Александр Хроленко: И в это опасное время появляется Виктория Нуланд – с печеньем... (19.02.2015)
По сообщениям СМИ, на 20 февраля армянская оппозиция наметила акцию протеста. В Ереване может быть проведена разведка местности перед началом массовых выступлений. Температура в республике повышается, опасность внутриполитического обострения реальна. Тем более что технологии цветных революций страдают однообразием.
Трагедия в Гюмри привлекла внимание общественности к деятельности сектантов, одним из которых является обвиняемый в убийстве семи человек военнослужащий 102-ой российской базы. При этом активисты прозападных НПО постарались перевести стрелки и максимально использовать возмущение людей для дискредитации партнерства Армении и России.
Все это — простор для деятельности госдепартамента США, тактика которого позволяет, разогревая замороженные конфликты, извлекать геополитические выгоды.
Резкие политические заявления и движения НАТО в Восточной Европе, экономические санкции, информационные атаки на Кремль свидетельствуют: на Украине открыт западный фронт против России. Повышается вероятность военно-политического давления на Южном Кавказе, который, судя по фактам, США рассматривают как плацдарм для очередного витка эскалации, или южный фронт.
Идеалы и интересы
На Южном Кавказе помощник госсекретаря США по вопросам Европы и Евразии (похоже, в США не догадываются, что Европа — часть материка Евразия) Виктория Нуланд обсуждала направления стратегического партнерства, двусторонние отношения, инвестиции, энергетическую диверсификацию, борьбу с террором, развитие демократии, урегулирование армяно-азербайджанских отношений. При этом встречалась и с официальными лицами, и с руководителями НПО.
О многом говорят основные направления деятельности Виктории Нуланд: расширение НАТО, западные коалиционные силы в Афганистане, борьба с антиамериканизмом по всему миру, сирийская проблематика. Она преподавала в Национальном военном колледже США, награждена медалью американского министерства обороны, специалист по постсоветскому пространству, владеет русским и французским языками. Особую славу дипломату Виктории Нуланд принесло непосредственное участие в украинском майдане, где она кормила печеньем оппозицию, а позднее в беседе с послом США на Украине Джеффри Пайеттом нецензурно-ярко подчеркнула доминирующую роль США над Евросоюзом. Супруг — Роберт Коган — распространяет американизм как всемирную идеологию, и в годы президентства Джорджа Буша-младшего активно формировал американскую внешнеполитическую доктрину. Здесь уместно вспомнить, что конечной целью США остается не всемирная идеология, а глобальное доминирование.
То есть получается, что Виктория Нуланд — скорее ястреб, чем голубка мира.
Баланс между центрами силы
Азербайджан, Армения, Грузия — государства разные настолько, что о каждом можно рассказывать бесконечно. Однако есть нечто общее и очень важное в их постсоветской судьбе. Закавказье десятилетиями пытается балансировать между разными центрами силы.
В 1992 году все три государства вступили в Совет североатлантического сотрудничества (позднее переименованный в Совет евроатлантического партнерства). Затем все подключились к программе "Партнерство ради мира" и в дальнейшем участвовали в натовских операциях за рубежом (Афганистан, Ирак и прочее). Все тесно взаимодействовали с Североатлантическим альянсом, строили оперативно совместимые вооруженные силы и командные структуры, переводили военное планирование на стандарты НАТО, развивали на своей территории центры влияния НАТО, имели индивидуальные планы работы с альянсом, регулярно участвовали в совместных военных учениях, корректировали военную доктрину. Они на определенных условиях получали экономическую помощь США и Евросоюза, культивировали зарубежные НПО и прочие гражданские инициативы, втягивались в военно-техническое сотрудничество со странами Запада.
Очевидны единый алгоритм и конечная цель Запада — увести государства Южного Кавказа с орбиты притяжения России. В ходе стратегической экспансии на Южном Кавказе страны Запада проводят огромную работу по вовлечению Азербайджана, Армении, Грузии в сферу своего влияния. При этом используются различные инструменты и подходы, жесткая и мягкая сила, ресурсы многих стран и миллиарды долларов. Одновременно Азербайджан, Армения и Грузия заинтересованы во взаимовыгодном сотрудничестве с Россией. Но реализуется это в разной степени. К примеру, Армения состоит в ОДКБ и ЕАЭС, а Грузия фактически имеет статус внеблокового члена НАТО.
В кризисных ситуациях поле для маневра значительно сокращается. Печальные примеры нарушения государствами геополитического баланса между разными центрами силы — Грузия августа 2008 года и Украина 2014 года. Очевидно, имеются принципиальные точки несовместимости, в которых для народов и действующих национальных лидеров наступает время выбора. И в это опасное время появляется Виктория Нуланд – с печеньем.
Александр Хроленко, обозреватель МИА "Россия сегодня"
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Александр Хроленко
Источник: http://www.newsazerbaijan.ru