Кирилл Александров: Фанар сделал свое дело, Фанар может уходить (Сопредельные государства бывшего СССР: Украина. Церковь) (20.03.2019)
После образования ПЦУ Филарет со товарищи сделали ряд поступков и заявлений прямо противоречащих положениям Томоса. Сможет ли патриарх Варфоломей этому противостоять?
«Мавр сделал свое дело, мавр может уходить», – это цитата из драмы Фридриха Шиллера «Заговор Фиеско в Генуе» (1783), в которой рассказывается о том, как мавр помог графу Фиеско организовать восстание республиканцев против дожа (короля) Дориа. А еще это один из основных мэссэджей господина Денисенко, который он фактически высказал в адрес патриарха Варфоломея в недавнем интервью агентству «Главком».
15 марта «Главком» опубликовал первую часть большого интервью с Филаретом под красноречивым названием: «Патріарх Філарет: Порядок, який запропонували греки, нас не задовольняє. Нашій церкві треба новий Статут». «Мавр сделал свое дело, мавр может уходить», – это цитата из драмы Фридриха Шиллера «Заговор Фиеско в Генуе» (1783), в которой рассказывается о том, как мавр помог графу Фиеско организовать восстание республиканцев против дожа (короля) Дориа. А еще это один из основных мэссэджей господина Денисенко, который он фактически высказал в адрес патриарха Варфоломея в недавнем интервью агентству «Главком».
В этом интервью господин Денисенко высказал недовольство той моделью управления Православной Церкви Украины (ПЦУ), которую Константинополь сформулировал в Томосе, а также анонсировал проведение поместного собора ПЦУ, который эту модель изменит. То есть «почетный патриарх» ПЦУ открыто заявил о том, что ПЦУ будет нарушать те условия существования ПЦУ, которые прописаны в Томосе про ее, якобы, автокефалию.
Приведем фрагмент интервью «Главкому»:
Корреспондент: «Как относится Вселенский патриархат к тому, что Украина хочет изменить Устав, который согласован с Константинополем?»
Господин Денисенко: «Они нам сказали так: пока принимайте этот Устав, который мы предлагаем вам, а когда получите Томос, вы автокефальная церковь и вы принимайте такой устав, который нужен вам».
Корреспондент: «То есть, ограничений и конфликта нет?»
Господин Денисенко: «Нет. Мы действуем законно, не против Вселенского патриархата. Мы благодарны Вселенскому патриархату за то, что он сделал. Но если мы автокефальная церковь, то мы должны действовать в интересах своей церкви, своего народа и своего государства».
В Томосе одно, в речах Филарета – совсем другое
Мы не знаем, что говорили фанариоты господину Денисенко или переговорщикам от Украины, но в Томосе записано прямо противоположное тому, что озвучивает господин Денисенко. Согласно этому документу положения Устава ПЦУ «имеют во всем обязательно соответствовать положениям этого Патриаршего и Синодального Томоса». То есть ничего такого, что противоречило бы Томосу, в Уставе ПЦУ быть не может. Однако ПЦУ уже активно нарушает Томос и не только с совеем Уставе. Подробнее об этом далее.
А пока хотелось бы прокомментировать фразу господина Денисенко о том что «мы должны действовать в интересах своей церкви, своего народа и своего государства». Фраза, явно рассчитанная на людей, заблуждающихся в отношении «дедушки ПЦУ», как назвал господина Денисенко экс-экзарх, архиепископ Даниил Зелинский. Одним из самых явных на сегодняшний день разногласий Фанара и ПЦУ является вопрос формирования Синода ПЦУ. Константинополь настаивает на том, что «архиереи»-члены Синода должны занимать свои места по старшинству «хиротоний». Томос говорит, что Синод «ежегодно созывается из Архиереев, приглашенных поочередно по их старшинству, из числа тех, что имеют епархии в географических границах Украины». А «почетный патриарх» настаивает на совсем противоположном: «Самое главное – изменить количество постоянных членов Синода. Нужно не три, как сейчас (Томосом постоянные члены не предусмотрены вообще – Ред.), а больше, где-то 12. Для других останется возможность поочередно быть временными членами Синода. Постоянными членами Синода должны быть авторитетные архиереи из разных регионов, с Центра, Запада, Востока, Юга и Севера». Почему «дедушка ПЦУ» хочет иметь в своем Синоде постоянных членов, да еще такое значительное количество? Ответ лежит на поверхности: как он поставил своего человека на пост главы ПЦУ, также хочет и Синод составить из своих людей. Вряд ли кто-то сомневается, что формироваться Синод в таком случае будет по критерию личной преданности «архиереев» «почетному патриарху». Вот такие, на самом деле «интересы своей церкви, своего народа и своего государства», преследуются при принятии нового Устава ПЦУ.
Господин Денисенко лукавит, говоря о том, что конфликта между Фанаром и ПЦУ нет. Конфликт есть и разногласий даже на уровне официальных документов и заявлений уже набралось достаточно.
Вспомним решение Синода Константинопольской Церкви от 11.10.2018 г., которым она, якобы отменила передачу Киевской Митрополии в юрисдикцию Русской Церкви в 1686 г. Пункт четвертый этого Решения гласил: «Отменить юридическую силу Синодального письма 1686 года, изданного по обстоятельствам того времени, которое предоставило Патриарху Московскому через икономию право рукоположить Митрополита Киевского, избранного духовно-мирянским собранием его епархии, который на любом торжестве будет чествовать Вселенского Патриарха как первоиерарха, провозглашая и подтверждая свою каноническую зависимость от Матери-Церкви Константинополя».
Как известно, Фанар «отменил» передачу Киевской Митрополии на том основании, что Митрополит Киевский не «чествовал на любом торжестве Вселенского Патриарха как первоиерарха». Сегодня, после трех месяцев, якобы существования ПЦУ, можно с уверенностью утверждать, что ПЦУ куда более серьезно нарушает условия прописанные в Томосе. Уже сегодня этот Томос можно отменять с чистым сердцем, основываясь на тех значительных нарушениях, которые допущены ПЦУ. Вполне возможно, что в конце концов так оно и будет.
Для того, чтобы облегчить работу фанариотов, перечислим некоторые наиболее существенные нарушения.
Нарушение первое: название
В Томосе фигурируют целых три названия, что немного странновато. Можно предположить, что такая тройственность возникла как некий компромисс между разными точками зрения участников процесса создания ПЦУ. Как говорит Томос, в Диптихе Поместных Православных Церквей эта структура должна именоваться как Святейшая Церковь Украины (СЦУ): «К тому же, этим подписанным Патриаршим и Синодальным Томосом мы признаем и провозглашаем установленную в пределах территории Украины Автокефальную Церковь нашей духовной дочерью и призываем все мировые Православные Церкви признавать ее как сестру и упоминать под именем "Святейшая Церковь Украины"». Несколько ниже Томос именует СЦУ по-другому: один раз Автокефальной Церковью Украины: «Проясняем к выше сказанному, что Автокефальная Церковь Украины признает главой Святейший Апостольский и Патриарший Вселенский Престол…». И два раза Православной Церковью Украины: «Таким образом, Православная Церковь Украины, через своего Первого канонического местоблюстителя Киевского Престола…» и «Так вот, на всех этих условиях, наша Святая Христова Большая Церковь благословляет и провозглашает Православную Церковь Украины Автокефальной…». Какое из этих названий правильное – известно одному Всесвятейшеству, но вот то, под каким названием зарегистрировалась эта структура в украинском Госсреестре юридических лиц, весьма не похоже на то, что значится в Томомсе: «Религиозная организация «Киевская митрополия Украинской православной церкви (Православной церкви Украины)». Более того, господин Денисенко заявил, что «Томос дали Киевскому патрирахату» и что эта структура должна именоваться не «Православная Церковь Украины», а «Украинская Православная Церковь». Однако в Томосе нет такого наименования – Украинская Православная Церковь.
Нарушение второе: Поместный собор
Господин Денисенко анонсировал проведение Поместного Собора, который традиционно состоит не только из архиереев, но еще и из представителей духовенства и мирян. Цитата из интервью «Главкому»: «И поэтому мы должны на следующем Поместном соборе провести заседания и принять Устав Украинской Православной Церкви». Однако в Томосе поместный собор как орган управления ПЦУ не предусмотрен в принципе. Как не предусмотрен и собор архиерейский. Томос указывает, что ПЦУ должна управляться Константинопольской патриархией, митрополитом Киевским и Синодом ПЦУ. Все! А господин Денисенко хочет не просто провести заседания нелегитимного органа управления, а еще и принять на этих заседаниях Устав ПЦУ, который будет противоречить Томосу.
Нарушение третье: состав Синода
Об этом уже было сказано выше, Томос определяет порядок членства в Синоде поочередно в порядке старшинства «хиротоний». А дедушка ПЦУ хочет иметь 12 постоянных членов Синода, подконтрольных себе. Даже корреспондент «Главкома» удивился такой наглости и попробовал обратить внимание господина Денисенко на это несоответствие, а также на то, что уже сейчас это правило Томоса нарушается: «Согласно положениям Устава и условиями Томоса предстоятель Украинской церкви может определять кандидатуры в Синод, руководствуясь принципом старшинства хиротоний. Но в первом составе Синода отсутствуют многие архиереи, которые были рукоположены раньше, чем те которых избрали».
Дедушку ПЦУ это нисколько не смутило и он ответил, что мол греки ошибаются и мы лучше знаем как управлять церковью: «Как я уже сказал, традиция, которая сложилась в украинской церкви, это касается, к слову и Московского Патриархата, состоит в том, что члены Синода представляют регионы. Это, во-первых. Во-вторых, авторитетные архиереи. В хиротонии он может быт и самым старшим, но на самом деле, неспособным управлять. У нас есть такие архиереи и не один. Служат они долго, но не имеют соответствующих способностей. Такие не могут управлять всей церковью. И этот принцип по старшинству хиротоний – неправильный».
Нарушение четвертое: заграничные приходы
В Томосе содержится обязательство ПЦУ передать все заграничные приходы УПЦ КП и УАПЦ в юрисдикцию Константинополя: «…исторический город Киев, не может ставить епископов или учреждать приходы за пределами государства; уже существующие отныне подчиняются, согласно порядку, Вселенскому Престолу…».
Однако вопреки этому однозначному требованию, некоторые заграничные приходы уже заявили о том, что не собираются переходить в Константинопольский патриархат. Так приходы УПЦ КП в американских городах Бриджпорт, Клифтон, Чикаго, приход УПЦ КП в Кельне на своих приходских собраниях приняли решение остаться в юрисдикции ПЦУ (фактически в УПЦ КП). При этом настоятель прихода в Бриджпорте Александр Двинятин заявил, что Томос это не символ веры, а что то вроде Типикона (богослужебного устава), который можно сокращать или видоизменять по своему усмотрению.
Конечно, всегда можно сказать, что нельзя мол насильно заставить верующих перейти в юрисдикцию, где они быть не хотят. Однако мы не услышали от «иерархов» УПЦ КП/ПЦУ ни единой попытки, ни одного обращения к своим подопечным с призывам следовать положениям Томоса.
Выводы
Получив формальную «легализацию» в виде Томоса Филарет и его духовные птенцы-«иерархи» не приобрели ни христианского послушания ни смирения. Они действуют так, как привыкли действовать все эти годы – «дружить» с союзниками, пока это выгодно, а потом отодвигать их в сторону, когда те становятся не нужны. Другими словами – так, как поступают недобросовестные бизнесмены и политики. В лексиконе этой категории людей для подобных операций существует всем известный глагол – «кинуть». К тому, что Филарет со товарищи обычно действует такими методами, в Украине все привыкли и ничего другого от них и не ждали. Но для патриарха Варфоломея подобное отношение внове, он к такому не привык.
Как же посмотрит Его Всесвятейшество на все эти проделки ПЦУ, которой всего-то три месяца от роду? Скорее всего – никак. Точнее, смотрит-то Всесвятейшество отрицательно, только вот поделать ничего не может. Фанар сам себя загнал в угол. Дедушка ПЦУ оказался хитрее Константинопольского патриарха. Фанар принял к себе раскольников из УПЦ КП и УАПЦ, даровал им Томос, поссорился с Русской Православной Церковью вплоть до разрыва евхаристического общения, настроил своими папскими замашками против себя все Поместные Церкви. И в итоге получил непослушание своей новорожденной дочери – ПЦУ. А фактически господин Денисенко озвучил реальное положение вещей на сегодняшний день: Фанар сделал свое дело – Фанар может отойти в сторонку и смотреть, как Филарет будет руководить этой структурой «в интересах своей церкви, своего народа и своего государства».
Что делать Его Всесвятейшеству? Отозвать Томос? Но это скандал и потеря репутации. Это значит публично признать свою ошибку и согласиться с мнением своих оппонентов. Едва ли патриарх Варфоломей на это пойдет. Потому что действия Фанара – это чистая политика. А в политике нет, не то что «матерей» и «дочерей» (церквей в смысле), в политике нет даже друзей и врагов (постоянных). В ней есть только интересы и возможности. И как бы патриарх Варфоломей не мнил себя специалистом в сфере церковной политики, в сравнении с Филаретом он здесь выглядит, как ученик детской спортивной школы против боксера-профессионала.
Но Его Всесвятейшеству хорошо бы вспомнить, что он является не политиком, а предстоятелем Поместной Церкви, и действовать не по законам мира сего, а по Евангелию. Каждый человек совершает ошибки, но не каждый способен смирить гордость и их признать. Апостол Петр сказал нам: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1Пет. 5:5). И, похоже, Филарет своими действиями помогает патриарху Варфоломею осознать правдивость этих слов.
Источник
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Кирилл Александров