Германия проголосовала в пользу «Северного потока-2» (Культурная сфера деятельности (Экономика) (17.11.2019)
Вчера бундестаг принял закон о применении поправок в Газовую директиву ЕС в Германии. Немецкий вариант не сильно отличается от самого документа, но открывает возможность немецкому регулятору снять европейские ограничения по «Северному потоку-2», чтобы тот заработал на полную мощность и оправдал ожидания немецких инвесторов. Это позволит «Газпрому» не создавать отдельную компанию, чтобы отдать ей в собственность 12-мильный участок, на который распространялись бы правила Третьего энергопакета ЕС.
Разница между поправками Газовой директивы ЕС и немецким вариантом состоит в том, что в европейском документе завершение строительства газопровода из третьей страны до 23 мая 2019 года указано в списке причин для исключения из правил, а в немецком варианте эту дату перенесли во вводную часть. Таким образом, немецкий регулятор может более свободно принимать решение об исключениях для газопроводов с учетом сроков строительства. В любом случае они должны соответствовать трем критериям: иметь точку соединения с ГТС страны — члена ЕС в Германии и объективные причины для исключений (обеспечение безопасности поставок в Германию или амортизация инвестиций) и не оказывать негативного влияния на конкуренцию на рынке газа ЕС. Об этих качествах «Северного потока-2» власти Германии говорили регулярно. И законопроект является детищем правящей коалиции. В документах об обсуждении законопроекта говорится, что факт уже осуществленных инвестиций позволяет делать газопроводным проектам исключения, а при определении факта завершения строительства регулятор будет учитывать все обстоятельства. По исключениям из правил для существующих проектов, судя по законопроекту, немецкий регулятор должен определиться до 24 мая 2020 года.Фракции «Зеленых» и «Альянса 90» выступили против законопроекта, так как, по их мнению, немецкий вариант смягчает Газовую директиву ЕС.
Напомним, что директива распространяется только на 12-мильный участок «Северного потока-2» в территориальных водах Германии, который, по сути, уже был построен к 23 мая 2019 года. А немецкие партнеры «Газпрома» Wintershall и Uniper к тому времени осуществили свои инвестиции — прокредитовали российский холдинг на 1,9 млрд евро. В то же время подпадающие под исключения «до 23 мая 2019 года» проекты регулируются без согласования с Еврокомиссией регулирующим органом страны. Только после удовлетворения этого требования в начале года Берлин согласился поддержать поправки в Газовую директиву ЕС.
Для «Газпрома» введение Газовой директивы ЕС несет две угрозы. С одной стороны, поставщик газа и собственник газопровода должны быть разделены. С другой, мощности «Северного потока-2» должны быть зарезервированы и под независимых поставщиков, что грозит проекту недозагруженностью на все 50%. Понятно, что немецких партнеров «Газпрома» такой вариант не устраивает.
«Члены Евросоюза действуют в рамках общеевропейского законодательства, но на своей территории имеют собственные законы, которые не должны противоречить общим нормам, но могут иметь свои отличия, — говорит эксперт-аналитик АО „ФИНАМ“ Алексей Калачев. — Бундестаг имплементировал принятую ЕС весной поправку к Газовой директиве, распространившей европейские антимонопольные нормы на морские газопроводы, включая „Северный поток-2“. То есть, новые нормы Евросоюза в целом включаются в германское законодательство, но с важными оговорками, позволяющими на территории ФРГ в ряде случаев сделать исключение для „Северного потока-2“. Они не противоречат Газовой директиве, но позволяют обойти самые неприятные для проекта требования, в том числе по ограничению загрузки мощности газопровода одним поставщиком».
Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач считает, что немецкий вариант увеличивает возможности для защиты инвестиций, сделанных в «Северный поток-2», и, соответственно, повышает энергетическую безопасность Европы в целом и Германии в частности. «А также, как ни странно, повышает шансы на транзитное соглашение с Украиной до конца года», — заметил эксперт. Замдиректора ФНЭБ признал, что оппоненты российско-европейского газового сотрудничества будут пытаться оспорить и иными способами препятствовать нормальной работе газопровода и в этом не стоит даже сомневаться, «но в любом случае это очень позитивный сигнал со стороны Западной Европы в части отстаивания своего суверенитета в сфере энергетической политики и безопасности».
Алексей Калачев отмечает при этом благожелательное отношение германских властей и их интерес к этому проекту: «Такое решение с вероятностью, близкой к 100%, дает зеленый свет полной реализации „Северного потока-2“. Вероятность конфликта с Еврокомиссией невелика, и в худшем случае судебный спор по этому поводу может затянуться на долгие годы и закончиться ничем. Да и непохоже, что ЕК готова всерьез спорить с самым влиятельным членом ЕС. А самые упорные противники проекта вряд ли что-то смогут противопоставить этому. Какая-либо страна, например Польша, не может оспаривать национальное законодательство другой страны, например Германии».
Ранее немецкие издания писали о том, что «Газпром» создает отдельную компанию, которая будет владеть и управлять 12-мильным немецким участком «Северного потока-2». Замдиректора ФНЭБ Алексей Гривач считает, что это — план «Б», если исключение «Северному потоку-2» предоставлено не будет. «Если будет предоставлено исключение, то анбандлинг (разделение) не потребуется. Тем более что он абсурден, так как по базовым нормам директивы должен затронуть 12 миль газопровода в территориальном море Германии. Независимых поставщиков тоже на глубине Балтийского моря появиться не может», — резюмировал эксперт.
P. S.
На сайте бундестага на дату последнего голосования размещен законопроект, в котором пункт об исключениях для построенных до 23 мая 2019 года газопроводах дан в общем списке и не может трактоваться альтернативно. В то же время в прилагаемых рекомендациях Комитета по экономическим и энергетическим вопросам бундестага предлагается указанный в статье вариант. Такое противоречие запутало и вызвало положительную реакцию на принятие закона и противниками, и сторонниками «Северного потока-2». Например, правительство Украины приветствовало имплементацию Германией поправок в Газовую директиву ЕС. Очевидно, что окончательный вариант закона мы узнаем уже после его официальной публикации.
Источник
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /