Никого нельзя лишать права выбора
Степень участия в выборах для церковнослужителей, начиная с иподиаконов и заканчивая архиереем, определена решением Священного Синода от 4 октября 2012 года. Если кратко, то власть, если есть на то желание, выбираем, но во власти не участвуем, то бишь кесарю отдаем кесарево, но в кесари не баллотируемся.
Иное дело православный прихожанин. У каждого, кто подходит к исповедальному аналою, кого мы накрываем епитрахилью, свое отношение к власти, партиям, к политическим процессам, вокруг него происходящим. Эти отношения не внешний антураж или жизненное обрамление, это вполне реальные события, влияющие на его жизнь, на благополучие его семьи, на будущее его детей. Он имеет право выбора и право влияния (своим бюллетенем) на эти выборы, но не приведи Господь кому-то из рясоносящих указывать, за кого он должен проголосовать. Каждый на тот свет самостоятельно топает, по только ему принадлежащей тропинке, и лишать права выбора никто не в праве.
Совет типа: «Проголосуйте за Александра Ивановича, так как он нам колокольню построил!» –имеет страшные духовные последствия. Личность превращается в стадо, в одинаковые, безголосые, серые сущности, живущие не по своей воле. И тогда становится ненужным евангельский нелогичный поступок Пастыря (Христа) ради одной потерявшейся овечки.
Политика – это власть, одно из трех искушений, которыми диавол пытался совратить Сына Божьего. Христианство указало единственный путь спасения: оно преображает человека, при условии, если сам человек этого желает. И хотя политическая деятельность чревата великими соблазнами, но если у политика поступки и деятельность христоцентричны, если его обещания, программы и желания находятся в симфонии с реальным делом, то почему бы ему не стать власть предержащим?
Безусловно, так называемые «правила политической борьбы» далеки от постулатов законов Божьих, но что лучше: уйти во внешнюю гуманность и гедонизм, как предлагает сегодня мир, или все же стать тем, кто напомнит окружающим: ты Человек?
Так что, если среди ваших прихожан, православных друзей или знакомых есть тот, кто может реально, по-христиански творить нужное и полезное для общества и для вас лично, то пусть будет политиком. Не «подсвечником» (как мы не столь давно называли некоторых представителей власти, стоящих на почетных местах в храме на наших праздниках), а тем, кто на каждое свое действие испрашивает Божье благословение.
Важно правильно оценить свои духовные силы и чистоту намерений
Вопрос об отношении христиан к политике сложный и неоднозначный. Прежде всего, этот вопрос – не праздный. Мы, христиане, вынуждены на него отвечать в силу того, что так или иначе данная сфера общественной жизни влияет на нас. Имеет ли этот вопрос значение для духовной жизни? Думаю, да. Иначе данная тема не затрагивалась бы в Священном Писании. Мне кажется, здесь важно обобщить опыт новозаветных текстов. И первое, на что обращает внимание слово Божие, это то, что христиане не должны пренебрегать гражданскими обязанностями (см.: Мк.12:13-17). При этом главная цель участия последователей Христа в политической жизни страны – помощь в поддержании законности и порядка, о которых заботятся власти (см.: Рим. 13: 1-7). С другой стороны, пример святого Иоанна Крестителя, обличившего правителя, а также пример первохристианских мучеников, не покорившихся повелению властей воздать честь идолам, свидетельствуют о том, что на христианах лежит важное обязательство – в любой сфере личной и общественной жизни оставаться верными своему призванию, своему Богу. Пожалуй, эти две стороны отношения христиан к гражданской жизни и должны лежать в основе нашего участия в политике.
Где речь идет о судьбе Отечества – христиане не должны быть безучастны. Что же касается участия в политической жизни сверх гражданского долга (построения политической карьеры и проч.) – наверное, этот вопрос каждый христианин должен решить самостоятельно. Здесь важно правильно оценить свои духовные силы, а также чистоту намерений.
Мне кажется, что главная цель политики, в ее идеальном аспекте, создать такие условия гражданской жизни, которые будут по крайней мере не мешать духовной жизни человека, а в лучшем случае – способствовать ее развитию. Этого можно желать, к этому следует стремиться и, в рамках закона, стоит добиваться от властей. При этом важно помнить, что в конечном итоге спасение человека всецело находится во власти Бога, Который знает, как спасать любящих Его в любых условиях, и взаимоотношения с Которым куда важнее внешних обстоятельств.
Никто не может принудить христианина участвовать в политических процессах
Мы не можем выйти из отношений сего мира, поэтому падший мир и навязывает нам участие в политических процессах. Но если все верующие люди под предлогом отречения от мира страстей выйдут из политики, то там останутся одни безбожники. Последствия такой расстановки сил мы уже видели в ХХ веке.
Тем не менее никто не может принудить христианина участвовать в политических процессах. Если совесть ему говорит, что это приносит вред душе, то зачем идти наперекор совести?
На примерах других стран мы видим, что духовные лица прямо участвуют в политическом процессе. Например, в Великобританском парламенте издавна представлено духовенство Англиканской церкви. В настоящее время «духовные лорды» – это 26 человек, среди которых самые влиятельные прелаты церкви: архиепископ Кентерберийский, архиепископ Йоркский, епископ Лондона и другие. В то же время мы видим, что их членство в парламенте не дает гарантии непринятия антихристианских законов.
Я думаю, что логично, когда в парламенте интересы каждой значимой социальной группы кто-то представляет. Поэтому необходимо, чтобы и интересы православных христиан были представлены. Тогда есть большая вероятность появления продуманных и, насколько возможно, справедливых законов.
В политике, как нигде, христиане очень нужны
Политическая, как и всякая иная, деятельность может иметь место в жизни христианина. В одном из основных документов нашей Церкви, а именно в «Основах социальной концепции РПЦ», в главе «Церковь и политика», мы находим обоснование и нравственные предпосылки, которыми должен руководствоваться христианин, желающий участвовать в политической деятельности: «V. 3. Ничто не препятствует участию православных мирян в деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, политических организаций. Мало того, такое участие, если оно совершается в согласии с вероучением Церкви, ее нравственными нормами и ее официальной позицией по общественным вопросам, является одной из форм миссии Церкви в обществе. Миряне могут и призваны, исполняя свой гражданский долг, участвовать в процессах, связанных с выборами властей всех уровней, и содействовать любым нравственно оправданным начинаниям государства».
То есть не только сходить проголосовать, но и пытаться идти путем политической карьеры христианину позволено, но при этом он должен хорошо понимать, что свою деятельность должен будет выстраивать «в согласии с вероучением Церкви, ее нравственными нормами». Но… возможно ли это? Вот тот главный вопрос, на который должен сам себе ответить христианин, стремящийся найти себя в этой сфере. Возможно ли, будучи политиком, оставаться при этом добросовестным христианином? Если возможно, то на любом ли уровне? Не получится ли так, что для достижения следующей карьерной ступени необходимо будет пойти в чем-то против совести и ты не сможешь противостать этому искушению, так как стремился встать на эту ступень все предыдущие годы? Все эти вопросы представляются весьма актуальными всякому человеку, хоть сколько-нибудь знакомому с миром современной политики.
Но, с другой стороны, в политике, как нигде, христиане очень нужны. Если прав был К. Эттли, говоривший, что «политика — это искусство принимать важные решения при недостаточной информации и нехватке времени», то кому, как не христианину, осваивать это искусство, сопрягая этот труд с молитвой Богу о даровании мудрости в принятии важных решений, касающихся многих? Да и само поприще быть «слугой народа», думается, по-настоящему «по зубам» лишь добросовестному человеку, который сумеет «сорвать» с его наименования столь позорно усвоившиеся ему ковычки и иронию. И таковых среди христиан больше.
Христианину, волей Божией поставленному на путь политической деятельности, хочется пожелать, прежде всего, не терять верного ориентира. А он может быть только один: власть дарована тебе на время и лишь для того, чтобы ты добросовестно и на пределе своих сил служил ближнему.
Нам нужно сильное государство, чтобы Православие было сильным
Как ни крути, но политику невозможно обойти стороной. Политика во многом решает судьбу нашей Родины, а значит, и судьбу близких нам людей, наших детей и потомков. Разве можем мы быть равнодушными к тому, что ожидает родных нам людей?
Обычно мы слышим, что политика – грязное дело. Но всё зависит от того, кто приступает к политике. В руках одних политика – система манипуляций над народом для достижения своих эгоистических целей. В руках других политика есть инструмент служения Богу и ближним. Тогда в первом случае политика развращает того, кто и так был развратен. А во втором случае политика лишает последнего свободного времени тех, кто и так о себе не думал.
Отрадно видеть, что в последние годы среди наших политиков стало больше порядочных, честных людей. В каком-то смысле политика способна стать особым жертвенным служением, когда к этому служению приступает искренний христианин. Он чувствует ответственность за то доверие, которое оказывает ему народ. А сам опыт минувшей четверти столетия показал, что верность Отечеству более оправданна, более способствует даже авторитету политика, нежели поддакивание и слепое следование за лидерами западных держав.
Не политика делает человека грязным, но человек делает грязной политику – своим двуличием, обманом, своекорыстием. Воцерковленный человек воцерковит и политику. Если вспомнить историю христианства, то именно святые политики кардинально влияли на присутствие христианства в государстве и обществе. И император Константин, и князь Владимир Великий были сильными, мудрыми политиками, их обращение ко Христу влекло за собой обращение ко Христу целых народов.
Ослабление христианского государства, как правило, влекло за собой оскудение христианской жизни. Так что игнорировать эту сторону нашей земной жизни никак нельзя. Нам нужно сильное государство, чтобы Православие было сильным.
Что касается выборов, то это, конечно, дело добровольное. Если кто-то не примет участия в выборах, то он не перестанет быть чадом Церкви. Но в каком-то смысле это огорчительно, ведь решается судьба нашей Родины. Сейчас наступает тот момент, когда надо поддержать укрепление России на международной арене, не сдать позиции, а, наоборот, закрепить успехи и продвинуться дальше. Важно, чтобы каждый из нас стоял в этом ряду, делая честно свое дело и поддерживая тех, кто идет впереди, а не прятался равнодушно и недоверчиво в стороне. Думаю, что сейчас исторически очень важный момент. Дай Бог всем нам не ошибиться в выборе.
Православие в политике – это прекрасно, но политика в Православии недопустима
Политическая жизнь – это неотъемлемая часть жизни государства, связанная с программой реализации тех или иных национальных идей, носителем которых в идеале является сам народ.
Сказать, что православный человек обязан участвовать в политической жизни, конечно, нельзя. Но православный человек живёт не в безвоздушном пространстве. Здесь, на земле, он сын своего Отечества, гражданин, и если он болеет душой за свою Родину, если хочет, чтобы наша держава в совокупности своей жизни становилась всё более «приятной Богу», то он, конечно, может участвовать и в политической жизни в той мере, в какой сам для себя считает это возможным и нужным, и в той степени, в какой это предусмотрено конституцией. Более того, можно сказать, что великие святые Руси, такие как Сергий Радонежский и Серафим Саровский (в определенные периоды устранявшиеся от общественной жизни для «великого сосредоточения»), в конечном итоге своей духовной близостью к Богу, несомненно, влияли на формирование национальной политики Руси больше, чем иные государственные и политические деятели самого высокого уровня.
Отдельно скажем о людях, которые интересуются политикой профессионально, как отдельной областью общественной жизни. Является ли эта область человеческой деятельности заведомо греховной, неприемлемой с точки зрения православной веры и нравственности? Конечно, нет! И в политику могут идти православные люди и даже именно с тем, чтобы быть, насколько возможно, исполнителями заповедей Христовых и участниками деятельного воплощения моральных и нравственных принципов, согласных с православной верой. Можно сказать так: Православие в политике – это прекрасно, но политика в Православии недопустима.
Что я имею в виду? Духовная жизнь имеет целью своей обретение Царства Небесного, и это важнейшее восхождение человека осуществляется не иначе, как в Церкви, которая есть «полнота Наполняющего всё во всём» (Еф.1: 23). В этом смысле к Церкви нельзя ничего прибавить, и нельзя ничего убавить от Неё. Прибавление возможно только за счет присоединения к Ней новых членов, а умаление (да и то только внешнее) за счет отпадения смертельно согрешающих. Можно сказать, что духовная, церковная жизнь первична по отношению к любой иной сфере человеческой деятельности. Это полнота, которая может изливаться, условно говоря, «во вне», то есть во все сферы человеческой жизни, согласные с Божиим Законом. Но сама полнота церковной жизни не нуждается ни в каких «дополнениях».
Если же возвращаться к политике, то само по себе это понятие очень широкое. Как минимум мы можем говорить о политике внешней и внутренней. То есть одно дело – защищать честь Отечества, как говорят сейчас, «на международной арене». И это прерогатива дипломатических работников всех уровней. Но есть и другая область – это политика внутренняя, со множеством институтов и направлений работы, главным образом социальной. Потому что своя политика существует и в сфере здравоохранения, и в сфере образования, и в сфере культуры… И вот возникает любопытный вопрос. А как вообще формируется государственная политика во всех областях общественной жизни? И ответ на всю его кажущуюся сложность окажется в основе своей простым. Эта политика формируется конкретными людьми. И если православные люди «гнушаются» политикой и уходят из этой сферы человеческой деятельности, никак не влияют на формирование повестки дня государственной жизни, то тогда не стоит нам и удивляться, что политика государства во всех областях жизни общества будет всё более удаляться от норм христианской морали и нравственности.
Если прямо отвечать на вопрос: чего не может дать политика? – то ответ очевиден: политика не может дать человеку полноту духовной жизни в согласии с Богом. То, что осуществляется в Церкви. Но выражением и воплощением этой жизни может служить организация нашей общей жизни на началах христианской духовности. И это то, к чему мы можем и должны стремиться.