Вероника Килина: "Хватит тянуть телегу – пора стать локомотивом". Металлургов пытаются поставить на нужные рельсы (03.11.2018)
Совет ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики провел 31 октября выездное заседание, посвященное сотрудничеству между машиностроителями и металлургами. Дискуссия прошла в Выксе Нижегородской области. Точки сопряжения представителям отраслей находить было нелегко. Председатель Совета ТПП Константин Бабкин призвал "не тянуть телегу в разные стороны" и указал на абсурдную ситуацию, когда металл российского производства на внутреннем рынке стоит дороже, чем на мировом. Подробности – в материале Накануне.RU.
Принимающая сторона представила участникам заседания возможность оценить модернизацию крупнейшего отечественного производства стальных сварных труб и железнодорожных колес – Выксунского металлургического завода (входит в группу "Объединенная металлургическая компания"). Гости ознакомились с новыми производствами "ВМЗ" – Стан-5000 и Литейно-прокатным комплексом. На этих линейках выпускаются трубы для газовой и нефтяной отрасли, изделия поставлялись и для нужд строительства Турецкого, Северного и Южного "потоков". Как отметил директор департамента по связям с общественностью ОМК Александр Кастравец, за последние 15 лет инвестиции в производство превысили 200 млрд руб. На очереди у компании – реализация еще двух больших инвестиционных проектов."Задача, которую решила наша компания и другие трубные компании – это решение на 99,99% проблемы, связанной с импортозамещением, которое является важнейшим показателем эффективности той или иной отрасли. Когда появляются новые технологии, когда мы создаем продукцию, которая на равных конкурирует с ведущими мировыми производителями, мы решаем самую главную задачу, которая возложена на реальный сектор экономики. Средства, в первую очередь, должны быть направлены, как у нас, на дальнейшую модернизацию производства и строительство новых производств", – сказал он.
Как выяснилось впоследствии, усилия металлургической отрасли в целом недостаточны для динамичного развития отечественной экономики в целом, по крайней мере, так считают в ТПП.
В регионе, на территории которого заседал Совет, есть большой потенциал для развития промышленности, отметил вице-президент ТПП РФ Дмитрий Курочкин. Он рассказал о совместных проектах, реализуемых в Нижегородской области – речь идет о ЗАО "Дробмаш", ООО "Гранком", ЗАО "Реал-Инвест", ООО "Автозавод ГАЗ", и призвал к дальнейшей активизации сотрудничества металлургов и промышленников.
Заинтересованность в создании эффективного диалога между отраслями выразил и первый замминистра промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области Игорь Созонов. "Если мы в год производим продукции на 1 трлн 240 млрд руб., то порядка 20% от этого – это продукция металлургии, если прибавить 60% промышленности, которая является металлопотребляющей, то это является для нас крайне важной темой", – сказал он в ходе заседания.
При этом указал на необходимость создания предсказуемых условий для большей эффективности региональных инвестиционных проектов. Чиновник подчеркнул, что "постоянно наши промышленники и машиностроители находятся в напряжении". "Ни прогнозы, которые мы тщательно анализируем, ни одна формула цены на металл не предусматривает всех факторов, и мы каждый год начинаем удивляться – и по осени, и по весне – тем скачкам цен, что происходят. Ни инвестиционные проекты, ни долгосрочные контракты не могут быть реализованы, если мы не имеем долговременную политику по ценам и предсказуемость по реализации нашей продукции в последующие годы, хотя бы на три-пять лет", – прокомментировал Созонов.
Глава Совета ТПП РФ Константин Бабкин в ходе выступления на заседании подчеркнул, что машиностроители и металлурги взаимно заинтересованы в укреплении сотрудничества, при этом важно, по его мнению, чтобы обе отрасли "работали в одной упряжке" и "не только развивали свою координацию, но и схожие посылы направляли правительству".
Пока же, по его мнению, ситуация выглядит таким образом, что металлурги и машиностроители "тянут телегу в разные стороны".
Он отметил, что металлургия сегодня является наиболее рентабельной среди всех обрабатывающих отраслей промышленности – средний уровень рентабельности составляет 21%. Отрасль также значительно (раза в три) опережает остальные по уровню зарплат на предприятиях. Бабкин напомнил, что металлурги всегда пользуются вниманием со стороны правительства, несмотря на сверхприбыльность (на что указывал и помощник президента РФ Андрей Белоусов), и получают приоритетную поддержку. В кризисный период поддержка одной металлургической компании была сравнима с поддержкой всей отрасли сельского хозяйства России.
Тем не менее, являясь одной из наиболее инвестиционно привлекательных и прибыльных отраслей, металлургия все же пока не смогла стать локомотивом экономики, констатировал известный промышленник.
Этому, на его взгляд, препятствуют те посылы, которые проводятся металлургической отраслью – ориентация на экспорт без учета интересов внутреннего рынка, что подрывает конкурентоспособность отечественного машиностроения, высокая ресурсоемкость, низкая экологичность, износ основных фондов на 60-70%, устаревшие технологии, сильная централизация капитала, низкая инвестиционная активность отрасли. Потребители металлопродукции жалуются на низкое качество и незначительный ассортимент продукции, высокую цену металла.
"Если мы не исправим эту ситуацию и не повернем ее наоборот, не сделаем так, чтобы металл российского производства на внутреннем рынке стоил дешевле, чем на мировом, то мы не добьемся развития ни машиностроения, ни в целом экономики нашей страны", – выразил мнение Бабкин.
Глава Совета ТПП РФ подчеркнул, что в случае, если ситуация с ценой на металл на внутреннем рынке не будет исправлена, под вопрос может быть поставлено и исполнение стратегии развития специализированного машиностроения. "Мы должны удвоить объемы производства к 2030 году, увеличить долю рынка в 1,5 раза, увеличить в восемь раз экспорт по сравнению с 2017 годом. Реализация этих прогнозов зависит как от работы предприятий, действий кабмина, так и от кооперации между металлургами и машиностроителями", – сказал он.
А председатель совета директоров АО "Галичский автокрановый завод" Олег Зеленский подчеркнул, что наращивание ассортимента и повышение качества продукции – это резерв для развития отечественной металлургии, если усилия машиностроителей и металлургов будут объединены. Он хорошо проиллюстрировал претензии первых ко вторым, отметив, что низкое качество металла и другие проблемы российской стали "налицо", поэтому на предприятии используется небольшая доля высокопрочной продукции российских предприятий.
Для сравнения – компания в 2017 году закупила высокопрочной стали производства "Северстали" на 14 млн руб., а аналогичных видов продукции зарубежных компаний в совокупности на 310 млн руб.
В продолжение дискуссии Бабкин нацелил собравшихся на выработку единой понятной политики, направленной на развитие металлурго-машиностроительного комплекса.
"Мы должны не тянуть телегу в разные стороны, а должны объединить наши усилия", – предложил промышленник. Свою роль здесь может сыграть постановление №719, которое, по его словам, способно дать мощный стимул развития российской машиностроительной отрасли и принести ожидаемое увеличение спроса на металлургическую продукцию со стороны предприятий специализированного машиностроения.
Также он предложил увеличить экспортные пошлины на металл. "Мы предлагаем не ограбить металлургов, а предлагаем стимулировать инвестировать в Россию, тем самым увеличить рентабельность доходов металлургии", – пояснил Бабкин. Глава Совета ТПП РФ призвал металлургов активнее влиять на кабмин, озвучивая свои предложения по улучшению денежно-кредитной, налоговой и экономической политики, поскольку совместная работа в одном направлении "могла бы выстроить долгосрочные условия, нацеленные на движение вперед всей экономики".
В ОМК, на площадке которой прошло выездное заседание ТПП, не смогли глобально, за всю отрасль, ответить на предложения, но выразили готовность, что называется, "разделить горе по пунктам". Представитель ОМК в комментарии Накануне.RU заявил, что найти общие точки взаимодействия можно путем адресных переговоров. "Когда садится за стол завод X с заводом Y, то они, как правило, договариваются. Машиностроитель может сказать, что ему необходимо в течение ближайших двух лет освоить такие-то виды продукции, что сегодня он закупает за рубежом, но хотел бы перейти на продукцию, которая производится отечественными предприятиями. В дальнейшем начнется взаимодействие. Если такие мощные и сложные структуры, как "Газпром" и РЖД, смогли выстроить эффективные долгосрочные взаимоотношения с производителями продукции, то почему это не по силам достаточно некрупным машиностроительным предприятиям? Конечно, по силам. Нужно поставить такую задачу", – считает Кастравец.
По итогам выездного заседания стороны отметили, что предстоит провести большую работу, чтобы сотрудничество между металлургами и машиностроителями вышло на новый уровень. Первым шагом стало принятие подробной резолюции с указанием мер и предложений, позволяющих этот потенциал развить.
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Вероника Килина
Источник: https://www.nakanune.ru/articles/114529/