Сергей Смолянников: Двадцать второго июня. Ровно в четыре часа Киев бомбили… (22.06.2016)

Нет, наверное, ни одного человека на просторах нашего ранее единого Отечества, который не знал бы песню, олицетворяющую первые, самые драматичные дни войны. Ее слова, как и слова другой песни первых дней Великой Отечественной – «…Идёт война народная, Священная война!» стали синонимами тех огненных дней, которые в конечном итоге привели нас к славному дню 9 мая 1945-го.
Но тогда, в первые часы и дни, никто еще и не мог предположить, что впереди будет долгих 1418 дней и ночей славы, мужества и скорби. Как никто не мог и предположить, что древняя столица Киевской Руси станет олицетворением мужества обороны 1941-го, отваги взятия «столицы днепровской» в 1943-м и скорби по сотням тысяч замученных и убитых мирных граждан.
Две этих песни начала Великой войны появились практически одновременно. Но если «Священная война» являлась маршевой мобилизационной песней, то «22 июня» (настоящее ее название «Прощальная») стало символом патриотической лирики на основе вальсового темпа, причем напрямую связанным с событиями в Киеве ранним утром 22 июня 1941-го.
А песня «Прощальная», написанная польским композитором Ежи Петербургским на слова Бориса Ковынева в самом Киеве (так гласит легенда), стала популярным прощальным вальсом для миллионов советских воинов, отправлявшихся на фронт. Для многих из них «Прощание» стало последним танцем в их жизни.
Именно в Киеве после первых дней яростных немецких бомбардировок эта песня стала дебютным произведением военно-патриотической лирики. Известна даже дата первого выхода песни в эфир – 29 июня. Произошло это на Дарницком вокзале Киева, откуда убывали на фронт мобилизованные отцы, сыновья, мужья, братья…
Еще и еще раз вслушаемся в слова:
Двадцать второго июня, Ровно в четыре часа Киев бомбили, нам объявили, Что началася война. Война началась на рассвете, Чтоб больше народу убить. Спали родители, спали их дети, Когда стали Киев бомбить… Для красавца Киева день 22 июня 1941-го должен был стать не только самым длинным днем года, но и одним из самых торжественных: было запланировано открытие самого большого стадиона в стране. На этот же день, совпавший с выпускным для тысяч школьников, было запланировано выступление популярного джаз-оркестра Эдди Рознера. А в переполненном зале театра оперетты шел спектакль «Неравный брак» в постановке гастролирующего Московского театра сатиры. В кинотеатрах имени Чапаева, Шевченко и «Буревестник» крутили фильмы «Песня о любви», «Музыкальная история» и «Фронтовые подруги».
Но очень скоро настроение резко изменилось. После известного выступления Молотова не шепотом, а в открытый голос киевляне заговорили о таинственных взрывах в районе завода «Большевик», о пожаре на киностудии, о взрывах в районе Дарницкого вокзала и подрыве моста через Днепр, о подозрительных дымах в районе штаба Днепровского отряда Пинской военной флотилии. Это были места нанесения наиболее важных авиаударов фашистской авиации по Киеву.

Пожар на киевском заводе «Большевик» после утреннего налета люфтваффе 22 июня
К полудню стало известно о семи налетах вражеской авиации на объекты стратегического значения, во время которых погибло более 125 человек и почти 300 ранено (включая жертвы от бомбардировок на заводе «Большевик», потери военных моряков и рабочих других заводов и путейцев Дарницкого железнодорожного узла).
Особый разговор – о бомбежке киевского аэропорта, расположенного в городе Бровары. До сих пор это трагическое событие, напрямую связанное с сюжетом песни «Прощальная», остается в глубоком забвении. Жизнь этого аэропорта, широко известного благодаря довоенным фильмам, оказалась самой короткой в истории гражданской авиации СССР.
Киев, как известно из истории, с дореволюционных времен считался одной из ведущих авиастолиц. Только с 1910 по 1916 г. в Киеве появилось четыре полноценных аэродрома, один из них – в киевском пригороде Бровары. На броварской «авиаплощадке» служили прославленные асы Первой мировой – Евграф Крутень, Петр Нестеров. С неё взлетали ввысь и становились на крыло легендарные «воздушные витязи» Игоря Сикорского и Александра Кудашева. Не отставали от них не менее талантливые конструкторы самолетов, такие как Александр Карпека, Евгений Касяненко, Александр Свешников.
Увы, лихолетье революционных событий и Гражданской войны вместе с разрухой надолго вывели киевское небо в разряд «второстепенных». И лишь в 1935-м после переезда столицы Украины из Харькова киевское небо снова стало родным для возрождающегося могучего гражданского и военного воздушного флотов.

Таким красавцем в 1941-м был киевский аэропорт в Броварах. Именно здесь снимались такие культовые довоенные киноленты, как «Истребители» (1939-й) и «Будни» (1940-й). Стоп-кадр из кинофильма «Будни»
С сентября 1935-го Броварский аэропорт стал функционировать как центральный аэропорт столицы Украины. К услугам пассажиров был просторный аэровокзал, рейсы выполняли почтовые и пассажирские самолеты. Пассажиров доставляли в Москву, Ленинград, Минеральные Воды. По Украине обслуживались маршруты: Полтава – Харьков – Одесса – Запорожье – Сумы – Днепропетровск – Сталино (Донецк), а с 1939 года – Львов – Дрогобыч – Луцк – Ровно. В 1940 году из аэропорта в Броварах ежедневно поднимались в воздух до 50 самолетов.
Один из крупнейших и красивейших аэропортов страны довоенного периода имел еще и военно-стратегическое значение. Именно здесь в сентябре 1935-го во время учений ВВС Красной армии осуществили небывалый в истории авиадесант: выполняя боевое задание, с самолетов выбросили две тысячи парашютистов, которые «захватили» аэропорт. В те сентябрьские дни в Броварах находились выдающиеся советские военачальники и политические деятели Якир, Жуков, Буденный и другие, а также представители зарубежных военных делегаций, в частности начальник штаба французской армии генерал Луазо.
С апреля 1940 по 25 июня 1941 г. на аэродроме в Броварах базировалась 17-я отдельная авиаэскадрилья Гражданского Воздушного Флота, которая была создана для подготовки кадров летного состава Красной армии. Поэтому-то и стал Киевский центральный аэропорт одной из основных целей бомбардировок люфтваффе.
События страшных утренних часов 22 июня подтверждаются суровыми словами штабной документации. По воспоминаниям начальника штаба 36-й истребительно-авиационной дивизии полковника Орлова, прикрывавшей Киев, аэропорт подвергся масштабной бомбардировке: «В 4.00 22.6.41 г. части 36 ИАД ПВО заняли боевое положение по тревоге с дислокацией на постоянных аэродромах. Был произведен налет 19 самолетов противника Хе-111 направление Бровары, аэропорт Киев. С высоты 2000 метров было сброшено 90 бомб осколочных и фугасных калибра 50-100 кг. 4-я эскадрилья 43 ИАП преследовала противника в районе истребления, но догнать не смогла. Противник ушел курсом 245 градусов.
Потери: в результате бомбардировки аэропорта Киев убито 32 человека, ранено 34, контужено 3. Наши потери: один самолет И-16 разбился на взлете, летчик погиб; один И-16 43 ИАП, преследуя противника, бомбившего Киев, не рассчитал горючее и сел вынужденно, самолет подлежит ремонту. Сбитых самолетов противника нет».
А 25 июня в результате нового массированного налета немцев практически весь аэродром был уничтожен. Лишь некоторая часть техники (самолеты, автозаправщики и буксировщики) остались в строю. Значительная часть летного состава ГВФ осталась цела и впоследствии стала ядром авиаотрядов особого назначения (вспомните известный фильм «Воздушный извозчик»), выполнявших важнейшие задачи по доставке людей и грузов в глубокий тыл врага.
О роли и значении центрального киевского аэропорта, к сожалению, в современной Украине забыли, как забыли о десятках погибших на киевской земле в первые минуты, когда «Киев бомбили, нам объявили, что началася война». О трагических минутах первого авианалета первого дня войны сегодня напоминают лишь аркада центрального киевского аэродрома, мемориальная доска на правой колонне да сохранившиеся в приличном состоянии дома офицерского состава.

Все, что осталось сегодня от легендарного киевского аэропорта «Бровары»
Увы, ни памятной доски о том, что здесь погибли киевляне во время первого налета, нет, ни напоминаний о том, какой подвиг совершили летчики ГВФ в годы Великой Отечественной войны. Меж тем память о павших взывает восстановить эту забытую страницу нашей героической военной истории.
Две этих песни начала Великой войны появились практически одновременно. Но если «Священная война» являлась маршевой мобилизационной песней, то «22 июня» (настоящее ее название «Прощальная») стало символом патриотической лирики на основе вальсового темпа, причем напрямую связанным с событиями в Киеве ранним утром 22 июня 1941-го.
А песня «Прощальная», написанная польским композитором Ежи Петербургским на слова Бориса Ковынева в самом Киеве (так гласит легенда), стала популярным прощальным вальсом для миллионов советских воинов, отправлявшихся на фронт. Для многих из них «Прощание» стало последним танцем в их жизни.
Именно в Киеве после первых дней яростных немецких бомбардировок эта песня стала дебютным произведением военно-патриотической лирики. Известна даже дата первого выхода песни в эфир – 29 июня. Произошло это на Дарницком вокзале Киева, откуда убывали на фронт мобилизованные отцы, сыновья, мужья, братья…
Еще и еще раз вслушаемся в слова:
Двадцать второго июня, Ровно в четыре часа Киев бомбили, нам объявили, Что началася война. Война началась на рассвете, Чтоб больше народу убить. Спали родители, спали их дети, Когда стали Киев бомбить… Для красавца Киева день 22 июня 1941-го должен был стать не только самым длинным днем года, но и одним из самых торжественных: было запланировано открытие самого большого стадиона в стране. На этот же день, совпавший с выпускным для тысяч школьников, было запланировано выступление популярного джаз-оркестра Эдди Рознера. А в переполненном зале театра оперетты шел спектакль «Неравный брак» в постановке гастролирующего Московского театра сатиры. В кинотеатрах имени Чапаева, Шевченко и «Буревестник» крутили фильмы «Песня о любви», «Музыкальная история» и «Фронтовые подруги».
Но очень скоро настроение резко изменилось. После известного выступления Молотова не шепотом, а в открытый голос киевляне заговорили о таинственных взрывах в районе завода «Большевик», о пожаре на киностудии, о взрывах в районе Дарницкого вокзала и подрыве моста через Днепр, о подозрительных дымах в районе штаба Днепровского отряда Пинской военной флотилии. Это были места нанесения наиболее важных авиаударов фашистской авиации по Киеву.

Пожар на киевском заводе «Большевик» после утреннего налета люфтваффе 22 июня
К полудню стало известно о семи налетах вражеской авиации на объекты стратегического значения, во время которых погибло более 125 человек и почти 300 ранено (включая жертвы от бомбардировок на заводе «Большевик», потери военных моряков и рабочих других заводов и путейцев Дарницкого железнодорожного узла).
Особый разговор – о бомбежке киевского аэропорта, расположенного в городе Бровары. До сих пор это трагическое событие, напрямую связанное с сюжетом песни «Прощальная», остается в глубоком забвении. Жизнь этого аэропорта, широко известного благодаря довоенным фильмам, оказалась самой короткой в истории гражданской авиации СССР.
Киев, как известно из истории, с дореволюционных времен считался одной из ведущих авиастолиц. Только с 1910 по 1916 г. в Киеве появилось четыре полноценных аэродрома, один из них – в киевском пригороде Бровары. На броварской «авиаплощадке» служили прославленные асы Первой мировой – Евграф Крутень, Петр Нестеров. С неё взлетали ввысь и становились на крыло легендарные «воздушные витязи» Игоря Сикорского и Александра Кудашева. Не отставали от них не менее талантливые конструкторы самолетов, такие как Александр Карпека, Евгений Касяненко, Александр Свешников.
Увы, лихолетье революционных событий и Гражданской войны вместе с разрухой надолго вывели киевское небо в разряд «второстепенных». И лишь в 1935-м после переезда столицы Украины из Харькова киевское небо снова стало родным для возрождающегося могучего гражданского и военного воздушного флотов.

Таким красавцем в 1941-м был киевский аэропорт в Броварах. Именно здесь снимались такие культовые довоенные киноленты, как «Истребители» (1939-й) и «Будни» (1940-й). Стоп-кадр из кинофильма «Будни»
С сентября 1935-го Броварский аэропорт стал функционировать как центральный аэропорт столицы Украины. К услугам пассажиров был просторный аэровокзал, рейсы выполняли почтовые и пассажирские самолеты. Пассажиров доставляли в Москву, Ленинград, Минеральные Воды. По Украине обслуживались маршруты: Полтава – Харьков – Одесса – Запорожье – Сумы – Днепропетровск – Сталино (Донецк), а с 1939 года – Львов – Дрогобыч – Луцк – Ровно. В 1940 году из аэропорта в Броварах ежедневно поднимались в воздух до 50 самолетов.
Один из крупнейших и красивейших аэропортов страны довоенного периода имел еще и военно-стратегическое значение. Именно здесь в сентябре 1935-го во время учений ВВС Красной армии осуществили небывалый в истории авиадесант: выполняя боевое задание, с самолетов выбросили две тысячи парашютистов, которые «захватили» аэропорт. В те сентябрьские дни в Броварах находились выдающиеся советские военачальники и политические деятели Якир, Жуков, Буденный и другие, а также представители зарубежных военных делегаций, в частности начальник штаба французской армии генерал Луазо.
С апреля 1940 по 25 июня 1941 г. на аэродроме в Броварах базировалась 17-я отдельная авиаэскадрилья Гражданского Воздушного Флота, которая была создана для подготовки кадров летного состава Красной армии. Поэтому-то и стал Киевский центральный аэропорт одной из основных целей бомбардировок люфтваффе.
События страшных утренних часов 22 июня подтверждаются суровыми словами штабной документации. По воспоминаниям начальника штаба 36-й истребительно-авиационной дивизии полковника Орлова, прикрывавшей Киев, аэропорт подвергся масштабной бомбардировке: «В 4.00 22.6.41 г. части 36 ИАД ПВО заняли боевое положение по тревоге с дислокацией на постоянных аэродромах. Был произведен налет 19 самолетов противника Хе-111 направление Бровары, аэропорт Киев. С высоты 2000 метров было сброшено 90 бомб осколочных и фугасных калибра 50-100 кг. 4-я эскадрилья 43 ИАП преследовала противника в районе истребления, но догнать не смогла. Противник ушел курсом 245 градусов.
Потери: в результате бомбардировки аэропорта Киев убито 32 человека, ранено 34, контужено 3. Наши потери: один самолет И-16 разбился на взлете, летчик погиб; один И-16 43 ИАП, преследуя противника, бомбившего Киев, не рассчитал горючее и сел вынужденно, самолет подлежит ремонту. Сбитых самолетов противника нет».
А 25 июня в результате нового массированного налета немцев практически весь аэродром был уничтожен. Лишь некоторая часть техники (самолеты, автозаправщики и буксировщики) остались в строю. Значительная часть летного состава ГВФ осталась цела и впоследствии стала ядром авиаотрядов особого назначения (вспомните известный фильм «Воздушный извозчик»), выполнявших важнейшие задачи по доставке людей и грузов в глубокий тыл врага.
О роли и значении центрального киевского аэропорта, к сожалению, в современной Украине забыли, как забыли о десятках погибших на киевской земле в первые минуты, когда «Киев бомбили, нам объявили, что началася война». О трагических минутах первого авианалета первого дня войны сегодня напоминают лишь аркада центрального киевского аэродрома, мемориальная доска на правой колонне да сохранившиеся в приличном состоянии дома офицерского состава.

Все, что осталось сегодня от легендарного киевского аэропорта «Бровары»
Увы, ни памятной доски о том, что здесь погибли киевляне во время первого налета, нет, ни напоминаний о том, какой подвиг совершили летчики ГВФ в годы Великой Отечественной войны. Меж тем память о павших взывает восстановить эту забытую страницу нашей героической военной истории.
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Сергей Смолянников