Александр Буренков: Эту Пасху 2020 года мы запомним надолго! (12.05.2020)

Статья написана 18.04.2020

На нашем сайте «Гражданин созидатель» опубликованы очень неравнодушные статьи Синяговского Д.Б., которые написаны под впечатлением сложившейся с празднованием Пасхи ситуации и распоряжений  священноначалия о дезинфекции при таинстве Причастия, о закрытии храмов. Полностью поддерживаю позицию автора. Советую прочитать всем мирянам, осмелюсь дать такой же совет священникам и владыкам. 
Статья «Обращение к православным мирянам Русской Православной Церкви» http://www.grso.ru/articles/obracshenie-k-pravoslavnym.html – относительно небольшая, вполне по силам для прочтения даже тем, кто привык к видео. Статья публицистическая, действительно написана в жанре обращения и является вступлением к другой статье гораздо большего размера «Европейничанье, как вирус антихристианства» http://www.grso.ru/articles/evropejnichane-kak-virus.html , которая претендует на академичность. В первой статье автор приводит убедительные доводы, свидетельствующие о маловерном отношении священников и священноначалия к таинству Причастия с чисто церковных позиций. Хорошо видно, что происшедшее переполнило чашу терпения автора как христианина и он написал о том, что давно обсуждается «на кухнях», кулуарно: – в первую очередь о признаках обмирщения Русской Православной Церкви, которые он перечислил довольно подробно, и с наличием которых трудно не согласиться. По сути, автор своим очень выверенным с христианской точки зрения Обращением к мирянам приглашает церковное общество к широкой дискуссии по поднятым им проблемам.  Очень показательна будет любая реакция, даже замалчивание. Некоторые православные сайты уже отказались опубликовать эти статьи, посчитав их вредными. Но в кризисные периоды мы делаем всегда всё возможное, чтобы наши материалы были представлены как можно более широкому кругу, вплоть до прямой рассылки на самый Верх (именно так мы поступали в 2014 г., рассылая наши статьи о ситуации на Украине высшим должностным лицам, включая самого Президента). Сделаем и сегодня всё, чтобы можно было сделать вывод: если поднятые проблемы будут замолчаны, то можно будет сделать вывод, что священноначалие и священство в принципе согласны с автором. Пока заметил только одно возможное возражение – со стороны тех настоятелей, которые смогли церковную торговлю вынести в отдельные помещения вне храма, но таких будет подавляющее меньшинство. Но мы надеемся на дискуссию по поднятым проблемам, это надо для нашего с вами личного спасения.

Процесс обмирщения Церкви действительно идёт. Свидетельствую об этом лично, как христианин, который в Церкви с 1991 г. Я участвовал в передаче Вознесенского Собора в Твери от областной промышленной выставки приходу, в восстановлении храма, в обретении и переносе мощей священномученика Фаддея (архиепископа Тверского), помогал как предприниматель другим церквям, даже трудно всё вспомнить и перечислить, но этого и не требуется. Обращаю внимание читателя на этот свой опыт только затем, чтобы поверили моему мнению, а если нет, то хоть  запомнили, что пишет человек, имеющий на это право. То было золотое время Возрождения Церковной жизни. Откуда-то появились бабушки, которые сохранили Веру в своих домах вместе с иконами, которые они пожертвовали открывающимся храмам, создавались реальные общины с старостами и казначеями, активом, и эти общины имели своё мнение, с которым настоятели считались. В то время процент мужчин был значительно больше, чем сегодня. Была атмосфера надежды на то, что ты теперь по жизни не один, ты вместе с своими батюшками, прихожанами, все друг о друге должны заботиться. Это было совершенно новое ощущение нового качества жизни. И главное – очень глубоко обсуждались вопросы личного спасения и было счастье от общения с братьями и сёстрами.

Прошли годы, институт старост ликвидирован, настоятели стали единоличными распорядителями в своих приходах, а над ними епископы; спонсоры не стали попечителями (одним не позволили, другие не захотели, третьи разорились). Никакой приходской жизни в виде широкого церковного моря, которое вот-вот казалось должно разлиться и вовлечь в себя весь русский народ, не состоялось. Уже не секрет, что число церковных людей не только не увеличивается, но даже падает. Считаю, что происходит это в связи с теми признаками обмирщения Церкви, на которые нелицеприятно для многих указал Дмитрий Синяговский. Это касается и нас мирян, например, в части нашего нежелания изучать и знать службы, знать значения терминов церковно-славянского языка, требовать народного пения и чтения по очереди, – в целом нашего нежелания принимать активного участия в церковном богослужении. Автор ссылается ещё на одну свою статью «Профессиональный хор – поперёк Церкви забор» http://www.grso.ru/articles/professionalnyj-hor.html , в которой поднимает как раз вопросы необходимости и возможности нашего  с вами воцерковления через участие как в клиросном служении, так и в народном пении на службах, что сегодня  является невозможным из-за пристрастия настоятелей к оперным наёмным хорам (здесь автор тоже может получить справедливый упрёк из провинции: мол, это у вас в Москве есть такая проблема, а у нас еле-еле находятся певчие вообще).
 
Вторая статья «Европейничанье как вирус антихристианства» http://www.grso.ru/articles/evropejnichane-kak-virus.html обращает внимание читателя, что за всеми исходящими от священноначалия негативными для нашей Церкви процессами стоит пристрастие к европейской цивилизации. При этом автор делает исторический экскурс и приводит примеры наших некоторых исторических деятелей. Критика им Николая II вызовет, предвижу, большое возмущение со стороны его почитателей (из которых, по всей видимости, сегодня как раз и составляется движение непоминающих Святейшего Патриарха Кирилла – движения, против которого автор высказался однозначно).  Суд истории, хотим мы того или нет, состоится над каждым историческим деятелем.  Это надо понимать и просто отличать политическую деятельность последнего Царя от его последних месяцев, недель, дней жизни. Николай II канонизирован как страстотерпец именно за этот небольшой период жизни. Но проблема в том, что рьяные почитатели Николая II переносят задним числом его святость на всю его предыдущую жизнь. Вот это в корне неверно. Такой подход полностью закрывает возможность достижения национального согласия в оценке нашей многострадальной  истории, закрывая, тем самым возможность будущего Возрождения России.

Пасху 2020 года мы запомним надолго. Не всем удалось получить и не всем батюшки смогли предложить удостоверения волонтёров, с которыми  только по заявлению властей будут пускать в храмы. Конечно, везде всё сложится по-разному, везде люди. Как известно, строгость российских законов покрывается их неисполнением. А это даже не законы, а «понятийная» игра властей в симуляцию чрезвычайной ситуации (что считаю лучше реального введения режима ЧС), чтобы обойтись меньшими потерями как для психики граждан, так и для экономики. Плохо только то, что священноначалие пошло на введение «дезинфекции причастия», о чем я написал недели две тому назад: http://www.grso.ru/articles/chto-proishodit-v-nashej-cerkvi.html . Вот это ставит под большой вопрос посещение богослужений, если они даже будут разрешены, но на этих же условиях. Обращения некоторых владык по видео совершенно пусты и не дают духовного выхода мирянам: мол эти испытания нам посланы Богом за грехи. Это я слышу уже 30 лет, одно и то же. Нам нужен ответ «что делать» на основе твёрдой богословской оценки сложившейся ситуации, а не повторение общих положений Веры как мантры.  Слава Богу, что один священник – протоиерей Александр Захаров –высказался определённо, что ни при каких обстоятельствах не будет дезинфицировать лжицу: http://www.grso.ru/articles/protoierej-aleksandr-zaharov.html

Вообще происходящие события вопиют к нам христианам самым главным вопросом, касающимся личного спасения: а не тот ли это случай, который требует от нас сдачи экзамена на способность исповедания Веры?   Подобное мы читаем в житиях новомучеников, когда следователи задавали им заведомо провокационный вопрос: Вы участвовали в антисоветской демонстрации, тогда как христианин участвовал на самом деле в крестном ходе. От ответа на этот вопрос зависело спасение человека. В случае положительного ответа от клеветал на Церковь, признавая её антигосударственной силой. Исповедники чутко следили за провокацией и давали правильный ответ, на самом деле – Богу, сдавая тем самым экзамен на духовную зрелость. Не в те ли самые условия поставил нас сегодня Божий Промысел в вопросе нашей веры в Тело и Кровь Христа? Именно с этих позиций рассуждает протоиерей Александр Захаров в своём видеообращении. Уместно перефразировать известную фразу Юлия Фучика «люди, будьте бдительными»: «Христиане, будьте бдительными!»

Поэтому отчасти рад, что оказался без удостоверения волонтёра (хотя не могу вместить, как это получилось, так как почти 30 лет именно волонтёром и являюсь) и буду служить Пасху дома мирским чином вместе с своими близкими и друзьями по скайпу. Трансляцию решили не смотреть. Это ничего не даёт. Начнём исправляться, как того требует автор статьи, и изучать службу через непосредственное чтение и народное пение (оперного у нас не получится). Вместо Причастия – крещенская вода с просфорой, которую запьём кагором, разбавленным тёплой водой и, может быть, поплачем. Придётся серьёзно задуматься над тем, чтобы построить своё молельное помещение для совершения служб мирским чином вместе с близкими. По «закону парности», выведенному моей покойной тёщей Ниной (Царство Небесное!), недавно я неожиданно для себя прочитал книгу Мельникова-Печерского «В лесах», где описывается быт староверов, которые в своих молельных комнатах совершали службы мирским чином, иногда приглашая смелых попов из РПЦ. Очень этим гонимым староверам сочувствовал и сам оказался в положении «неостаровера беспоповца» в Пасху 2020 г. – и при этом не по собственному выбору, а по принуждению от церковного начальства! «Сашка, – говорила моя тёща, – запомни: одно событие повторяется всегда дважды по ‘’закону парности’’». Так и получилось. Только в данном случае одно событие – чужое, пережитое внутри, как своё, а другое – твоё личное.

Дмитрий Синяговский выполнил своё обещание и разместил на сайте пособие по Пасхальному Богослужению, не обманул:  http://www.grso.ru/articles/posobie-dlya-soversheniya.html
Огромная ему за это благодарность!

Мы решили открыть версию сайта на Дзэне, на котором разместили все последние статьи: https://zen.yandex.ru/id/5a8d1cf357906a9d2cd60b0d
 
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
12.05.2020

Буренков Александр
Директор Института русско-славянских исследований им. Н.Я. Данилевского, главный редактор газеты "Гражданин-созидатель", кандидат философских наук, предприниматель





Обсуждение статьи



Ваше имя:
Ваша почта:
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

Вверх
Полная версия сайта
Мобильная версия сайта