности, ориентированные, в первую очередь, на конечный потребительский спрос со стороны населения и не имеющие выхода по реализации своей продукции (услуг) на внешний рынок. Это, в основном, относится к сфере персональных услуг, розничной торговле, жилищному строительству и части промышленности. Видимо, в отличие от кризиса 2008—2009 годов, основным негативным бенефициаром текущих экономических «неурядиц» стало население.
Сегодня из-за структурной отсталости российской экономики чуть ли не основным фактором роста являются высокие цены на углеводородное сырье. С другой стороны, на состояние делового климата действуют такие негативные факторы, как продолжение, без видимых признаков к смене тренда, понижательного «ралли» реальных располагаемых денежных доходов населения, включая реальную заработную плату. Сохраняется хроническая отрицательная динамика снижения темпов роста в строительстве, розничной торговле и сфере услуг. Нарастает, исходя из мнений респондентов, неопределенность со стороны бизнеса в оценках происходящих экономических событий в стране.
В частности, более половины руководителей крупных и средних промышленных предприятий не понимают, что происходит с экономикой сегодня, какие правила игры со стороны регуляторов им установят завтра и какие стратегические приоритеты в развитии экономики страны государство обнародует на более отдаленную перспективу.
Конечно, в этих условиях ждать от бизнеса каких-то акцентированных инициатив в направлении инвестирования и модернизации вряд ли возможно. Сохраняется хотя и снижающийся, но достаточно высокий инфляционный фон и практически запретительная ставка по коммерческому кредитованию предприятий.
При существующем уровне рентабельности в различных секторах экономики «отбить» сегодняшнюю ставку по не субсидированным со стороны государства кредитам можно, в основном, только предприятиям добывающих производств, предприятиям с повышенной экспортной ориентацией или с подключением неформальной составляющей при ведении бизнеса.
Существуют определенные диспропорции отдельных экономических индикаторов. В частности, доля инвестиций в ВВП составляет примерно 20%, а доля заработной платы находится в районе 50% и более. При таких соотношениях двух указанных индикаторов говорить о возможном акцентированном и устойчивом росте экономики крайне затруднительно. Данное соотношение свидетельствует о том, что страна является социально ориентированной, но инвестиционно непривлекательной.
Несмотря на достаточно высокую долю зарплат в ВВП, последние почти полтора года наблюдается падение реальных доходов домашних хозяйств. Если данная тенденция продолжится и в дальнейшем, то неминуемо последует снижение качества и уровня жизни населения.
Одним из самых серьезных последствий снижения качества жизни населения может стать интенсификация расслоения населения по уровню доходов. Все негативные составляющие «новой реальности»: инфляция, девальвация, снижение реальных располагаемых денежных доходов населения, безработица, поляризация на рынке труда, ухудшение бюджетных позиций здравоохранения и образования, сокращение общих вложений в человеческий капитал и другие факторы, — отрицательно влияют, в первую очередь, на низко- и среднедоходную часть населения. Более обеспеченная часть населения быстрее и с меньшими потерями выходит из относительно депрессивного состояния, как только экономика переходит в фазу устойчивого роста.
Наблюдаемое снижение потребительской уверенности может негативно повлиять на рост дифференциации доходов населения, приводя к усилению неравенства. Необходимо отдавать себе отчет в том, что неравенство доходов и благосостояния населения является одной из основных причин возникновения социальных, политических и экономических проблем зачастую с непредсказуемыми последствиями.
Пока не очень понятно, когда, наконец, начнутся не фрагментарные, а комплексные реформы: структурные, управленческие, институциональные и др. Причем сегодня становится все очевиднее, особенно на фоне недавней прямой линии с Президентом России, что начинать нужно с реформы управления.
Основные результаты I квартала 2016 года
- Индекс экономического настроения (ИЭН ВШЭ) снизился относительно предыдущего квартала на 1 пункт до отметки 82,7 и на протяжении уже семи кварталов остается ниже своего среднего долгосрочного уровня (100) —деловой климат в российской экономике остается неблагоприятным и продолжает ухудшаться.
- Промышленность: ИПУ в марте снизился по сравнению с февралем на 1 п. п., составив (–6%) — принципиальных изменений делового климата не произошло,отрасль продолжала развиваться по стагнационному сценарию.
- Строительство: ИПУ упал на 8 п. п. до значения (–16%) —существенное ухудшение состояния делового климата в отрасли.
- Розничная торговля: незначительная положительная корректировка ИПУ на 2 п. п. до нулевого значения — нейтральный деловой климат и слабая экономическая активность в секторе, базирующаяся в том числе на неблагоприятных ожиданиях домашних хозяйств относительно своего материального состояния и возможности наращивать объемы покупок товаров, особенно длительного пользования, в ближайшей перспективе.
- Сфера услуг: ИПУ повторил рекордно низкое значение предыдущего квартала (–9%) — продолжение рецессии на рынке услуг.
- Индекс потребительской уверенности: снизился на 4 п. п. до отметки (–30%) — одно из самых низких значений за последние шесть c половиной лет.
Экономическое настроение — не из лучших…
В I квартале 2016 года Индекс экономического настроения (ИЭН ВШЭ) снизился относительно предыдущего квартала на 1 пункт до отметки 82,7. Таким образом, индикатор вновь, второй квартал подряд, обновляет негативный рекорд последних шести с половиной лет. Более низкие значения были зафиксированы на пике предыдущего кризиса в первой половине 2009 года.При этом значение ИЭН ВШЭ на протяжении уже семи кварталов остается ниже своего среднего долгосрочного уровня (100), свидетельствуя о том, что деловой климат в российской экономике остается неблагоприятным и продолжает ухудшаться. Стойкий понижательный тренд индикатора сохраняется с конца 2012 года.
Рис. 1. Индекс экономического настроения (ИЭН ВШЭ)
Источник: Центр конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ
Основной вклад в негативную динамику индекса в I квартале 2016 года внесла строительная отрасль. Один из «строительных» компонентов ИЭН ВШЭ — баланс предпринимательских оценок уровня портфеля заказов — обрушился сразу на 13 процентных пунктов (п. п.), до самого низкого за весь период после предыдущего кризиса значения.
Второй компонент — баланс оценок ожидаемого изменения численности занятых в подрядных организациях — снизился на 4 п. п. и повторил минимальный результат за последние пять лет.
Заметное негативное давление на траекторию ИЭН ВШЭ оказало и продолжающееся снижение индекса потребительской уверенности.
Таким образом, все обследуемые сектора экономики (промышленность, строительство, розничная торговля и сфера услуг) по-прежнему находились в зоне неблагоприятной конъюнктуры. При этом промышленность характеризовалась относительно более позитивными параметрами делового климата, что, однако, не могло компенсировать резкого спада в строительстве, наличия высокого уровня неопределенности в торговле и ухудшения потребительских настроений.
Рис. 2. Динамика Индекса экономического настроения (ИЭН ВШЭ) и ВВП
Источник: Центр конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ; Росстат
Среди факторов, лимитирующих развитие бизнеса во всех обследуемых секторах экономики, в I квартале 2016 года доминировал недостаточный спрос на продукцию или услуги: его давление на деловую активность констатировали около половины респондентов из всех наблюдаемых отраслей.
Продолжало активно расти давление фактора «неопределенность экономической обстановки в стране», который вышел на первую позицию рейтинга ограничений промышленного производства: в марте на этот фактор указали 52% руководителей промышленных предприятий (годом ранее — 46%).
…а в строительстве — худшее за несколько лет
Из всего комплекса факторов, ограничивающих строительную деятельность, предприниматели чаще всего выделяли слабый внутренний спрос на свои услуги со стороны заказчиков, высокий уровень налогов, неплатежеспособность заказчиков, высокую стоимость материалов, конструкций и изделий, а также недостаток финансирования.Рис. 3. Индекс предпринимательской уверенности в строительстве
Источник: Центр конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ
Причины существенного ухудшения делового климата в строительной отрасли вполне очевидны. Подрядчики находятся в сильной зависимости от внутреннего спроса на свои услуги. В отличие от промышленности, строительство практически не имеет возможности использовать такие рычаги, как внешний спрос и работа на склад с целью реализации продукции при возможном улучшении экономической конъюнктуры.
В результате перехода экономики страны на стагнационно-рецессионную модель развития и достаточно длительного снижения темпов роста производства (услуг) практически во всех базовых отраслях экономики страны (кроме сельского хозяйства), а также ухудшения параметров государственного бюджета резко упал спрос на строительные услуги.
Основным механизмом оптимизации затрат для экономических агентов в период спада, помимо сокращения занятости и урезания заработных плат действующему персоналу, является ограничение нового строительства и замораживание начатого. С такими же проблемами сталкиваются подрядчики при сокращении федеральных и региональных бюджетов, когда первыми секвестируются капитальные вложения на производственное строительство и капитальный ремонт.
Сегодня восстановление темпов роста всего строительного комплекса хотя бы до нулевой отметки, в первую очередь, зависит от позитивных изменений в экономике в целом и, как минимум, от прекращения падения спроса на жилье.
Учитывая продолжающееся снижение реальных располагаемых доходов населения, в 2016 г. крайне сложно ждать от строителей жилья (а именно оно в период экономических кризисов становится основным видом строительной деятельности) тех объемов ввода, которые были показаны в прошлом году.
- - -
Экспертное мнение
Георгий ОСТАПКОВИЧ, директор Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ
Одна из основных проблем в снижении деловой активности ряда базовых отраслей — слабый инвестиционный и потребительский спрос на их продукцию. Причем относительно худшие настроения в последнее время преимущественно выявляются у респондентов, представляющих виды экономической деятельности, ориентированные, в первую очередь, на конечный потребительский спрос со стороны населения и не имеющие выхода по реализации своей продукции (услуг) на внешний рынок. Это, в основном, относится к сфере персональных услуг, розничной торговле, жилищному строительству и части промышленности. Видимо, в отличие от кризиса 2008—2009 годов, основным негативным бенефициаром текущих экономических «неурядиц» стало население.
Сегодня из-за структурной отсталости российской экономики чуть ли не основным фактором роста являются высокие цены на углеводородное сырье. С другой стороны, на состояние делового климата действуют такие негативные факторы, как продолжение, без видимых признаков к смене тренда, понижательного «ралли» реальных располагаемых денежных доходов населения, включая реальную заработную плату. Сохраняется хроническая отрицательная динамика снижения темпов роста в строительстве, розничной торговле и сфере услуг. Нарастает, исходя из мнений респондентов, неопределенность со стороны бизнеса в оценках происходящих экономических событий в стране.
В частности, более половины руководителей крупных и средних промышленных предприятий не понимают, что происходит с экономикой сегодня, какие правила игры со стороны регуляторов им установят завтра и какие стратегические приоритеты в развитии экономики страны государство обнародует на более отдаленную перспективу.
Конечно, в этих условиях ждать от бизнеса каких-то акцентированных инициатив в направлении инвестирования и модернизации вряд ли возможно. Сохраняется хотя и снижающийся, но достаточно высокий инфляционный фон и практически запретительная ставка по коммерческому кредитованию предприятий.
При существующем уровне рентабельности в различных секторах экономики «отбить» сегодняшнюю ставку по не субсидированным со стороны государства кредитам можно, в основном, только предприятиям добывающих производств, предприятиям с повышенной экспортной ориентацией или с подключением неформальной составляющей при ведении бизнеса.
Существуют определенные диспропорции отдельных экономических индикаторов. В частности, доля инвестиций в ВВП составляет примерно 20%, а доля заработной платы находится в районе 50% и более. При таких соотношениях двух указанных индикаторов говорить о возможном акцентированном и устойчивом росте экономики крайне затруднительно. Данное соотношение свидетельствует о том, что страна является социально ориентированной, но инвестиционно непривлекательной.
Несмотря на достаточно высокую долю зарплат в ВВП, последние почти полтора года наблюдается падение реальных доходов домашних хозяйств. Если данная тенденция продолжится и в дальнейшем, то неминуемо последует снижение качества и уровня жизни населения.
Одним из самых серьезных последствий снижения качества жизни населения может стать интенсификация расслоения населения по уровню доходов. Все негативные составляющие «новой реальности»: инфляция, девальвация, снижение реальных располагаемых денежных доходов населения, безработица, поляризация на рынке труда, ухудшение бюджетных позиций здравоохранения и образования, сокращение общих вложений в человеческий капитал и другие факторы, — отрицательно влияют, в первую очередь, на низко- и среднедоходную часть населения. Более обеспеченная часть населения быстрее и с меньшими потерями выходит из относительно депрессивного состояния, как только экономика переходит в фазу устойчивого роста.
Наблюдаемое снижение потребительской уверенности может негативно повлиять на рост дифференциации доходов населения, приводя к усилению неравенства. Необходимо отдавать себе отчет в том, что неравенство доходов и благосостояния населения является одной из основных причин возникновения социальных, политических и экономических проблем зачастую с непредсказуемыми последствиями.
Пока не очень понятно, когда, наконец, начнутся не фрагментарные, а комплексные реформы: структурные, управленческие, институциональные и др. Причем сегодня становится все очевиднее, особенно на фоне недавней прямой линии с Президентом России, что начинать нужно с реформы управления.
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Алексей Андреев
Источник: http://www.rcmm.ru/