Павел Кухмиров: Ирландия: религия как контркультура в христианской стране (ЕС: Ирландия) (28.07.2019)
В современной Европе, некогда бывшей оплотом христианского мира и той территорией, с которой он, по сути, начался в современном виде и масштабе, религия ныне, переживает не лучшие времена. Не напрасно столь многие считают очень красноречивым символом сгоревший Нотр-Дам.
Однако процесс вытеснения религии из жизни в разных европейских странах протекал и протекает по-разному. И если, к примеру, Польша до сих пор остаётся в целом христианской страной, то о странах Скандинавии сказать такое сейчас можно только очень условно. А каким образом обстоят дела в этой сфере в одной из самых религиозных стран Европы — в католической Ирландии? Насколько далеко зашёл процесс её дехристианизации по сравнению с соседней Англией? Как меняется картина духовной жизни «изумрудного острова»?Всё начинается со школы
На недавней конференции Ирландской ассоциации по культуре, экономике и социальному развитию «Вера в будущее: религия и изменение идентичности» профессор Энн Лодж, возглавляющая Центр ирландской церкви при Городском университете Дублина, заявила, что религиозные школы, бывшие основой образования в стране на протяжении веков, больше не соответствуют требованиям времени. По её словам, они «не способствуют независимому мышлению и, как и иные структуры той же направленности, не вполне способны к реальному диалогу с современным обществом».
В своём мнении она не одинока. По мнению многих сторонников современного вектора европейского культурного развития, нынешняя школьная система страны, которая была сформирована в «досветской» Ирландии, больше не подходит для этой цели. Требования «окончательного реформирования» этих школ звучат в ирландском обществе всё громче. Хотя ещё не так давно такое было даже трудно себе представить.
Насколько сильно изменилось общество «изумрудного острова» можно судить хотя бы по тому, что ещё каких-то несколько десятилетий назад в Ирландии считалось, что все ирландцы по умолчанию католики, а всех прочих автоматически причисляли к протестантам, даже если речь шла о евреях. Некую комичность данной ситуации вскользь подмечал ещё ирландский классик Джеймс Джойс в «Улиссе», где как раз такой еврей был главным героем.
Одним из основных сторонников идеи секуляризации религиозных школ является бывший министр образования республики Джен О'Салливан, протестантка по вероисповеданию, по мнению которой религия только разделяет общество. По её словам, плоды такого разделения она испытала на себе лично. Она нередко рассказывала о том, каково это — расти протестантом в ещё недавней Ирландской республике, в красках описывая жизнь в маленькой деревне с протестантской церковью на одном конце и католической церковью на другом. По воскресеньям она шла в одном направлении, а ее соседи-католики в противоположном. Это сформировало у неё стойкое, сохранившееся на всю жизнь неприятие досекулярной идеи о том, что быть ирландцем — значит быть католиком.
Впрочем, пока что, чисто статистически это всё ещё так. Но с каждым годом ситуация медленно меняется. Причём, не только количественно, но и качественно.
Дорога к храму
Фактическая принадлежность к духовной общине во всех традиционных христианских деноминациях определяется уровнем посещения населением воскресных служб в церкви. Массовость такой посещаемости в Ирландии снизилась с 91% приходящих на службу еженедельно в 1972 году, до 36% посещающих её ежемесячно в 2017 году. Те же исследования констатировали, что нынешние ирландцы, как правило, ставят слишком многие вещи выше религии при определении своей идентичности. Разумеется, по сравнению с остальной Европой ирландцы все еще гораздо более религиозны, и такие показатели, как в Ирландии, уже кажутся чем-то фантастическим во многих других странах Евросоюза.
Более того, авторитет церкви, как таковой, в Ирландии сохранился куда больше, чем во многих других местах континента. Большинство даже не практикующих ирландских христиан считают, что церковь играет важную и позитивную роль в жизни общества (к примеру, в оказании помощи бедным и нуждающимся). Поэтому, несмотря на десятилетия скандалов, добро, которое делают церкви людям, все еще признается в Ирландии в полной мере.
Но тем не менее основных тенденций это не меняет. В нынешней Ирландии, как и во всей Европе, львиная доля населения практикующими христианами не является. А те ирландские католики, которые живут с соблюдением всех религиозных норм, бывших в порядке вещей для их предков всего лишь одно поколение назад, в современной обстановке ведут, скорее, контркультурный образ жизни — противоположный линии поведения основной массы общества.
На этом фоне изменения в ирландском религиозном ландшафте всё более очевидно включают в себя растущее и весьма активное мусульманское меньшинство. Оно не столь радикально, как аналогичные группы населения из других стран, так как состоит, в основном, из переехавших в Ирландию представителей бывших британских колоний в Азии, таких, как Пакистан и Бангладеш, где традиционные формы ислама не носят особо агрессивного характера (о недавно привнесённых в данные регионы ваххабитских веяниях речь не идёт — это отдельный вопрос).
Впрочем, такое соседство некоторые христианские эксперты считают даже позитивным. К примеру, преподобный Найлл Колл из колледжа Святой Марии в Белфасте задаётся вопросом: может ли тот факт, что мусульмане без колебаний заявляют о реальности Бога, спровоцировать христиан конструктивным образом вернуться к своим собственным традициям?
Могут ли, при этом, сами мусульмане сохранить ту сильную религиозную идентичность, которая им свойственна, перед лицом того «универсального растворителя» индивидуализма, который сейчас является доминирующей западной идеологией — тоже большой вопрос.
Тем не менее, пока что за их счёт религиозный ландшафт «изумрудного острова» может весьма существенно измениться.
Вторые после католиков
По данным новейшей статистики, ислам является самой быстроразвивающейся религией в Ирландии. Еще менее трёх десятилетий назад, в 1991 году, в стране было всего 0,1% мусульман. Но уже к 2011 году таких оказалось около 50 тысяч, что составило 1,1% от всего населения Ирландии. А это одиннадцатикратный рост. Хотя цифры говорят, что наплыв мусульман в страну несколько снизился, к 2020 году прогнозируется, что в Ирландии будет проживать уже 100 тысяч мусульман. Это может произойти благодаря высокой рождаемости среди них.
Одновременно с этим в Ирландии официально уменьшается количество католиков. С 91,6% в 1991 году оно опустилось до 84%, согласно последним исследованиям.
Что самое интересное, второй самой быстрорастущей религией на острове является Православное Христианство. Данные за 2011 год зафиксировали более 45 тысяч православных, проживающих в Ирландии. В основном на рост Православия на «изумрудном острове» повлиял массовый приезд в страну жителей постсоветских стран.
Однако, самым поразительным является другое. На данный момент второй по численности в Ирландии после католической, является протестантская вера. Количество протестантов на острове составляет 129 тысяч человек. Тем не менее, по прогнозам специалистов к 2043 году второй по численности религией в стране будет ислам. А это не такой уж и долгий срок.
Впрочем, кризисные явления в ирландском христианстве не идут ни в какое сравнение с тем, что, в этом смысле, происходит в соседней Англии.
«Новая жизнь»
Приметой времени в Англии стали две вещи: снос пустующих церквей и «перепрофилирование» их для новых нужд. То и другое стало возможным из-за дороговизны обслуживания пустующей «церковной недвижимости», даже имеющей историческую ценность. В результате многие из бывших протестантских церквей «обретают новую жизнь» таким способом, который ужаснул бы их основателей.
К примеру, в северном районе Лондона в бывшей церкви открыт паб. В этом помещении с высокими готическими сводами вместо алтаря теперь расположен огромный бар, а там, где когда-то были скамьи, теперь находятся торговые автоматы. Муниципальные власти с энтузиазмом сообщают, что теперь это здание «приносит куда больший доход», ведь если бы это была церковь, то «здесь было бы только два-три человека», а в качестве паба это помещение забито до отказа. Впрочем, они даже проявляют некое почтение к архитектурному памятнику поздней псевдоготики 1902 года, вменив в обязанность арендаторам наблюдать, чтобы посетители кабака «не занимались резьбой на колонах». В самом же «новом предназначении» бывшей церкви они не видят ничего дурного.
И ведь нельзя сказать, чтобы власти не были озабочены тем, что творится с культовыми зданиями. Ни в коем случае! Они даже ввели весьма суровые ограничения, запретив превращать бывшие церкви в секс-шопы, игорные дома и другие подобные заведения. Не обходится, правда, без эксцессов. Некоторое время назад был устроен довольно шумный протест среди некоторых прихожан, причиной которого стала выставка «эротического искусства» в здании одной бывшей церкви, превращенной в картинную галерею. Но подобные случаи в нынешней протестантской Англии — это, скорее, исключение.
Причём, от такого развития событий не застрахована и местная католическая церковь. Тем более, что её правила по «управлению духовной недвижимостью» даже менее строги – судьбу церковного здания решает не национальный комитет, а местная епархия. В итоге, скажем, в Ливерпуле в бывшей церкви Святого Петра расположился ресторан, в котором проводятся различные празднества, в том числе и Хэллоуин.
Но большую часть «утративших актуальность» церковных зданий просто сносят. В итоге, за период с 1969 по 2011 годы англиканская церковь снесла почти 500 церквей. Свыше 1000 церквей потеряли статус святого места из-за продажи или аренды, что принесло 47 миллионов долларов прибыли.
Деньги не малые. Спору нет.
Как скоро Ирландия придёт к тому же самому — вопрос риторический. Точное время здесь вряд ли имеет значение. Важно то, что сам вектор движения всех без исключения стран современной Европы примерно один и тот же. И вряд ли так уж важно, с какой скоростью движется по нему то или иное государство.
Путь в катакомбы
Преподобный Тревор Сарджент, бывший министр церкви Ирландии, не так давно весьма критически высказался о том, что индивидуализм заводит европейские народы всё дальше в ситуацию, где поиск индивидуальной прибыли и комфорта создаёт нарастающий конфликт с общим благом человечества. Этот индивидуализм одинаково разрушителен и для семей, и для планеты. Именно он и является причиной кризиса религии, как духовной скрепы общества отнюдь не только в Ирландии.
И не имеет значения, насколько современное просвещенное христианство идёт в ногу с прогрессом. Насколько оно терпимо к иным точкам зрения и какую широту взглядов оно демонстрирует. В реальности оно проигрывает борьбу за общество точно так же, как её, по факту, проигрывают и все современные идеологические течения — без разницы, правые или левые. Противник в этой почти проигранной борьбе у них у всех один — идеология глобального капитализма, который процветает именно за счёт того, что атомизирует общество. Всё, что идёт в разрез с этой атомизацией, методично и целенаправленно подавляется и отодвигается на периферию общественной жизни. Это приводит к тому, что даже в таких искренне религиозных странах, как Ирландия, быть верующим в полной мере — означает принадлежать к контркультуре. Именно такая ситуация практически сложилась на «изумрудном острове», даже не смотря на то, что 84% его населения до сих пор продолжают называть себя католиками.
Конечно же, по сравнению с большинством других европейских стран, Ирландия ещё как-то держится. Причина этого, в том числе, состоит в исторически сложившемся трепетном отношении ирландцев к собственной идентичности. Как отметил преподобный Найл Колл, «для того, кто серьёзно относится к своей вере, важны глубокие корни в живой религиозной традиции, поскольку они дают ему безопасность и силу быть смиренным и учиться у других, сохраняя при этом собственное наследие и самосознание». Но сколько Ирландия ещё сможет сохранять этот хрупкий «статус кво» - сказать сложно. В Ирландии, как и во всём западном мире, христианство снова возвращается в катакомбы, становится чем-то существующим под поверхностью общества.
Как скоро оно сможет снова выйти из этих катакомб — вопрос отнюдь не только к Ирландии.
Источник
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /