Владимир Шакулов: Интервью с Председателем Государственного Совета Республики Крым В.А. Константиновым (25.12.2014)

КОНЕЦ ГОДА – САМОЕ ВРЕМЯ ПОДВОДИТЬ ИТОГИ. ТЕМ БОЛЕЕ ТАКОГО ГОДА, КАКИМ БЫЛ УХОДЯЩИЙ 2014-Й, ОЗНАМЕНОВАННЫЙ ВОЗВРАЩЕНИЕМ КРЫМА В СОСТАВ РФ. В КАНУН НОВОГОДНИХ ПРАЗДНИКОВ НАШ СПЕЦИАЛЬНЫЙ КОРРЕСПОНДЕНТ ВЛАДИМИР ШАКУЛОВ ВСТРЕТИЛСЯ С ОДНИМ ИЗ ИНИЦИАТОРОВ «КРЫМСКОЙ ВЕСНЫ», ПРЕДСЕДАТЕЛЕМ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ ВЛАДИМИРОМ КОНСТАНТИНОВЫМ.
 

Корр.: Владимир Андреевич, формирование высшего законодательного органа Республики Крым, состоявшееся после выборов в сентябре, – событие по значимости, наверное, сопоставимое со знаменитым референдумом 16 марта, вернувшим Крым в состав РФ. В жизни Крыма началась новая историческая эпоха. Как бы Вы оценили первые месяцы работы Государственного совета?

В. Константинов: Работа идёт очень созидательно и конструктивно. И, самое главное – очень интенсивно. Принимается большое количество законов и постановлений – депутаты погрузились с головой в эту работу. В ней нет места ПУСТЫМ РАЗГОВОРАМ, как это было раньше на Украине, все занимаются серьезным делом на благо жителей полуострова. Не успеваем рассмотреть одну повестку, приходит новая и т.д. В один из дней мы рассмотрели 57 вопросов, на Совете министров в этот же день было 47 вопросов. Так что жизнь у нас бурлит.

Корр.: Основной задачей для работы новоизбранного парламента республики Вы назвали выполнение тех обещаний, которые были даны крымчанам во время предвыборной кампании. Как идёт эта работа? Какие первоочередные законы необходимо принять новому составу Госсовета?
 
В. Константинов: Мы назвали это народной программой. Например, только что прошло рабочее совещание по рассмотрению проблем дошкольного воспитания, на повестке дня вопросы по здравоохранению. Много разных аспектов работы социальной направленности.

Корр.: Всегда один из важнейших вопросов для законодательного органа власти – это вопрос бюджета. Что с бюджетом Крыма на следующий год?

В. Константинов: Бюджет тот, который утвердили в первом чтении. Он, конечно, даёт ответы на все вопросы, которые есть сегодня в нашей республике. Это бюджет, безусловно, эффективный, это бюджет наступления, развития – можно какие угодно термины к нему применять. По сравнению с украинским бюджетом в 6 млрд. в гривнах, который мы принимали раньше (в рублях было бы 18 млрд.), он увеличен в три раза – до 62 млрд. рублей. Конечно тут у депутатов не возникло вопросов. Проблема в другом – как эффективно использовать эти средства.

Корр.: Значимость поставленных задач и объем работы в переходный период интеграции Крыма в РФ беспрецедентны. Изменения коснутся каждого города, каждого села на полуострове. Какова роль в этих процессах Государственного совета? Как будет работать вновь созданная Комиссия по вопросам интеграции Республики Крым и Севастополя в правовую систему РФ, которую Вы возглавили? Какие главные проблемы переходного периода Вы бы выделили?
 
В. Константинов: В первую очередь мы строим законодательное поле уже нового, российского Крыма. Это важный момент. Второе – мы ведём постоянный диалог с нашими избирателями и точно ориентируемся в том, что происходит на полуострове, как они ощущают этот переходный период. По тем настроениям, которые мы имеем на эту минуту – в целом ситуация позитивная, у людей хорошее настроение, зарплаты повысились, оптимизма у всех много. Проекты реализуются, экономика начала расти. Регион стал приоритетом для РФ – это очевидно.

Но есть и проблемы, которые нам надо самим решать, например, ПЕРЕВОДИТЬ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ НА СИСТЕМУ СТРАХОВАНИЯ. Мы утвердили уже, что 6 млрд. рублей из республиканского бюджета пойдёт в фонд медицинского страхования. 16 млрд. дополнительно придёт из центрального бюджета. Это новое для нашей республики. Здравоохранение поднимется на качественно новый уровень. Но для того, чтобы изменились люди, изменилось обслуживание нужно проделать большую работу. Здесь одними призывами или контролем не взять. Нужен большой организационный потенциал.

Очень большую работу нужно провести в реальном секторе экономики. Например, по поднятию средней заработной платы ДО УРОВНЯ БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЫ. Сегодня внутри полуострова реальный промышленный сектор имеет заработную плату 8-9 тысяч рублей. А в бюджетной сфере порядка 25-35 тысяч рублей. Разрыв колоссальный.

Далее, транспортная проблема. Без решения проблемы Керченской переправы полноценное развитие полуострова невозможно. Лишь с окончанием строительства моста, когда мы из острова, которым мы сегодня де-факто являемся, превратимся в полуостров, только уже связанный с Краснодарским краем, в реальности завершится переходный период для Крыма.

Корр.: Это где-то 2018-19 годы?

В. Константинов: Президент страны поставил задачу: 2018 год должен стать годом окончания строительства.

Корр.: Такие вопросы как газ, электроэнергия, вода, я знаю, также в поле зрения депутатского корпуса?

В. Константинов: ПРОБЛЕМА С ВОДОЙ У НАС ОСОБЕННО ЧУВСТВУЕТСЯ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ. Питьевой воды у нас не недостаточно. Нам надо провести ещё большой объём работ, но должны идти по пути независимой воды. Мы для себя это определили. Если и пустят эту воду по Северо-Крымскому каналу, перекрытому Украиной после референдума 16 марта, то какой она будет цены? Для нас очевидно, что от этой публики из Киева ждать ничего хорошего не приходится. Нужно ли нам тратить такой колоссальный объём денег на её покупку, когда можно провести соответствующие меры по экономии воды, по разработке новых месторождений воды, по восстановлению водных запасов и т.д? В современном мире полно новых технологий, которые надо использовать.

Корр.: С газом проще?

В. Константинов: С газом – да. У нас свой нулевой баланс. Мы его достаточно добываем. Мы уже с марта на своём газе.

Корр.: А проблема электроэнергии?

В. Константинов: У нас своей генерации электроэнергии недостаточно. И недавние отключения Украиной поступления на полуостров электроэнергии я иначе, как диверсией, назвать не могу. Поэтому надо здесь также двигаться к 100% независимости от Украины уже и в генерации энергии.

Корр.: Владимир Андреевич, а вообще какие-то экономические взаимоотношения с Украиной остались? Может быть ручейки какие-то?

В. Константинов: Буквально ручейки, связанные с личностными отношениями. Политика антироссийская сегодня на Украине и антикрымская. Она совершенно не реалистичная, оторванная от жизни. Я вообще сомневаюсь, что у них вообще есть какая-то реалистическая политика в стране. Поэтому мы ни на что не надеемся. С людьми, с обычными украинцами у нас нормальные отношения, и большинство предприятий, собственниками которых являются украинцы, продолжают работать в республике, и никаких планов по сворачиванию их деятельности нет. Они адаптируются к российскому законодательству, регистрируются здесь. Пожалуйста, работайте, нет вопросов.

Корр.: Работа по беженцам с Украины какая-то продолжается?

В. Константинов: Да, но, в основном, мы переправляем беженцев на материковую Россию. Крым не определён как регион, который уполномочен принимать беженцев, потому что мы сами дотационные. Тем не менее, мы оказываем экстренную помощь беженцам, работаем со смешанными семьями, у которых, как говорится, одна нога здесь, другая там. Работа эта не прекращается. Наплыв беженцев в таком большом объёме прекратился, но сейчас много переселенцев – тех людей, у которых есть деньги сюда переехать, они покупают здесь недвижимость. Даже из Одессы и Киева приезжают.

Корр.: Единство власти, так же, как и консолидация власти и общества – важные завоевания «крымской весны». Но эти достижения необходимо сберечь…

В. Константинов: Такое явление в политике бывает нечасто. У нас этот феномен образовался во время «крымской весны». Сущность его состояла в том, что родоначальником этого феномена является Государственный совет Крыма, а тогда это был Верховный совет Крыма. Мы в процессе своей работы, в последние 4 года, АКТИВИЗИРОВАЛИ контакты с нашими избирателями, ПРОВОДИМ встречи и открытые площадки. Это нам дало незаменимую форму ощущения ритма крымской жизни. Мы точно понимаем, как и чем живёт Крым. Ведь как часто бывает у политиков – то, что говорят и думают люди, они не знают, и эта оторванность приводит к тому, что политики принимают неверные решения, начинают лоббировать интересы каких-то отдельных групп. Это неправильно. Мы пошли в Россию, потому что люди требовали это. Так и сейчас – интересы крымчан для нас – самое главное.

Корр.: Владимир Андреевич, давайте поговорим о Новороссии и об Украине. Всё ведь происходит совсем недалеко, в нескольких десятках километров от границы нашей. Вы не раз выступали с заявлениями с острой критикой киевской хунты, в поддержку Новороссии. Ваша оценка происходящего сейчас и Ваш взгляд на перспективу развития ситуации?

В. Константинов: Мы оценки уже давали некоторое время назад, они у нас не поменялась. К сожалению, всё идёт по тому сценарию, который мы и определили. В чём проблема киевской власти? В том, что в нее пришли люди под давлением нацистских группировок, не склонные договариваться, радикалы. Они понимают только язык силы. И это, конечно, трагедия Украины. С другой стороны, отсюда легко всё прогнозировать, понятно, как они будут действовать. Когда проходил референдум в Шотландии, почему-то в Лондоне были демонстрации с плакатами «Англия любит Шотландию, не уходите от нас, мы вас любим!». Мы что-то таких плакатов и демонстраций в Киеве не видели. В наш адрес только сыпались угрозы, что к нам пришлют «Правый сектор», что «мы вас посадим, мы вас убьём, мы вас расстреляем, мы Крым ликвидируем как республику, мы крымчан украинизируем» и т.д. Вот что мы слышали в ответ. То же самое происходит с Новороссией. Произошёл региональный конфликт. Что просили жители этих русскоязычных областей? Они ведь тогда не просили государства своего, вообще ничего особенного не просили. Они испугались фашистов, испугались украинского национализма. И в Киеве сделали все, чтобы этот испуг у людей только усилился. Вспомните сожжения на майские праздники в Одессе. У Порошенко был исторический шанс приехать туда и остановить кровопролитие, вернуть всё на круги своя. Это был бы очень политический мудрый ход. Отведите войска из зоны области, проведите там референдум в соответствии с законами – не меняя статуса Украины как государства, хотите полномочия – дадим вам полномочия. Хотите свою армию – армию дадим. А теперь вообще территорию Донбасса потеряли. Я абсолютно убеждён, что возможен был нормальный диалог между Украиной и Новороссией, они бы договорились. А вот с Крымом Киев уже бы не договорился никогда. Сейчас Киеву нужно идти мириться, понятно, что уже не победишь. Нужно уметь признавать свои ошибки, Нужно забыть про стрельбу, взять Россию в арбитры и идти мириться.

Корр.: Но «внешнее управление», те кто стоит за эскалацией конфликта за спиной киевской хунты, не позволит этого сделать, мне кажется.

В. Константинов: Правильно. Вы совершенно справедливо это сказали. Там налицо внешнее управление, и оно не позволит нормально стране жить. Посмотрите, что происходит с Одессой или Харьковом. Города русскоязычные, русскомыслящие, руссконаправленные – они сейчас запуганы националистическими группировками. Их не так много, на один город тысяча человек боевиков, но этого уже достаточно.

Корр.: Владимир Андреевич, давайте вернёмся к крымским делам. Вы инициировали создание комиссии по противодействию коррупции. Какая работа ведётся в этом направлении?

В. Константинов: Мы комиссию только создали, ещё и не прошло месяца как мы её утвердили. Мы хотели направить свою деятельность, отталкиваясь от мнения избирателя. Мы не хотим дублировать правоохранительные органы и исполнительную власть, мы хотели пойти от избирателей. Людей волнует то, что их конкретно касается. Вот на этом мы и хотим сконцентрироваться. Чтобы у людей не было ощущения, как было при предыдущей власти, когда объём коррупции стал таковой, что вообще государственные услуги люди перестали получать без взяток. И крымчане, что самое удивительное, терпеливо это выносили. Мы хотим сейчас полностью вычистить эту ситуацию, чтобы люди вообще забыли, что такое коррупция.

Корр.: Очень важно, чтобы народные избранники не были оторваны от народа. И знали в деталях, что на местах происходит. В этом плане мне интересен вот этот опыт Крымского парламента – выездные сессии на местах.

В. Константинов: Да, эту форму мы используем уже четыре года – форму прямого диалога с нашими избирателями. И на самом деле это очень важнаЯ форма работы, «беспролётная» для политика, для людей, которые занимаются реальной политикой. ЭТО даЕт вам ощущение пульса жизни, и вы никогда не будете плавать в тёплой ванне, которую вам всегда пытаются создать окружающие. закон бюрократии – создать атмосферу оторванности от мира. Задача руководителя – иметь прямой доступ к информации, для того чтобы точно осознавать, что происходит. Для себя мы избрали такую форму как Дни государственных советов в регионе, в которые мы занимаемся всем спектром крымской жизни. Это социальные объекты (школы, детские сады, предприятия, объекты коммунальной сферы), это встречи с избирателями. И когда ты это всё прошёл, всё посетил, всё посмотрел, пообщался с одними людьми, с другими, с третьими…ты начинаешь реально оценивать ситуацию. У нас 14-15 встреч в день, нам необходим прямой диалог. Потом ты снова приезжаешь в этот же регион, сравниваешь, что было два месяца назад и что сейчас, понимаешь, что это работает, это сдвинулось, а здесь вообще ничего не делается и т.д. Это очень здорово.

Корр.: С исполнительной властью всегда абсолютно полное взаимопонимание? Так же не бывает…

В. Константинов: Конечно, не бывает. Механизм власти – штука сложная. Но мы с Главой Крыма Сергеем Аксёновым, пройдя плечом к плечу «крымскую весну» и референдум, пройдя час истины и испытания, которые нам судьба предопределила, остаемся хорошими товарищами и партнерами. Мы много в жизни переоценили и пришли во власть совершенно с конкретными задачами. Нам нельзя утонуть в противоречиях. Вот представьте себе сегодня конфликт Аксёнова и Константинова. Народ бы сказал: «Ну вот, и у вас началось!». Нельзя этого допустить.

У нас с Сергеем действительно хорошие отношения. Мы друг друга дополняем. Я его старше по возрасту и в определённых сферах имею больше опыта. Он молодой, энергичный, перспективный руководитель. Вот эти два сочетания всегда хорошо будут работать в Крыму. И мы постараемся это сохранить.
 


/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
25.12.2014

Шакулов Владимир






Обсуждение статьи



Ваше имя:
Ваша почта:
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

Вверх
Полная версия сайта
Мобильная версия сайта