Евгения Крючкова: Экономические трудности сказались на структуре правительства (27.12.2015)
Кризисные явления в 2015 году вынудили Белый дом принимать не только экономические меры, но и организационные решения, касающиеся структуры самого правительства. После сокращения зарплат сотрудников своего аппарата правительство перешло к упразднению и реорганизации ведомств, обосновывая это не только необходимостью оптимизации госфункций, но и бюджетной экономией. В 2016 году структурная адаптация к кризису будет продолжена — правительство и дальше будет обсуждать сокращение числа ведомств.
Правительству в этом году пришлось работать в условиях непростой бюджетной ситуации, и адаптироваться к кризисным явлениям оно было вынуждено не только внешне, меняя свою экономическую политику, но и внутренне — подстраивая под новые реалии свою же структуру. В связи с экономическими трудностями в Белом доме начали экономить, в том числе на себе,— с 1 мая жалование работников аппарата правительства сокращалось на 10%. С нового года федеральных чиновников ждет 10-процентное сокращение кадров — госаппарат, по признанию руководства Белого дома, расширился, и есть ресурсы для его безболезненного (с точки зрения эффективной работы) уменьшения. Но это не самая радикальная мера — в течение этого года правительство планомерно проводило (а в некоторых случаях просто обсуждало) оптимизацию собственной структуры.В целом 2015 год не запомнился какими-то громкими отставками или дисциплинарными взысканиями, как было, например, в 2012 году. Тогда выговоры объявлялись нескольким министрам, один из которых после этого ушел со своего поста — министр регионального развития Олег Говорун. Были и более скандальные истории — например, увольнение министра обороны Анатолия Сердюкова в связи с необходимостью создания условий для расследования уголовных дел о коррупции в ведомстве. В этом же году дисциплинарным взысканиям подверглись некоторые заместители министров (в основном им объявлялись замечания) и главы федеральных агентств и госкомпаний (например, выговоры были объявлены главе Росимущества Ольге Дергуновой и главе «Автодора» Сергею Кельбаху), однако эти взыскания не повлекли для них серьезных последствий. Если кто-то из федеральных чиновников и уходил, то это не было связано с какими-то скандалами или явным недовольством со стороны президента или руководства Белого дома. Самая крупная отставка в 2015 году — уход министра сельского хозяйства Николая Федорова, который сначала стал советником президента, а потом первым вице-спикером Совета федерации.
Другим федеральным чиновникам пришлось уйти со своих постов по менее приятным, но тоже недраматичным причинам — возглавляемые ими ведомства упразднялись или реорганизовывались. Так, в этом году правительство распростилось с одним из своих территориальных министерств — Министерством по делам Крыма. Весьма молодое ведомство, проработавшее чуть больше года, успело за это время выполнить свою задачу по интеграции полуострова в состав России. Дальнейшим развитием Крыма теперь занимаются Минэкономики и правительственная комиссия (в состав которой и вошел экс-министр Олег Савельев). Еще один пример сокращения государственной машины — поглощение Федеральной службы по тарифам Федеральной антимонопольной службой. Обе реорганизации были связаны не только с оптимизацией функций, но и с необходимостью бюджетной экономии.
Ресурсы для уменьшения госаппарата не иссякли — в этом году в Белом доме возродилась идея слияния Роспотребнадзора и Россельхознадзора, возникшая еще в 2009–2011 годах. В правительстве необходимость этой реформы снова обосновывают не только оптимизацией контрольно-надзорных функций, но и снижением нагрузки на бюджет. Впрочем, в 2015 году правительство не смогло принять окончательного решения по этому вопросу — теперь дальнейшая адаптация госаппарата к кризису продолжится уже в новом году.
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Евгения Крючкова
Источник: http://www.kommersant.ru/