Галина Евграфова: Эволюция? Или духовный путь? (09.11.2020)
Семья, в которой родился только один ребенок, в 90% случаев распадается. Известно, что в странах, менее подверженных мании технического прогресса и называемых малоразвитыми и в которых практикуется многоплодие, разводы минимальны. В Швеции, где государство полностью обеспечивает каждого гражданина, наблюдается наивысшая в мире атомизация общества. В большинстве случаев там кремируют умершего, и 90 прахов из 100 никто не забирает, поскольку эти люди и при жизни уже были никому не нужны.
«Я есмь путь и истина и жизнь»
Евангелие от Иоанна 14:6
«Мы никогда бы не могли понять аспекта духовности
какой-либо жизни, если бы не учитывали догматического учения,
лежащего в его основе»
В.Н. Лосский
«Измените в своём догматическом сознании что-либо,
и неизменно изменится в соответствующей мере и ваш духовный облик и вообще образ вашего духовного бытия»
Софроний (Сахаров), архим. Старец Силуан.С.80.
Евангелие от Иоанна 14:6
«Мы никогда бы не могли понять аспекта духовности
какой-либо жизни, если бы не учитывали догматического учения,
лежащего в его основе»
В.Н. Лосский
«Измените в своём догматическом сознании что-либо,
и неизменно изменится в соответствующей мере и ваш духовный облик и вообще образ вашего духовного бытия»
Софроний (Сахаров), архим. Старец Силуан.С.80.
Можем ли мы счесть естественным и благотворным для человека процесс постоянного развития науки и технического прогресса? Этот вопрос может показаться совершенно праздным, поскольку упомянутый процесс происходит независимо от нашего мнения о нём. Но сформулированное о должном мнение чрезвычайно важно для человека в любом обществе – так, выраженные Церковью критерии и смыслы человеческого бытия определили двухтысячелетнюю историю мира. Наше Священное Предание говорит нам о неизменности природы человека с момента его создания вплоть до второго пришествия – неизменна его повреждённость и неизменен его путь очищения в течение земной жизни. Увеличение числа праведников может вести к очищению народа в целом и совершенствовать его духовно, что благоприятно сказывается и на его повседневной жизни. Увеличение же беззакония, по слову Евангелия, ведет к потере любви и саморазрушению – народ стирает сам себя из книги жизни и исчезает с лица земли. Мы видим, что главный акцент в этом выработанном веками Церковью и святыми людьми и основанном на Откровении миросозерцании ставится на внутреннем изменении каждого человека в его глубоко интимном общении с Богом, в сохранении того пути жизни, без которого весь внешний материальный мир теряет ценность и гибнет вместе с потерявшим образ Божий человеком, чему множество примеров мы видим в истории – как в общей, так и конкретных людей. О том, что человечество с каждым проходящим столетием будет меняться в своих основополагающих характеристиках, не могло идти и речи.
С определенного момента образованная Европа, а за ней и весь мир, сочли идею Бога устаревшей. Человек вновь захотел быть богом без Бога. Сценарий грехопадения Адама мы видим неоднократно повторяющимся на земном пути человечества. Из этого духа противления и самости и родилась теория эволюции. Все духовные смыслы, заложенные Богом в мироздание, она ставит с ног на голову. Возникнув из неорганической материи, пройдя этап обезьяноподобия, человечество имеет перед собой уходящую в бесконечность перспективу изменения и совершенствования, причем совершенствования не внутреннего, связанного жёсткими рамками понятия греха и его гибельных для всего богозданного мира последствий, а совершенствования исключительно внешнего, причём его критерием становится польза и выживание, источником же последних мыслится предметный мир. Мы видим, как странным образом в помрачённом гордостью уме человека теряется различие между нерукотворным божественным творением и созданием ума и рук человеческих. Человек начинает думать, что всё, что он производит, так же совершенно, как и то, что создал Бог, в то время как даже не может осознать отдалённых влияний на действительность созданного им предметного мира и совершённых научных открытий. Человек теряет различие между познанием Божьего Творения как формой богопознания и самодовлеющим познанием мира для бесконечного извлечения пользы, пусть это будет даже польза комфортной упаковки или безтрудного освобождения земли с помощью атомной бомбы. Зная повреждённую природу человека с его ничем не утоляющимися аппетитами, нетрудно предположить, к чему приведёт подобный технический прогресс в перспективе.
Поле жизни, определённое для нас Богом, имеет узкие границы, выходя за которые мы начинаем вянуть, как лишённое солнца и воды растение – сама ткань жизни в нас истлевает. Ничем не ограниченная самодовлеющая жажда предметного реформирования нарушает этот хрупкий баланс живого, и мы заражаемся мёртвостью предмета. Из Библии мы видим, что Бог определил мужчине проводить жизнь в физическом труде, а женщине – в рождении детей. Парадоксальным образом стремление к комфорту, покою, гарантированному благополучию повреждает человека; жизнь ребёнка, воспитанного в таких условиях, сворачивается, не начавшись. Почему сегодня работник офиса теряет характеристики мужественности и невротизируется? Почему мы чувствуем себя так нехорошо в замкнутом пространстве офисов и городов и обретаем покой только на природе? Почему женщина, родившая только одного ребенка, чувствует себя несчастной и не исполнившей своего предназначения, что тоже может явиться причиной невротизации, ребёнок же в малоплодной семье оказывается несформированным и неготовым для взрослой жизни, он не способен покинуть эту семью. Семья, в которой родился только один ребенок, в 90% случаев распадается. Известно, что в странах, менее подверженных мании технического прогресса и называемых малоразвитыми и в которых практикуется многоплодие, разводы минимальны. В Швеции, где государство полностью обеспечивает каждого гражданина, наблюдается наивысшая в мире атомизация общества. В большинстве случаев там кремируют умершего, и 90 прахов из 100 никто не забирает, поскольку эти люди и при жизни уже были никому не нужны. Господь определил людям жить во взаимоподдержке, взаимодополнении и сотрудничестве, а для этого им нужны умеренные трудности. Если человеку ничья поддержка не нужна, и он видит, что и в его помощи никто не нуждается, то он останется один. Счастливым, продуктивным и тем более мужественным, способным защищать свою землю, одинокий человек быть не может. Политика разрушения семьи и целенаправленной атомизации общества имеет целью бескровный захват той земли, где она проводится.
Сегодня существует множество старообрядческих сёл. Сохранив многовековой уклад жизни, эти люди сохраняют и саму жизнь. Физический, прежде всего ручной труд (который, как известно, является условием зрелости мозга), большие семьи, вера и живая природная среда – для них понятие эволюции не имеет никакого смысла. Человек создан Богом для крестоношения – несения креста монашеского, креста добывания хлеба «в поте лица своего» или креста многоплодия. Только тогда человек может иметь периоды духовной радости, удовлетворения от исполнения своего земного предназначения, чувствовать себя идущим по пути богоподобия и приготовления к Царству Небесному.
Идеи достижения бессмертия и создания человека-киборга являются навеянными тёмными силами химерами, поскольку процессы повреждения человечества на духовном уровне, на глазах увеличивающиеся с каждым днём, прекратят его существование задолго до осуществления подобных прожектов, даже если бы их осуществление было возможно. Эти идеи не могут не вызывать у духовно чутких людей внутреннего отторжения. Наша страна не раз обрекала себя на катаклизмы, пленяясь навеянными извне чарами ложных идей, из недавнего исторического опыта – бесовский проект строительства рая на земле. Безумные идеи апологетов эволюции и научно-технического прогресса – из этой же категории. Всем известно, что оставленное без лечения психическое заболевание неизменно прогрессирует и человек скатывается в безумие. Кому в голову придет называть это прогрессом, а не регрессом?
Можно ли говорить, что наша Церковь в чём-либо устарела? Сегодня она является единственным гарантом сохранения жизни и единственной препоной, не позволяющей миру скатиться в хаос, неизбежный для неорганической материи. Всякие призывы к реформированию в данной кризисной ситуации являются деструктивными.
Почему любовь и вера легко живут в простой душе и бегут из многоумной и многосуетной? Почему истина всегда проста? Почему усложнение окружающего предметного мира никогда не приносит ожидаемой радости? Зачем сегодня человека нацеливают на бесконечное зарабатывание денег и на трату их на одноразовые предметы? Не за тем ли, чтобы извлечь из него максимальную материальную пользу, а заодно и отвратить от общения с Богом – ведь некогда же! В то время как это общение является единственным условием подлинности и полноты бытия. Как следствие, он теряет осознание своей сущности и становится внушаемым и послушным. Парадокс, но теория (правильнее – гипотеза) эволюции, служившая когда-то возвеличиванию человека и, казалось, открывавшая перед ним новые горизонты, сегодня, указывая на его связь с обезьяной, используется и проплачивается теми, кто хочет сделать из человека послушное орудие, то есть поставить его в ряду усложнённых, удобных для использования предметов. Но миром правит Бог, а не убогий человеческий разум, подобные попытки не раз имели место в истории – и где сегодня эти попытки и те, кто их осуществлял?
В учебнике обществознания, принятом сегодня в школах, мы можем найти следующие слова: «Зачем вы противостоите распространению однополых браков, ведь это значит противостоять эволюции?» Каждый может открыть интернет и посмотреть гей-парад – если таков итог эволюции, то не является ли она одной из вымирающих, тупиковых ветвей развития?
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Галина Евграфова