Алексей Леонков: «Холодная война 2.0» - теперь в поисках гибридной стратегии (Военная аналитика) (02.08.2019)
«Гибридная война» - это изменчивый набор стратегий и концепций, соединяющий в единый механизм классическую войну с элементами терроризма, диверсионно-партизанской деятельности, экономических санкций, информационной и кибернетических войн, который позволяет достичь целей с наименьшими затратами.
Гибрид - это не только биология«Гибрид» - термин, пришедший из биологии, обозначавший селекцию новых видов растений или животных с заданными и полезными для селекционера свойствами, которые обладают высокой степенью адаптации к окружающей среде, - теперь получил военное толкование. Словосочетание «гибридные войны» впервые появилось в статье отставного офицера корпуса морской пехоты Фрэнка Хоффмана, в которой он анализировал успех боевых действий талибов и «Аль-Каиды» (террористические организации, запрещённые в России) против превосходящих их технологически и численно подразделений армии США в Афганистане.
В последующем это словосочетание получило более расширенное понятие и стало обозначать комплекс мер невооружённой борьбы за доминирование политико-экономических интересов отдельного государства над другими странами.
По мнению многих экспертов, «гибридная война» очень удобна, т.к. её можно преподносить не как войну, а как благородную борьбу за демократию, свободу и права человека против тирании в отдельно взятом государстве или группе государств.
Цели «гибридной войны»
1. Подорвать экономику государства. Методы: санкции, эмбарго, биржевые спекуляции на мировых ценах стратегического сырья и валюты - порождающие инфляцию, безработицу, коррупцию, отток капитала.
2. Снизить дух населения и вооружённых сил. Методы: искажение (подмена) исторического и культурного наследия, противопоставление традиций и опора на сектантов, поддержка националистических и сепаратистских тенденций, изменение системы образования и здравоохранения, пенсионные и судебные реформы, террористические акты, техногенные диверсии, втягивание в локальные военные конфликты и т.д. Вообще как основной метод - перманентная реформа всего, до чего дотягиваются агенты влияния.
3. Исказить мнение мирового сообщества посредством СМИ. Методы: монополизация международных информационных ресурсов, предоставление искажённых данных, умалчивание фактов, симуляция несуществующих событий и т.д.
4. Подорвать доверие к действующей власти. Методы: манипуляция общественным сознанием, поддержка радикальной оппозиции, инициирование мятежей, финансирование цветных (этнических, религиозных) революций и акций протеста, информационные провокации через сеть интернета.
5. Иные экономические, информационные, религиозные, этнические, социологические и политические составляющие.
Если в государстве-жертве культивируется растущее разделение по политическим, экономическим, социальным, культурным, религиозным, этническим и другим признакам, то оно само разрушит объект посягательства без многочисленных жертв со стороны государства-агрессора. Таким образом, «гибридные войны» - это важный компонент политики глобализации, которую совсем недавно понимали как однополярный мир, размывающий границы традиционных норм и правил. То есть задача такой войны - незаметно и пошире открыть «Окно Овертона», которое невозможно потом закрыть. В основе «гибридной войны» лежит старый принцип Римской империи - divide et impera - разделяй и властвуй, на котором Великобритания, а потом и США, строили отношения с другими странами.
Методичка «тетушки Молли»
Однако, несмотря на явное англосаксонское происхождение, автором «гибридных войн» мировые СМИ называют именно Россию! Дело в том, что в 2017 году в Politico Magazin (США) появилась статья американского политолога Молли Маккью. Она, проанализировав выступление начальника Генштаба Вооружённых сил России генерала армии Валерия Герасимова перед слушателями российской Академии военных наук (январь 2013 г.), ввела новый термин - «доктрина Герасимова» (Gerassimow Doktrin), на котором обосновала методику «русской "гибридной войны"». Развивая тему, Маккью сформулировала восемь фаз ведения «гибридной войны», с помощью которой «агрессивная» Россия проводит экспансию против «демократического мира»:
Фаза 1. Создание благоприятных политических, экономических и военных условий для внутренней дестабилизации через идеологические, дипломатические и экономические операции, а также дезинформационные действия и методы психологической войны.
Фаза 2. Введение в заблуждение политического и военного руководства противника через распространение ложных данных по дипломатическим каналам, СМИ.
Фаза 3. Акции, которые приводят к тому, что правительственные чиновники и должностные лица противника покидают свои посты, будучи запуганными, обманутыми или подкупленными.
Фаза 4. Нарастание недовольства населения путём активизации «пятой колонны», проникновение боевых групп и усиление подрывных действий.
Фаза 5. Подготовка военных действий, в ходе которой в атакуемой стране создаются разного рода проблемы и забрасываются отдельные боевые группы, которые взаимодействуют с вооружённой оппозицией.
Фаза 6. Начало военных действий после тщательной разведки и подрывной деятельности. Все российские войска, включая специальные силы, должны занять свои позиции.
Фаза 7. Уничтожение основных сил обороны противника скоординированными действиями всех сил, включая ведение электронной войны.
Фаза 8. Разгром оставшихся очагов сопротивления и уничтожение сопротивляющихся частей путём проведения специальных операций.
Приводя в качестве примера «агрессию» России против Украины, она констатировала следующие «факты» своей теории: аннексия Крыма завершилась на фазе №5, а война на Донбассе топчется на фазе №6.
«Притянутая за уши», теория тётушки Молли стала методичкой для западных СМИ, которые зарабатывают гранты и инвестиции на темах «русофобии» и «агрессии со стороны России». Неудивительно, что понятие «гибридная война» теперь ассоциируется с нашей страной.
На самом деле «гибридную войну» давно ведут США против стран мира. Вспомним «цветные революции», государственные перевороты и акты прямой агрессии. Все они велись по «сценариям» «гибридной войны», но не всё так однозначно.
Китай из «сборочного цеха мира» стал страной, могущество которой растёт в экономической и военной сферах. Россия, которую назначали «страной-бензоколонкой», обыгрывает мастеров «гибридной войны» не только на своей территории, но и в зонах безоговорочного доминирования Pax Americana.
Осознание того, что проверенные «сценарии» «гибридной войны» против России не работают, подвигло США и Великобританию к разработке новых и модернизации существующих концепций, которые должна объединить одна - новая стратегия «Холодной гибридной войны 2.0»
«Стратегическая многоуровневая оценка» на тему русофобии
Как правило, перед созданием новой стратегии необходимо провести переоценку существующего положения. Сказано - сделано. В конце июня 2019 года американское издание Politico опубликовало статью Russia beating U.S. in race for global influence, Pentagon study says («Россия обыграла США в гонке за глобальным влиянием, говорится в исследовании Пентагона»), в которой разобрала по полочкам тезисы закрытого доклада Пентагона под названием «Стратегическая многоуровневая оценка».
В докладе много слов «просчитали», «недооценили» и «упустили», которые перемешаны со штампами информационной войны на тему «русофобии» - «аннексия Крыма», «ядерная угроза Европе», «поддержка тоталитарных режимов в Иране, Сирии и КНДР». Среди этого информационного шума встречаются и мысли, которые, по мнению авторов доклада, вернут Россию в прокрустово ложе однополярного мира.
В качестве источников этих мыслей явно используются публикации в российской либеральной прессе, на основе которых делается такой вывод:
«Элита и широкие слои общества поддерживают идею возрождения России как великой державы, но, говоря о великой державе и её приоритетах, они чаще имеют в виду социально-экономическое развитие, нежели демонстрацию жёсткой силы. Такая точка зрения всё больше входит в противоречие со взглядами Кремля».
Но ведь спонсорами либеральной прессы являются американские и европейские НКО! Получается, что авторы доклада пытаются пустить мнение англосаксонского истеблишмента по «ложному следу», который однозначно приведёт к ещё большему ухудшению отношений России с США.
«Такая конфронтация увеличивает опасность недопонимания и просчёта между странами, обладающими большой военной мощью, а это ведёт к усилению риска вооружённого конфликта», - утверждает контр-адмирал Джеффри Черевко (Jeffrey Czerewko), заместитель директора глобальных операций Объединённого комитета начальников штабов США.
Признаки агонизирующей «империи»
Раз есть риск, то надо к нему подготовиться. В США и странах НАТО полным ходом идёт пересмотр всех стратегий и концепций, которые ведут к милитаризации их экономики. Действительно, военные расходы стран НАТО растут с каждым годом, а бюджет Пентагона ставит один рекорд за другим.
Изменения в стратегиях более всего понятны, если их рассматривать именно через призму «гибридной войны». Создание единой информационной системы боевого управления и наблюдения (Advanced Battle Management and Surveillance, ABMS) говорит о том, что разведка в интересах армии США будет работать совместно с другими разведками страны. Таким образом, планирование и проведение боевых операций будут идти в тесной связи с операциями концепции «Скрытого вторжения», разработанной начальником штаба ВВС США генералом Дэвидом Голдфейном. Согласно этой концепции, специализированные подразделения должны «тайно» проникнуть на территорию противника одновременно на суше, в воздухе и в море.
Изменилась стратегия «Глобального мгновенного удара» в области создания гиперзвукового оружия (будет единый проект для армии, ВВС и ВМС США), добавления ударных и информационных компонентов ПРО, а также увеличения темпов создания космических ударных комплексов ПРО, с последующим их развёртыванием.
В ядерной доктрине США, помимо смены «ответно-встречного удара» на «превентивное применение» ядерного оружия, изменилась программа создания ядерных боеголовок для крылатых ракет морского, воздушного и сухопутного базирования. Не зря же США так усиленно «топили» ДРСМД. В качестве дополнительных мер прилагаются усилия на ликвидацию договора о запрете ядерных испытаний, с подтекстом, что «коварная Россия тайно испытывает боеголовки малой мощности для своих крылатых ракет».
При этом беспокойство Европы по поводу прекращения Договора РСМД взялось унять Агентство США по международному развитию (USAID), которое объявило о запуске стратегической программы Countering Malign Kremlin Influence («Противодействие пагубному влиянию Кремля»). Именно «пагубного влияния» - и никак иначе.
Объясняется это так: «США давно считают, что сильная, процветающая и свободная Европа жизненно важна для американских стратегических интересов. Правительство России и его доверенные лица стремятся ослабить влияние США в мире и отделить нас от наших союзников и партнёров».
Понятно, что такие умозаключения «не дружат» со здоровой логикой и смыслом.
В связи с этим «мобилизация» стратегий и концепций, которую затеяли США, действительно опасна, но не потому, что это признаки возврата мирового гегемона (Make America Great Again), наоборот - это признаки агонизирующей, вооружённой до зубов, дряхлеющей «империи», построившей в ХХ веке своё могущество на убийстве мирного населения стран, которые стали жертвами гибридной стратегии, получившей название «гибридная война».
Источник
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Алексей Леонков