Алексей Черников: Индия – Китай: возможна ли широкомасштабная война? (23.06.2020)
https://t.me/dirtytatarstan/9374,
https://t.me/tolk_tolk/5486,
https://t.me/speciallassi/583,
https://t.me/vatfor/6031,
https://t.me/speciallassi/586,
https://t.me/RegnumMoscow/29834)
Очередное обострение индо-китайских отношений произошло в результате пограничного конфликта в провинции Ладакх. История отношений двух стран изобилует конфликтами. В 1954 г. Пекин официально обвинил индийские войска в проникновении на территорию Китая, а с 1955 г. начались периодические пограничные стычки двух государств. В 1962 и 1967 гг. эти конфликты привели к двум небольшим войнам между государствами. После войны 1962 г. к КНР отошёл регион Аксайчин. КНР, находясь во враждебных отношениях с Индией, поддерживал враждебный ей Пакистан. Дело несколько раз едва не дошло до войны уже в нынешнем веке. В годы Холодной войны сложилась парадоксальная с точки зрения коммунистической идеологии, но логичная с точки зрения геополитики ситуация: коммунистический Китай поддерживал феодально-автократический Пакистан, а коммунистический СССР поддерживал буржуазно-демократическую Индию. С развалом СССР и снижением роли РФ на международной арене, Индия постепенно начинает сближение с США, в которых видит естественного союзника против КНР. С началом XXI в. Россия отчасти возвращает свои утраченные позиции. Союзником Москвы в деле борьбы с американской гегемонией становится Пекин, что, естественно, не придало динамизма российско-индийским отношениям.
Может ли дело привести к большой войне между двумя странами? Китай активно вооружает главного врага Индии – Пакистан, у которого тоже есть территориальные претензии к последней. Индия, в свою очередь активно сотрудничает с Вьетнамом, Японией, и США. Все три страны открыто говорят о «китайской угрозе». Нельзя исключать, того, что пограничный конфликт приведёт к более масштабной войне, как говорят некоторые эксперты – привело же убийство Франца-Фердинанда к Первой мировой.
Но надо учитывать, что тогда Великобритания, захватившая полмира, опасалась его передела со стороны Германии. Первая Мировая, как и Вторая, решала главную задачу англо-саксонской части западной цивилизации – спустить пассионарную энергию немцев, сделать их безопасными для себя. Выстрел в Сараево создал только удобный повод для начала войны, к которой давно готовились.
Более вероятен другой сценарий. Страны поиграют мускулами, сделают ряд грозных заявлений и на этом постараются локализовать конфликт. Широкомасштабная война не нужна ни Китаю, ни Индии. РФ должна приложить все усилия к недопущению войны. В случае войны Москва будет поставлена перед необходимостью выбора между двумя потенциальными союзниками – Индией и Китаем. Любое решение будет тактически и стратегически проигрышным.
Для прогноза возможного сценария стоит посмотреть на отношения Пекина и Дели с цивилизационной точки зрения. Речь идёт о двух старейших культурно-исторических типах. Надо ответить на вопрос: в чём состоят главные исторические задачи этих цивилизаций с точки зрения территориальной экспансии? Есть ли нерешённые проблемы? Насколько мы видим, если такие проблемы и есть, то они носят остаточный характер, наподобие проблемы России и Японии с Курилами. Скорее всего, стороны это осознают и готовы не переходить опасную черту. Объективных причин для широкомасштабной войны нет. Есть только один заинтересант в этой войне – западная цивилизация во главе с США, геополитический интерес которых состоит в том, чтобы в мире вообще не было самобытных государств, тем более в таких громадный размерах как Индия, Китай и Россия. Понимание этого фактора должно стать основой дипломатии России и формирования общественного мнения гражданских обществ у себя и в этих странах в целях недопущения войны между Китаем и Индией. Вот настоящее поприще деятельности для Россотрудничества, которое наконец-то после ожидаемой смены руководителя должно оправдать своё название и перестать быть «росвредительством».
Подписывайтесь на наш Telegram-канал "Россия не Европа"
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
сотрудник Курского филиала Института русско-славянских Исследований им. Н.Я.Данилевского, кандидат исторических наук