Алексей Черников: Ещё раз о либерализме, патриотизме и национальной идеологии (08.05.2018)
Сегодня конституция РФ формально запрещает создание общенациональной идеологии. Однако фактически идеология наличествует – это идеология либерализма. Очень мощная, с разработанной теорией, с вполне себе жизнеспособной практикой. Идеология, объявившая человеческий эгоизм высшей ценностью современного общества, живёт и процветает не только на Западе, но и в России. Конечно, можно сказать, что ценности либерализма разделяет лишь столичная экзальтированная интеллигенция, финансовая и политическая элита страны. Основная масса населения эти ценности не разделяет. Да, наверное, это так. Однако главный вопрос в том, какие именно ценности разделяет «основная масса»?
И тут начинается самое интересное. Окажется, что даже просто перечислить эти ценности многие затрудняются, а уж раскрыть их суть – тем более. Сегодня много пишется и говорится о том, что Россия – уникальная страна-цивилизация, ни в чём не схожая с Западом. Но в чём именно её уникальность и непохожесть никто, кроме немногих интеллектуалов-теоретиков разъяснить не может. Да и в интеллектуальной среде разброд: уникальность усматривается в различных аспектах: от евразийского до восточнохристианского (Православного) – одни считают, что в основе цивилизации уникальность географического положения (Евразия), другие считают основанием этнический фактор (славянский тип), третьи – уникальность Православного вероисповедания. Порой, чтобы разобраться в аргументах и хитросплетениях споров нужно иметь специальное философское образование. Зачастую для массового сознания всё это сложно и непонятно.Политтехнологи попытались вывернуться и объявили патриотизм нашей национальной идеологией. Даже Президент призвал объединяться вокруг патриотизма (патриотических ценностей). В массовом сознании патриотизм противостоит либерализму. Но вот в чем беда: патриотизм – это не система ценностей. Это чувства, эмоции. Упрощенно говоря – патриотизм это – любовь к Родине. Но вот на каких основаниях покоится эта любовь непонятно. Понимать эту любовь, а соответственно и свой долг по отношению к Родине можно по-разному. Хорошо этот момент проиллюстрирован в фильме «Экипаж» (его современной версии), когда во время жёсткого разговора отец говорит главному герою: для нас патриотизм – это когда заводы работают и старики сыты, а для вас – по пьяни с флагом в фонтане искупаться и с банкой пива в зубах «Россия вперед!» орать. Впрочем, голова будет болеть в обоих случаях, правда, от разных вещей…
Патриотизм можно противопоставить космополитизму (родина – весь мир), но никак не либерализму. Естественно, либерализм, отстаивающий индивидуализм и эгоизм, космополитичен по своей сути, вернее западоцентричен. Он отстаивает ценности западной цивилизации, агрессивно навязывая их другим цивилизациям, для разрушения ценностной матрицы которых и используется космополитизм. Патриотизм призван противостоять этому. Но если космополитизму, как выражению чувств и эмоций, он противостоять способен, то либерализму, как философски разработанной доктрине, имеющей конкретные воплощения в политических и экономических программах – нет.
Несомненно, воспитание любви к Родине – естественная задача для любого этнического сообщества, которое хочет выжить и развиваться дальше. Но вот что такое любовь к Родине? Что под этим понимать: любовь к своему местопребыванию (в стиле «то береза, то рябина – край родной, навек любимый») или приверженность определенной системе ценностей и моральных ориентиров данной этнической группы (политической нации), определённых стереотипов поведения, одобряемых этническим сообществом?
Если понимать любовь к Родине в первом смысле – то, понятно, достаточно разовых акций, таких, как скажем «Бессмертный полк». Действительно эта акция объединяет людей, большинство из которых искренне (и совершенно справедливо!) гордятся подвигом своих предков. Беда в том, что это объединение недолговечно. Да и напрямую либеральные ценности не противоречат подобным акциям. Как, с точки зрения либералов, гей-парад может противоречить Параду Победы, или тому же «Бессмертному полку» – одни пройдут раньше, другие позже, вот и всё.
Но это только на первый взгляд. А дальше включается следующая схема либерально-западной пропаганды: ну да, Победа над фашизмом – это здорово. Народ, который победил, он, конечно – герой. Но победили-то ради чего? Коммунизм – такой же фашизм (ещё и хуже – свой народ уничтожает, ах, эти сталинские репрессии и т.д.), СССР – тюрьма народов, руководители страны – сплошь тираны, маньяки-садисты, Сталин не лучше Гитлера. И вообще коммунисты использовали народ в своих целях, а по сути, что Сталин, что Гитлер… А либерал-пропагандисты (а-ля Сванидзе) быстро и задорно донесут этот посыл населению. Дальше следует логический вывод: практически вообще ничего хорошего в нашей истории не было. Поэтому надо скорее присоединиться к «истинным ценностям», войти в семью «цивилизованных народов», где всего хватает и всё дозволено…
Так, или примерно так, ведут свою пропаганду либералы. Прямо патриотизму они не противостоят. Но исподволь делают вывод: так ли уж она нужна, эта Родина, если побежденные живут лучше победителей, если всё что нам мешает – это наше собственное представление о себе как некой «уникальной цивилизации». Надо скорей отбросить это представление, ведь и «уникальности» никакой вовсе нет – никто же даже и не удосужился объяснить народу, в чём она, это уникальность! Можно, конечно, возразить либералам: есть произведения русских философов, но кто их читает, кто растолковал их народу? Есть теоретические наработки, но кто довёл их до массового сознания? А раз никто ничего не довёл – значит, ничего и нет!
Правду, о том, что никому мы на Западе не нужны, что западная цивилизация, как гигантский паук, высасывает все жизненные соки из других цивилизаций, либералы, естественно, умалчивают. Главным либеральным идеологам уже уготовлены тепленькие места на Западе, как тому вожаку, за которым идет на бойню все стадо. Самого вожака не тронут, после убоя всех остальных ему всегда нальют миску помоев – ещё не раз ведь пригодится…
Таким образом, патриотизм, без всякого сомнения, должен стать эмоциональной основой для новой общенациональной идеологии. Однако если нет разработанной системы ценностей, патриотизм как чувство не просто бессилен, он обречён. Надо чётко осознать, что идеология – это, прежде всего, воспитание на основе системы ценностей, а не просто образ «Бессмертного полка» или «Великого национального лидера». Идеология должна ежедневно сплачивать нацию в борьбе за существование на основе ценностей данной цивилизации, а не быть пусть и искренним, но минутным порывом в момент празднования государственных праздников, а уж тем более не превращаться в пиар-акцию. Необходима тщательная работа по её созданию, включающая следующие шаги:
- Отмена конституционного запрета на идеологию. Создание соответствующей правовой базы.
- Проведение общественной дискуссии, направленной на определение ключевых ценностей российской цивилизации.
- Тщательная теоретическая разработка положений общенациональной идеологии.
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
сотрудник Курского филиала Института русско-славянских Исследований им. Н.Я.Данилевского, кандидат исторических наук