Дмитрий Минин: Фронт веры в гибридной войне (16.09.2020)

В реализации своих целей в отношении Белоруссии коллективный Запад, как это было и на Украине, уделяет немалое внимание вопросам веры, предпринимая серьезные усилия по изменению панорамы религиозной жизни народа. Работает установка, согласно которой для достижения по-настоящему устойчивого отрыва Киева и Минска от Москвы раскол объединяющей их Русской православной церкви (РПЦ) является одним из ключевых условий.
В соответствии с обстоятельно разработанной стратегией использования религии в интересах своей внешней политики США опираются на поддержку вновь обретённых союзников в Восточной Европе, а с некоторых пор и на Украине. А РПЦ, видимо, все же извлекла уроки из украинской войны на «фронте веры» и предпринимает в отношении Белорусской православной церкви (БПЦ), или Белорусского экзархата РПЦ, необходимые превентивные меры.

Назначение Синодом РПЦ Патриаршим экзархом всея Беларуси епископа Борисовского и Марьиногорского Вениамина (на фото) с единогласным возведением последнего в сан митрополита явно притушило начавшие было раздуваться искры брожения в рядах православных церковных деятелей Белоруссии.

Даже откровенные противники РПЦ из числа «религиозных аналитиков» на Западе расценили эту меру как «весьма удачную». Митрополит Вениамин (Тупеко) имеет все задатки для того, чтобы стать подлинным народным пастырем.

Он коренной белорус, в отличие от ряда предшественников. Как никто другой, был постоянно связан со своей родиной и за пределами Белоруссии церковных постов практически не занимал. Молитвенник и аскет. Как о нем отзываются, «не то, что Майбаха держать не будет – по болезни яйца в среду не укусит». В моральном плане безупречен. «Был милостив к людям и попам, плохого слова о нём не услышишь».

Он чужд услужливому чинопочитанию. Вряд ли кто-то обвинит его в «излишней гибкости» по отношению к властям. Выступает за мирное решение споров между властью и оппозицией, избегая вставать на чью-либо сторону. В последних высказываниях поддерживает досрочное проведение повторных президентских выборов в Белоруссии на основе «тщательно» подготовленной новой конституции. В духе времени великолепно образован. В своё время закончил Белорусский государственный университет по специальности радиофизика и электроника. Ныне признанный православный философ и богослов. Наконец, он просто интеллигентный человек. Когда белорусам, видимо, надоели некоторые пробелы в образовании и устаревшие модели поведения государственных руководителей, они едва ли будут иметь основания для выдвижения схожих упреков к новому главе Белорусского экзархата.

Митрополит Вениамин никогда не выражал сомнений по поводу единства РПЦ. Белорусский патриотизм органически соединяется у него с понятием «триединого народа». Накануне своего выдвижения в то время еще епископ Вениамин на страницах издания Борисовской епархии писал, что в нынешней ситуации возобновление темы автокефалии нельзя расценивать иначе как желание некоторых сил ослабить духовную составляющую белорусского народа, повторить печальную историю Украины, разделить братские народы Беларуси и России по религиозной линии. Само обсуждение автокефалии для БПЦ неприемлемо. Это предательство веры и завета святых отцов.

«Как нельзя разделить Пресвятую Троицу: Отца и Сына, и Святого Духа – это Един Бог, так нельзя разделить Россию, Украину и Белоруссию. Это вместе Святая Русь. Знайте, помните и не забывайте», – сослался он на завещание преподобного Лаврентия Черниговского.

И это был не только церковный, но и гражданский поступок в ситуации, когда некоторые голоса за отдаление от РПЦ в рядах БПЦ звучат уже довольно громко. 12 сентября Патриарший экзарх всея Беларуси Вениамин в интервью RT вновь категорично заявил, что народы Украины, Белоруссии и России очень близки и их разделение произошло больше на политической почве. «Причем оно было смоделировано извне. Вместе с тем мы знаем, что есть пророчество о том, что все равно три братских народа потом будут вместе. Об этом будем молиться, к этому будем стремиться».

И хотя движение протеста в Белоруссии в целом никаких особенных лозунгов в области религии не выдвигает, движимое пока одной единой задачей устранения Лукашенко, те политические силы, которые пытаются оседлать протест, такую программу имеют. Так, один из членов самопровозглашенного «президиума координационного совета» оппозиции Максим Знак на вопрос о том, есть ли у этого органа в программе пункт об автокефалии БПЦ, отвечал весьма уклончиво. Программа, дескать, затрагивает только текущие политические задачи и так далеко не заглядывает. Вместе с тем он признал, что на сайтах, «близких к Координационному совету и С. Тихановской» действительно содержатся некие суждения о том, что «в среднесрочной перспективе (до 2025 года) в культурной сфере надо провести белорусизацию религиозной жизни всех христианских конфессий и других религий; в долгосрочной (до 2030 года) – восстановить Белорусскую Автокефальную Православную Церковь как национальную альтернативу Белорусскому Экзархату РПЦ». Знак признал, что его соратники используют данные материалы при составлении своих программ для Тихановской, но по религии от этого воздержались. Пока.

О том, что этот пункт рано или поздно и официально появится в программе белорусского национального движения, говорит хотя бы то, что он заложен в планы его кураторов. Нацеленные на изменение всех компонентов культурно-исторического кода своих подопечных, американцы никогда не забывают про религиозный аспект работы, чтобы исключить «возврат в прошлое».

В США уже достаточно давно по программе, финансируемой Госдепартаментом, существует миниатюрная (всего 1 собор) т. н. Белорусская автокефальная православная церковь (БАПЦ) во главе которой стоит возведенный в сан при содействии стамбульского патриарха Варфоломея «архиепископ» Святослав Логвин.

Несмотря на её мизерность, именно эту «церковь» попытается сделать главной в Белоруссии Вашингтон в случае победы поддерживаемых им политических сил. Самопровозглашенного главу БАПЦ «архиепископа» Святослава Логвина часть оппозиции почитает. В Нью-Йорке этой БАПЦ принадлежит собор Святого Кирилла Туровского. Её священников рукополагают представители Киевской митрополии, они величают БАПЦ «канонической» церковью. По их мнению, томос СЦУ охватывает и территорию Белоруссии, которая в свое время входила в состав Киевской митрополии.

В эпоху расцвета белорусской «многовекторности» вовне и «одновекторности» внутри некоторой части чиновников также не была чужда идея автокефалии БПЦ. Её, например, продвигал выпускник Минской высшей партийной школы, а в последние годы уполномоченный по делам религий и национальностей Республики Беларусь Леонид Гуляко. Его конечной целью было огосударствление религиозного образования.

Однако получить автокефалию от властей в их нынешнем виде и для оппозиционеров, и для потенциальных раскольников в БПЦ было бы совершенно неприемлемым.

При этом открытых сторонников автокефалии в рядах БПЦ, несмотря на все старания, в том числе из-за рубежа, включая Украину, больше не становится. Обычно к ним в первую очередь причисляют председателя Синодального информационного отдела БПЦ протоиерея Сергея Лепина. Однако и его роль вряд ли можно сравнить с ролью Александра Драбинко, который много лет подрывал единство УПЦ изнутри, а ныне является одним из высших «иерархов» СЦУ. Протоиерей Сергей не отвергает идею белорусской автокефалии в принципе, но своевременной ее не считает. Он говорит: «Каноническое право не преследует человека за мысли (только за поступки)» об «автокефалии». По его мнению, «автокефалия невозможна без риска раскола». И уж во всяком случае он определённо против навязывания автокефалии, что по образцу Украины, могло бы исходить и от государственного руководства.

Ситуация в Белоруссии отличается от украинской еще и тем, что за проектом «епифаниевско-варфоломеевской» СЦУ стояли серьезные капиталы, как бюджетные, так и привлеченные лично Порошенко, которому это было нужно для достижения предвыборных результатов («Армия, мова, вира»!). В Белоруссии план создания БПЦ такой материальной поддержки не имеет.

Государство особого интереса к этой теме сейчас не проявляет. Своевременные шаги РПЦ также дают основания надеяться на сохранение канонического единства православных россиян и белорусов. Однако наивно полагать, что такое состояние будет сохраняться само по себе и не подвергаться атакам изощренных манипуляторов. Единством надо дорожить, его надо всемерно, постоянно укреплять. Отношения внутри православного мира должны иметь абсолютный приоритет в международной деятельности РПЦ.

Источник
 
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
16.09.2020

Дмитрий Минин





Обсуждение статьи



Ваше имя:
Ваша почта:
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

Вверх
Полная версия сайта
Мобильная версия сайта