ЕС вступил в борьбу за Азовское море (28.10.2018)

Европейский парламент призвал ЕС ввести новые санкции против России, если конфликт в Азовском море будет обостряться. В Страсбурге приняли резолюцию, призвав прекратить досмотры украинских судов. ЕП занял позицию Киева: после захвата российского сейнера "Норд" Украина несет убытки, оказавшись в юридическом тупике из-за договора с Россией.
Требования Страсбурга

Ситуация в Азовском море может перерасти в открытый конфликт — именно этого опасаются в Страсбурге. "Мы глубоко обеспокоены продолжающейся милитаризацией акватории Азовского моря и Черноморского региона", — отметили парламентарии. В частности, они обратили внимание на то, что Россия развернула в регионе комплекс ПВО С-400, а также перебросила корабли с Каспийского моря.

Также в ЕП выразили сожаление в связи с тем, что акватория становится "сферой военных действий России против Украины": якобы Москва намерена "превратить Азовское море в свое внутреннее озеро" и присваивает себе украинские нефтегазовые ресурсы.

Кроме того, в Страсбурге осудили "остановку и инспекцию коммерческих судов — как украинских, так и под флагами третьих государств". Парламентарии призвали не злоупотреблять проверками и не проводить их по политическим мотивам, поскольку это способствует "дальнейшей дестабилизации безопасности, целостности и социально-экономической ситуации на Украине".  В документе содержится требование немедленно прекратить "интенсивные и дискриминационные инспекции судов". В противном случае Евросоюз может "рассмотреть принятие соответствующих контрмер". Действия России оцениваются как "чрезмерные" и нарушающие международное морское право.

Вместе с тем Европарламент уполномочил верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности "заявить по согласовании со странами-членами, что санкции против России будут усилены в случае, если конфликт в Азовском море обострится".

Не обошлось и без дежурных упоминаний о поддержке независимости и территориальной целостности Украины. В Страсбурге не преминули также "подтвердить суверенитет Украины над Крымским полуостровом и его частью Азовского моря". Соболезнования в связи с трагедией в Керчи, где в ходе нападения на колледж погибли 20 человек, парламентарии тоже выразили не Москве, а Киеву — все по старому сценарию.

Вспомнили депутаты и про Крымский мост. Строительство транспортного перехода, прокладка газопровода и подводных кабелей без согласия Киева охарактеризованы как "еще одно нарушение Российской Федерацией суверенитета и территориальной целостности Украины". В резолюции утверждается, что это сооружение "оказало негативное влияние на окружающую среду" и "понизило уровень моря в проливе". Озабочены парламентарии также тем, что в возведении моста участвовали европейские компании.

Впрочем, в Страсбурге все же обратили внимание на то, что Киев выступил инициатором расторжения договора о дружбе с Россией и создал военно-морскую базу на Азовском море, перебросив в регион дополнительные силы. 

В сухом остатке парламентарии призвали распространить мандат Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ, работающей в Донбассе, на всю территорию Украины, в том числе и на прибрежные районы. Они также предложили назначить отдельного посланника ЕС по вопросам Крыма и Донбасса.

Реакция Москвы и Киева

Представитель МИД России Мария Захарова охарактеризовала резолюцию Европарламента как "очередную пропагандистскую карту, которая разыгрывается нашими западными коллегами". "Заявления американских представителей, европейских представителей, вот сейчас дошло до европарламентариев — они все идентичны, они не основываются на базе какой-то фактологической, они являются примером политической пропаганды", — отметила она. По ее словам, принятый документ — "новая свежая (пропагандистская) тема".

Председатель комитета Госдумы по международным делам Леонид Слуцкий назвал документ "основанием для новых санкций в Совете Евросоюза". "Европарламент давно превратился в привычный инструмент в руках русофобов для проведения под дудку американских кураторов линии по очернению и маргинализации России на европейском информационном пространстве", — добавил депутат.

Президент Украины Петр Порошенко приветствовал инициативу Страсбурга. В своем микроблоге в Twitter он выразил благодарность членам ЕП за "введение дополнительных санкций из-за агрессивных действий Кремля в Азовском море и Керченском проливе". В общем, ничего нового.

В чем суть спора

Ситуация в Азовском море обострилась после того, как весной этого года украинские власти задержали российский сейнер "Норд". Капитана судна обвинили в том, что он посещал Крым. Кроме того, кабинет министров Украины запретил российским судам перевозить грузы в украинских водах. Ограничения коснулись также иностранных плавсредств, заходивших в порты Республики Крым и Севастополя.

После этого Россия начала досматривать суда, следующие в порты Украины на Азовском море. Москва при этом действует в соответствии с Соглашением о сотрудничестве между Украиной и Российской Федерацией в Азовском море и Керченском проливе, подписанным в 2004 году. Согласно документу, Азов отнесен к внутренним водам обоих государств. Это значит, что и Киев, и Москва имеют полномочия останавливать и досматривать плавсредства.

Военные корабли третьих стран могут заходить в Азовское море для визита на Украину, но только по согласованию с Россией — и наоборот.

В Верховной раде неоднократно требовали разрыва договора об Азовском море. Летом даже внесли соответствующий законопроект. В украинском МИД в ответ на это пояснили, что денонсация соглашения не в интересах Киева: "Это даст возможность России заявить о территориальном споре".

Порошенко тогда указал, что Киев не намерен мириться "с захватом судов, движущихся в направлении украинских портов, в том числе Мариуполя", и приказал министру обороны и командующему Военно-морскими силами разрешить каким-либо образом эту ситуацию. Однако командующий ВМС Украины Игорь Воронченко смог только подтвердить, что  действия "кораблей ФСБ и Черноморского флота РФ по остановке и досмотру судов <…> не являются противоправными". Вместе с тем Киев усилил свою группировку кораблей, перебросив из Одессы поисково-спасательное судно "Донбасс" и морской буксир "Корец". Более того, украинские власти начали создавать военно-морскую базу в Бердянске.

Правомерность позиции Москвы вынуждены были признать и в МИД Украины. "По всем канонам международного морского права, военные корабли имеют право останавливать гражданские суда для осмотра, для этого не нужны никакие мандаты", — отметила заместитель главы министерства Елена Зеркаль.

В августе украинская пограничная служба информировала, что российские моряки задержали в общей сложности 150 плавсредств. По словам представителя ведомства, некоторым судам приходится ожидать разрешения на проход под Крымским мостом по несколько суток. Министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян подсчитал, что украинские порты несут из-за этого убытки в размере сотен миллионов гривен.

Между тем, несмотря на жалобы, Киев продолжает делать все, чтобы обострить ситуацию с судоходством в Азовском и Черном морях. Так, в октябре захваченный сейнер "Норд" выставили на аукцион. А в херсонском порту до сих пор стоит безосновательно заблокированное в августе украинскими властями судно "Механик Погодин".
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
28.10.2018


Источник: https://ria.ru/world/20181026/1531547441.html




Обсуждение статьи



Ваше имя:
Ваша почта:
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

Вверх
Полная версия сайта
Мобильная версия сайта