Иеромонах Симеон (Сарычев): Еретический экуменизм и подлинная любовь к ближним (28.02.2016)
В связи с развернувшейся в церковной среде полемикой по поводу сближения с римо-католической лжецерковью предлагаем к прочтению несколько глав из работы иеромонаха Симеона (Сарычева) «Плоды экуменического древа».
О МНИМОЙ ЛЮБВИ
Итак, по плодам узнаем об экуменизме, и видим, как стремительно ведет он своих последователей в бездну погибели. Не будем же безразличными к тому, что надругаются над нашей святыней. И если любящий сын бросается на тех, кто оскорбит его мать, то не с большей ли ревностью подобает нам вступить в брань с теми, кто хулит Церковь? О, если бы ты был холоден, или горяч! – говорит Господь наш Иисус Христос. – Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих (Откр. 3, 15–16). И потому не будем спать и закрывать глаза на беззакония людей, разрушающих истину, кто бы ни были они, монахи или миряне, епископы или старцы. Даже если Ангел с неба станет наставлять нас на путь лжи – да будет анафема.
«Прекрасна ревность, – говорит свт. Григорий Богослов, – свидетели этого – Финеес, одним ударом копья пронзивший мадианитянку вместе с израильтянином, дабы избавить от поношения сынов израилевых, и за свою ревность получивший себе славное имя; а после него – те, которые говорили: „Возревновал я о Господе" (3 Цар. 19, 10); „Ревную о вас ревностью Божиею" (2 Кор. 11, 2) <…>, и не только говорили это, но и сильно чувствовали».
Великую брань воздвигает диавол на души людей, поражая их сомнением, маловерием, а затем безверием увлекает в бездну вечной погибели. Но с теми, кто служит своим страстям, враг не силится воевать, его злоба направлена против исповедников Православной веры. Зная, что они не станут служить ему, если он явит себя пред ними во всей своей злобе, лукавый диавол старается предстать в виде светлого Ангела, заботящегося о добродетелях, и так одурманивает умы людей, что они перестают отличать истину от лжи, и вместо того чтобы стоять за правду, упорствуют в борьбе со Христом.
Будучи в помрачении, несчастные думают о себе, что имеют знание от Бога и дерзают называть святоотеческое наследие, обличающее еретиков, агрессивным. Они также утверждают, что «выход из тупика ненависти» может быть найден лишь при помощи сочувствия и взаимопонимания между православными и еретиками, что нужно принять в свое сердце отступивших от истины, отнестись к ним с любовью, как обходятся с близкими братьями и сестрами, а не стремиться понуждать их отказаться от своих неправославных взглядов.
Такова, по их убеждению, настоящая христианская любовь, которая все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит (1 Кор. 13, 7). «Зачем, – говорят сторонники экуменизма, – спорить и раздражать отпавших братьев? Зачем отрывать руку, в которой еще теплится жизнь, ведь можно ее полечить и этим спасти! Строгость в деле спасения может лишь оттолкнуть. Мы люди цивилизованные и не должны повторять ошибок древних. Не будьте дикарями».
Однако такие рассуждения противоречат учению Христа повелевшего отсекать и здоровую руку, если она приносит соблазн (см.: Мф. 5, 30). А мал ли соблазн, когда еретики хулят Божию Матерь? Когда они неправо говорят о Христе, представляя Спасителя как бы обманщиком? И вместо обличения и анафематства с врагами Божиими налаживают дружеские отношения? Оказывая «любовь» еретикам, экуменисты попирают нашу веру, и хулителей Христа называют своими братьями, чем свидетельствуют, что диавол – и их отец.
Так под покровом мнимой любви и гуманизма диавол увлекает души верных в состояние прелести. Они считают, что поступают по духу, а не по букве канона, и превозносятся в уме своем над святоотеческим наследием, не замечая того, как сами заражаются ересью и становятся на защиту гонителей истины, наследуя вечную погибель.
АВТОРИТЕТ В ВЕРЕ
Для каждого человека существует некий авторитет, чаще всего общепризнанный, на который он опирается, принимая то или иное решение. Бог даровал людям Священное Писание и Предание в виде определений Вселенских и Поместных Соборов, канонических правил и наследия Святых Отцов. Это безценное дарование и есть непререкаемый авторитет в деле спасения для каждого христианина.
Епископ, старец высокой духовной жизни или духовник являются только носителями этого авторитета – непреложной истины. Они люди, через которых распространяется слово Божие не только на словах, но, в первую очередь, на жизненном примере, и потому, если в вопросах веры взгляды авторитетных для нас людей расходятся с учением Священного Писания или творениями Святых Отцов, то необходимо следовать голосу Церкви, то есть Священному Писанию, каноническим постановлениям и учению Отцов. Например, Святые Отцы называют латинскую веру еретической, и хоть епископ, старец, даже Ангел с неба говорили, что латиняне – не еретики, а наши во Христе братья, то, без всякого сомнения, мы обязаны следовать за Церковью (Святыми Отцами), а не за теми, кто ей противопоставляет свое мнение. Ибо частное мнение в вопросах веры всегда называлось древними ересью, корень которой таится в противопоставлении своего мудрования учению Самого Христа. Такое состояние ума называется прелестью.
Прелестник доверяет только себе, хотя часто и прикрывается благовидными оправданиями. Для него основным авторитетом является собственное мнение. Если же он узнает, что его понятие несогласно со Священным Писанием или наставлениями Святых Отцов, то вместо того чтобы оставить усвоенное ложное мнение, прелестник всячески старается его оправдать. Оправдание же ложного убеждения, противоречащего писаниям Отцов, уже является еретическим. Иногда прелестник заимствует мнение извне, к примеру, от какого-либо авторитетного «богослова» или еретически мудрствующего старца, соглашается с ним и всячески его защищает.
Смиренный человек не станет вступать в спор с наследием Святых Отцов, ибо он учится у них, а не горделиво исправляет. Он стремится вникнуть в смысл слов Священного Писания, а не искать в них мнимые противоречия. Смирению свойственно считать себя ниже всех и не превозноситься над Отцами, не подвергать критике их «погрешности», как это делают еретически мудрствующие латинские богословы.
Явно, что гордость превыше всех зол, а смиренномудрие – величайшая добродетель, и потому стяжать его в последние времена весьма непросто, ибо если человек не станет убегать всякого превозношения и всякой человеческой славы, то не обрящет драгоценнейшего сокровища смиренномудрия. Оно настолько ценно в очах Божиих и столь недоступно диаволу, что, хотя он может подражать всем другим добродетелям, но о смиренномудрии не имеет и тени понятия. Потому-то первоверховный апостол Петр, ведая, насколько крепка и надежна добродетель смиренномудрия, заповедует нам облечься в нее (см.: 1 Петр. 5, 5) и желает, чтобы все имели ее как всегдашнее одеяние.
Кто же смиренномудр, как не тот, кто имеет для себя авторитетом Священное Писание и Предание (святоотеческое наследие)? Таковой свидетельствует, что находится в послушании у Самого Христа и Его Святой Церкви. Кто же не согласен со Святыми Отцами, тот выказывает диавольскую гордыню, скрывающуюся в недрах его души. Бог наделил человека свободной волей, которая заключается в свободе выбора между добром и злом. Когда мы доверяем своему мнению, то это означает, что мы выбираем зло, а если же, отвергая его, ставим во главу угла учение Святых Отцов, то это – добро. Как ученик, спорящий с учителем, уже не ученик, но спорщик, так и христианин, оспаривающий учение Святых Отцов, не богослов, а хулитель. Авва Сисой говорил: «Будь смиренным, отвергайся своей воли, не имей земных попечений – и обрящешь покой».
Горделивая закваска некоторых богословов, порицающих писания Святых Отцов, постепенно заквасила и все тесто современного богословия, приучая искренне верующих людей, склонных к науке, не доверять Отцам, а соглашаться с их учением только в том, с чем согласен поврежденный человеческий разум. Кто имеет смирение, как не тот, кто считает свой разум поврежденным многими страстями? Кто впал в гордыню, как не тот, кто считает себя достойным проверять истинность слов святых, которые великими подвигами поста, бдения и непрестанной молитвы сподобились быть просвещенными от Духа Святаго?
Если ты стяжал благодать большую, нежели они, тогда дерзай, сверяй слова Отцов с учением благодати Духа Святаго, а если нет, то зачем обманывать себя и других? Но кто может считать себя стяжавшим благодать, находясь в смертном сем теле? Только диавольская гордыня способна признать в себе великие дарования. Святые же Отцы, будучи исполнены великих благ духовных, считали себя нищими духом и потому наследовали Царство Небесное.
КОГО ЛЮБИТ БОГ, ТОГО И НАКАЗЫВАЕТ
Блажен, кто во всем имеет послушание Христу, ибо соблюдение заповедей Его свидетельствует о любви к Нему. Любить Христа – не означает говорить слова любви, разжигаясь страстью, как это встречаем в рассказах о католических «святых», находившихся в состоянии прелести. Любовь ко Христу – в исполнении Его святых заповедей.
К сожалению, истинное понятие любви как добродетели в последнее время искажено и все чаще вместо нее предлагается сектантская слащавость. Настоящая же любовь к ближнему, заключающаяся в обращении грешника от ложного пути, объявляется агрессией. Так рассуждают слепые вожди слепых, которые, не ведая света, тьму называют днем, а день ночью.
Любовь же долготерпит, – говорит Апостол. – Она милосердствует к нищим и прощает обижающих; она не завидует, потому что не печется о земных благах, а всегда помышляет о Горнем; любовь не только не превозносится над Святыми Отцами, но считает себя ниже всех и думает о себе как о худшем даже скотов; любовь не гордится, потому что во всем повинуется заповедям своего Владыки Христа; она не безчинствует, нарушая каноны Святых Отцов и постановления Вселенских и Поместных Соборов; она не ищет своего разумения, но во всем следует учению апостольскому; она не раздражается, даже когда и изгоняет из храма продающих и покупающих; любовьне мыслит зла, но и не потакает ему; она не радуется неправде, а сорадуется Истине и всегда хранит ее как зеницу ока.
Экуменисты называют грехом утверждение о том, что спасение возможно лишь в Православии. Они пытаются убедить верующих, что из-за такого категоричного мнения и произошли великие и малые разделения в Церкви Божией. Но разве разделился Христос? (1 Кор. 1, 13). Православная Церковь пребывает вовек нераздельной, Апостольской, Соборной. Священное Писание говорит: Един Гоподь, едина вера, едино крещение (Еф. 4, 5), а потому не злословием, но любовью к Истине называют Святые Отцы строгое обличение всякой ереси. Христос не ласкою, а плетью изгонял торговцев из храма.Господь кого любит, того наказывает, – говорит свт. Андрей Кесарийский, – и бьет всякого сына, которого принимает(Евр. 12, 6), и броздами и уздою привлекает к Себе не приближающихся к Нему (Пс. 31, 9), чтобы хотя по принуждению они обратились на правый путь, с которого совратились чрез обольщение.
Блажен, кто поступает так же, ибо святой апостол Павел говорит: Подражайте мне, как я Христу (1 Кор. 4, 16). А Христос не имел человекоугодия и не говорил иудеям ласковых речей, но с праведным гневом обличал их пороки, называя то лицемерами(Мф. 15, 7), то змиями и порождениями ехидны(Мф. 23, 33). Он говорил Истину прямо, не привлекая лестью кого-либо, но сказал: Для того-то и говорил Я вам, что никто не может придти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего. И как повествует Писание: С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним (Ин. 6, 66–67). Ибо отступившие своим поступком свидетельствовали, что и прежде, и теперь искали они лишь философской пищи для своего горделивого ума и потому, когда услышали слова, несогласные с их мнением, то оспорили слышанное и отвергли Истину.
Так что же, неужели Христос дал повод отделиться ученикам? – Нет. Разве Тот, Кто стоит у каждого сердца и стучит, Тот, Кто желает всем спасения, сказал нечто, чтобы отринуть многих? – Нет. Христос не отвергает никого, но и не понуждает. Он дал всем свободную волю. Но те, кто верили Ему как Богу, остались с Ним. Кто же, доверяя себе, поклонялся своим мудрованиям, те отпали от Него, посчитав слова Спасителя неверными.
Такова вера наша, чтобы мы верили Слову Божию, утвердившему для нас Церковь Свою Святую, которая является неизменной хранительницей Истины в ее первоначальном виде. Она не искажает учения Христова ради того, чтобы привлечь неразумных и горделивых философов, подстраиваясь под диавольское ярмо свободомыслия. И как прежде, так и теперь Иудеи требуют чудес, Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие (1 Кор. 1, 22–23).
Священное Писание ясно дает определение отношения к ближнему, призывая возлюбить его как самого себя, но если он, согрешив, не приимет обличения и преслушает Церковь: то да будет яко язычник и мытарь (Мф. 18, 17). И Святые Отцы, отделяя стадо Христово от нехристей, называли пасомых овцами, а еретиков – хищными волками. Поэтому, если ты овца Пастыря-Спасителя, то не имей дружбы с еретиками, если же ты пастырь, то бей безпощадно словом обоюдоострым свирепых хищников, оберегая вверенных тебе овец – в этом истинная христианская любовь.
Овца есть образ смирения, а волк – непомерной гордыни. И если Бог гордым противится, то почему ты оказываешь им почести и принимаешь как овец в доме своем? Неужели ты премудрее Бога, что ласкательствами ублажаешь тех, кому необходима плеть?
Христос предупреждал учеников, что по отшествии Моем войдут к вам лютые волки, не щадящие стада (Деян. 20, 29), и это говорил он о еретиках, которые вошли в общество христиан и стали расхищать спасающиеся души, обольщая их своими хитросплетенными баснями. Кто любит Бога и братьев своих, тот не вкушает хлеб с еретиками, ибо знает, что, однажды или дважды сказав еретику слово Истины, надо немедля отвращаться от него (Тит. 3, 10). А кто не слушает слов Писания и вступает с еретиком в сотрудничество и общение, тот свидетельствует, что находится в послушании у диавола.
Если ты мирянин, то не принимай еретика в доме своем, дабы он знал, что надлежит ему прежде принести покаяние и только тогда будет принят в дом православного. Если ты священник, то не дозволяй входить в храм Божий отступившим от Истины даже в малом. Ибо так повелевает 33-е апостольское правило: «Не принимать никого из чужих епископов, или пресвитеров, или диаконов без представительной грамоты. И когда оная предъявлена будет, да рассудят о них: и если будут проповедники благочестия – да приемлются, если нет – [то] подайте им, что нужно, а в общение не приемлите их. Ибо многое бывает подлогом».
Нет лучше свидетельства Истины Православия, как твердое следование заповедям и канонам. И если Христос повелевает отвращаться от еретика, то что же ты не поступаешь по слову Его? Боишься обидеть заблудшего? Но почему не боишься оскорбить своим общением Того, Кто пролил за тебя на Кресте Свою Кровь?
Не думай, что своим усердным ласкательством ты можешь спасти еретика, что сможешь уврачевать его прелесть. Человеку это невозможно, Богу же все возможно(Мф. 19, 26). Поставь засовы крепкие при дверях души твоей и стражу неусыпающую, дабы не пропустить тебе сочувствия к врагам Христовым. Внемли себе и пребывай в молитве и пощении. А если ощутишь в душе своей несогласие с Писанием или Святыми Отцами, то знай, что впустил ты волка в душу свою. Гони эту прелесть бесовскую слезами и покаянием, чтобы войти тебе в Царствие Небесное.
Источник: Плоды экуменического древа. Обличительное богословие. М., 2005
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Иеромонах Симеон (Сарычев)
Источник: http://www.christian-spirit.ru/1531-ereticheskiy-ekumenizm-i-podlinnaya-lyubov-k-blizhnim.html