Алексей Черников: Гибель ЕС. О докладе РУССТРАТа «Будущее Евросоюза: варианты развития событий в среднесрочной перспективе (до 2025 года)» (07.07.2020)
ЕС задумывался в своё время де Голлем и Аденауэром как новый центр силы, который должен был стать как бы мостом между двумя полюсами – СССР и США. Экономическое объединение Европы началось с 50-х гг., но реальное политическое объединение пошло после краха советской системы. Это говорит о том, что Европа не состоялась как новый центр силы, в том виде, в каком ее задумывали основатели Союза.
Чтобы избежать превращения ЕС в подобный центр, Вашингтон стал лоббировать продвижение в Европу новых членов из стран Восточной Европы, заодно блокируя возможность их дальнейшего объединения с Россией. Брюссель, принимая их, рассчитывал, что новые члены, получив доступ к развитым западноевропейским экономикам, в политич. отношении станут сателлитами лидеров Евросоюза. Однако новые члены стали «клиентами» Вашингтона. Вместо сплочённой Европы получился нежизнеспособный гибрид: восточноевропейские страны, получая западноевропейскую экономическую помощь, стали проводниками американской линии, цель которой – не дать ЕС стать центром силы. С другой стороны, и восточно- и западноевропейские страны рассчитывали на гораздо большую экономич. выгоду в рамках интеграции. РУССТАТ справедливо отмечает, что за прошедшие три десятка лет эта выгода исчерпана, а соответственно, при учёте всех остальных факторов исчезает необходимость в дальнейшей политической интеграции.
Неоспоримым экономическим лидером ЕС является ФРГ, однако для того, чтобы стать политическим лидером, Германия слишком слаба – не имеет для этого ни военных, ни политических возможностей. В политическом отношении лидером Европы стремится стать Франция, превосходящая немцев политическим и военным потенциалом, но уступающая экономически. Борьба за лидерство в Европе этих двух стран (особенно в случае ослабления США) вероятно определит новую повестку «европейского» дня и не будет способствовать сохранению единства ЕС. Повышение удельного веса обеих стран в мировой политике возможно при усилении в них реваншистских настроений.
Европа действительно весь послевоенный период шла в фарватере политики США и не сформировала собственную геополитич. повестку. Такую повестку пыталась в 60-80 гг. сформировать Франция, но к началу XXI в. от неё не осталось и следа. Только сегодня Макрон робко пытается ее возродить, но не в рамках ЕС, а в рамках двусторонних отношений с другими государствами.
Для России выгодно нарушение политического равновесия Европы. Сотрудничество с европейскими странами должно идти по линии развития двусторонних отношений, минуя евробюрократию, которая к тому же сегодня во многом контролируется США. Мы должны опасаться не распада Евросоюза, а его консолидации. Сегодня ни одна из европейских стран в отдельности не обладает ресурсами для противостояния с Москвой. Учитывая их разногласия между собой, крупные европейские страны будут заинтересованы в хороших двусторонних отношениях с РФ, т.к. только так они могут увеличить свой удельный вес в мировой политике. В итоге ЕС становится никому не нужной декорацией.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал "Россия не Европа"
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
сотрудник Курского филиала Института русско-славянских Исследований им. Н.Я.Данилевского, кандидат исторических наук