Сергей Гаврилов: Гонения (09.02.2019)

Сегодня много говорится о притеснениях христиан в исламских странах. Часто публикуется информация, которая поступает из Пакистана, Ирана, Ирака, Афганистана, Судана и целого ряда стран Юго-Восточной Азии, в частности из Индонезии, Северной Кореи, Бангладеш. Однако немаловажно то, что сегодня происходит в Западной Европе и отдельных европейских странах. Активно продвигаемая там идея толерантности якобы рекомендует проявлять терпимость к выражению в публичном пространстве различных идеологических и религиозных убеждений и утверждает, что каждый человек чувствует себя "признанным" и может жить в соответствии со своей философией или религией, если он уважает ценности демократии. При этом активно продвигается монополия светского мышления.
Параллельно с потерей своих духовных корней и погоней за сомнительными идеалами демократии европейские государства теряют и национальную идентичность.

Политика толерантности, позиционируемая как "антифашизм", скорее показывает себя как политика защиты прав меньшинств, игнорирующая убеждения и ценности большинства. Несмотря на миролюбивую риторику под прикрытием толерантности, эти силы действуют против всех, кто не разделяет их политические мнения. Главный враг "толерантной политики" западного общества — это христиане, например, в связи с тем, что от христианства исходят призывы к защите традиционной семьи. Также за эти годы много христианских проповедников было арестовано за публичную проповедь на улицах Европы. Основой для многих из этих судебных разбирательств являются расплывчатые или плохо определённые так называемые законы о "разжигании ненависти", которые используют сотрудники правоохранительных органов, чтобы задушить общественную позицию защищающих христианские ценности.

Из-за отсутствия сильной христианской доминирующей культуры и внедрения идей фальшивой толерантности почти во всех крупных городах Европы появились субкультуры, процветают и не осуждаются радикальный исламизм и другие предельно опасные явления. Сегодняшние гонения на христиан в Европе — это нападения на духовенство, противодействие проведению религиозных мероприятий, разрушение и осквернение церквей и кладбищ, попытки устранения религиозных символов из общественных мест, ущемление свободы выражения мнения христиан по различным поводам, дискриминация их в экономической жизни и других сферах.

Европа фактически отказалась от своих христианских корней, поэтому так часты преднамеренные сносы и перепланировки христианских храмов, которые зачастую и так лишены своих религиозных атрибутов. Отдельного упоминания заслуживает массовое перепрофилирование, снос и продажа храмов в Германии, Швеции, Чехии. В Швеции даже принята специальная программа по перепрофилированию храмов. Эту кампанию нельзя назвать иначе как крамольную и антихристианскую. Под давлением политических сил глава шведской Церкви открыто заявляет о необходимости снести христианские кресты в церковных помещениях, а также о том, что носить крест и рассказывать об этом в социальных сетях — не христианский поступок, а акт подстрекательства к мятежу.

В целях продвижении идей толерантности в Лондоне к кампании поддержки "равноправия" и заключения однополых браков подключилась Stonewall, разместив рекламу на целой тысяче лондонских автобусах с лозунгом: "Некоторые люди — геи. Смирись!" А когда тысячи людей в Париже протестовалипротив усыновления детей однополыми парами и выступали в защиту традиционного института семьи, стражи порядка разгоняли их дубинками и слезоточивым газом. Более трёхсот человек тогда были задержаны, тяжёлые ранения получили журналисты. Все эти методы говорят, скорее, о реально наступивших фашистских проявлениях, интеллектуальной и моральной катастрофе. Мы обеспокоены тем, что мы видим, как такая "толерантность" поднимается уже до абсурдного уровня.

Христианские церкви давно стали объектом ограблений по всей Европе. В конце декабря случилось очередное нападение на церковь — теперь в Вене, в ходе которого тяжело пострадали пожилые священники.

Что касается случаев проявления насилия на почве религиозной ненависти к христианам, то когда произошло нашумевшее убийство пожилого священника на cевере Франции, в Руане, в некоторых странах началась определённая активность. В Великобритании же, после долгих лет безразличия к страдающим христианским ценностям, произошёл некоторый поворот в сторону оценок и анализа ситуации, в британском парламенте состоялось обсуждение на предмет ужесточения наказания за нападения на священнослужителей на почве религиозной ненависти. Хотя сигналы к тому, что христианское духовенство в Великобритании подвергается серьёзной опасности, страдая от актов ненависти на религиозной почве и повсеместно распространявшихся антихристианских настроений в обществе, поступали давно. Например, убийство христианского священника преподобного Джона Суддардса, который был зарезан в собственном доме возле церкви Святой Марии в Торнбери (графство Глостершир). Несколько лет назад (также в Англии) было совершено жестокое нападение исламистов на пакистанского христианина Таджамала Амара в Дерби. Или случай с Ниссаро Хуссейном, обращённым из ислама в христианство, который был вынужден покинуть свой дом в Брэдфорде под охраной вооружённой полиции после нескольких лет преследования и финальной выходи исламистов — штурма его дома. Статистические данные министерства внутренних дел Великобритании о преступлениях за год показывают, что на почве ненависти в отношении христиан в Англии, Уэльсе и Северной Ирландии произошло свыше трёхсот зарегистрированных инцидентов: грабежей, нападений, причинений тяжких телесных повреждений, актов навязчивого преследования (травли). Однако крупная британская правозащитная организация "National Churchwatch" отмечает, что количество антихристианских преступлений на почве ненависти существенно недооценено: в основном такие преступления происходят в сельской местности и не придаются широкой огласке. Кроме того, презрение к христианству исходит от многих сторон, а не только от исламистов. Несмотря на провозглашённые в принятом правительством Великобритании "Плане действий против проявления ненависти 2016—2020" принципы отстаивания ценностей терпимости, равенства и взаимного уважения — документа, в котором нет места ненависти, — на её территории продолжают происходить вопиющие случаи. Христиане, владельцы пекарни в Северной Ирландии, отказались сделать торт с лозунгом "Поддержи однополые браки!" и подверглись поджогам и угрозам убийством со стороны правозащитников-геев. Разве это не христианофобия и попрание христианских ценностей? Четыре года длились суды и только в октябре 2018 года Верховный суд Великобритании вынес решение в защиту свободы совести христиан, чьи убеждения не позволили разместить на торте такую надпись.

И это лишь некоторые факты. Да, случаи ущемления прав христиан признаются в Европе на уровне официальных заявлений. Четыре года назад Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) впервые рассмотрела случаи дискриминации прав христиан, враждебного к ним отношения, а также акты вандализма в отношении христианских святынь в странах Европы. Так, в своём заявлении ПАСЕ призывает европейские страны "осуждать насилие в отношении религиозных групп и любые формы их дискриминации", а европейские СМИ — "избегать использования отрицательных стереотипов по отношению к христианам и представителям других религий". Однако это можно назвать всего лишь штрихами. Свобода выражения мнений защищена Статьёй 19 Всеобщей декларации прав человека, Статьёй 11 Хартии Европейского союза по правам человека и Статьёй 10 Европейской конвенции о правах человека. Тем не менее христиане в некоторых государствах Европы подвергаются преследованиям за публичное исповедание (продвижение) и защиту религиозных ценностей, в том числе традиционных браков. Кроме того, некоторые христиане оказались отстранены от своих рабочих должностей и уволены с работы за ношение религиозных символов в общественных местах, в том числе в школах. Это грубое свидетельство нарушение их права на публичное исповедание религии. В этой связи важно понимать, что, по сути, официальные международные акты и заявления без их практической реализации (исполнения) остаются всего лишь документами.

Но дело ещё и в том, что принятие подобных официальных документов — красноречивое свидетельство признания вопиющих фактов. В Европе продолжаются несправедливые ограничения в свободе совести — в частности, в возможности публичного выражения мнений христиан: епископам предъявляют иск за проповедь против однополых браков (Бельгия, Ирландия и Испания), медсестёр заставляют делать аборты, невзирая на то, что это противоречит их религиозным убеждениям (Норвегия), христианские конференции и семинары запрещены (Австрия, Великобритания), государственные служащие вынуждены регистрировать браки однополых пар по закону (Великобритания, Нидерланды); а немецкие родители оказались приговорены к штрафам (и даже к тюремному заключению) за отвод своих детей из классов так называемого полового воспитания — суд в этом случае посчитал, что государство не нарушило чьих-либо прав в ходе реализации "просветительских" программ в системе образования.

Франция, "старшая дочь Церкви", становится территорией для миссионерства, фактически языческой страной. Рост антихристианства в Европе налицо. Мы должны подумать о миссионерстве, чтобы помочь ей вернуть христианские ценности.

Для решения этих проблем наше межфракционное депутатское объединение, а также международная организация "Межпарламентская Ассамблея Православия" прилагает свои усилия для противостояния этим явлениям. Рост нетерпимости к христианству, к православию в частности и нравственным ценностям вообще существенно влияет на рост антироссийских настроений среди европейской молодежи.

Мы считаем, что именно Россия может заявить о себе как о главном центре мирового православия и защиты христианства во всём мире, а не только в Европе. Необходимо создать в Москве информационный центр для этих целей. Хочу отметить, что в Московском патриархате Русской православной церкви очень грамотно выстроен механизм информационной политики, мониторинга и информирования. И совершенствование этого механизма продолжается. Нам важно следить совместно с ответственными международными правозащитными организациями за тем, чтобы каждый случай преследования христиан становился предметом разбирательства как в национальных, так и в международных судебных органах. В этом контексте для эффективной защиты религиозной свободы крайне важно, чтобы правозащитные судебные органы уважали право человека на отказ от тех или иных действий по убеждениям, в частности по христианским убеждениям. Потому что если проанализировать судебную практику, то мы увидим, что суды в Европе делают некоторые очень опасные шаги назад, создают качественно новые нежелательные прецеденты.

Здесь нам и коллегам, парламентариям-христианам из европейских стран, важно продолжать вести совместную работу с правозащитными христианскими организациями, добиваться того, чтобы наши традиционные христианские ценности рассматривались не просто как неформальные обычаи, которые можно принять или не принять во внимание. Важно, чтобы они закрепились в качестве норм, которые нельзя нарушать, несмотря ни на какие национальные законы. Это важно, в том числе для защиты убеждений госслужащих-христиан в Западной Европе, которые не согласны с безнравственными законами своей страны и страдают при несении службы, а также рядовых сотрудников компаний (уместно напомнить ситуацию с сотрудницами British Airways, которых принуждали снять кресты как знаки, оказывающие негативное влияние на имидж авиакомпании. Нам крайне важно, чтобы эти сюжеты не повторялись в Германии, Великобритании, Испании и по всей Европе, и только лишь докладами и декларациями эти вопросы не решить.

Мимо этой проблемы Россия не пройдёт. В последних числах января в Государственной думе в рамках XXVII Международных Рождественских образовательных чтений выступит патриарх Московский и всея Руси Кирилл; будут присутствовать и парламентарии из Германии, с которыми мы находимся в постоянном взаимодействии. Несмотря на сложности в межгосударственном общении, у нас есть общие ценности. Мы видим, в каком зажатом положении находятся сейчас европейские католики и все те, кто выступает за семейные ценности и нравственность. Необходимо найти формы взаимодействия для защиты их интересов.

Россия могла бы опосредованно — например, через православных патриотов — предложить Германии и другим, впадающим в безверие и атеизм ведущим европейским странам, религиозный проект, целью которого стало бы возрождение христианства на их территориях. Россия должна вернуть христианство и в Европу, и в Азию.

Наш положительный опыт в области обеспечения прав и законных интересов религиозных организаций является лучшей гарантией успеха такого подвижничества. В частности, наши религиозные организации получают господдержку как социально-ориентированные НКО; дисциплины об основах духовно-нравственной культуры, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировых религий в соответствии с законом "Об образовании в Российской Федерации" официально включены в основные образовательные программы. В отличие от многих других стран, в России снос во внесудебном порядке самовольных построек, относящихся к имуществу религиозного назначения, запрещён, а уж тем более — продажа храмов и другой недвижимости религиозных организаций в собственность третьих лиц.

Уверен, что мы способны защитить христианство в Европе, в том числе с помощью своей альтернативы, предложив наши подходы к законодательной поддержке традиционных конфессий.
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
09.02.2019

Сергей Гаврилов
Источник: http://zavtra.ru/blogs/goneniya_gavrilov




Обсуждение статьи



Ваше имя:
Ваша почта:
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

Вверх
Полная версия сайта
Мобильная версия сайта