Людмила Николаева: Из демографической «ямы» Россию вытащит Украина? (Россия - Украина) (11.08.2019)
Резервом для пополнения сокращающегося населения России назвал граждан Украины Владимир Джабаров, первый заместитель председателя Совета Федерации РФ по международным делам. Подчеркнув, что «русскоязычная часть украинского населения будет и дальше стремиться к нам».
Очевидно, слова Джабарова можно считать ответом Москвы на недавнее заявление главы МИД «незалежной» Павла Климкина о том, что сейчас в России, оказывается, проживает уже каждый двенадцатый его соотечественник. И если весной прошлого года сей дипломат говорил о твёрдом намерении" Киева вернуть домой из РФ всех своих сограждан, назвав их «самой большой ценностью, заслуживающей свободы, справедливости и благосостояния», то теперь он просто констатировал факт массового бегства соотечественников из собственной страны. Климкин мысленно уже смирился с всё увеличивающимся оттоком населения?По данным Министерства социальной политики Украины, каждый год в поисках работы в другие страны отправляется не менее девяти миллионов ее граждан. Больше всего — русскоговорящих. Из чего логично предположить, что они едут именно в сторону российских пределов.
Но вернемся, так сказать, в родные пенаты. Коллегу Джабарова поддержал другой наш сенатор, член Совета по безопасности верхней палаты парламента РФ Франц Клинцевич. Он сделал акцент на трагических событиях в Донбассе. «Рассуждения о людях Украины как самой большой ее ценности на фоне процессов, которые происходят в этой стране, звучат просто кощунственно, — подчеркнул Клинцевич. — Украинцы перестанут массово бежать из страны, когда закончится гражданская война в Донбассе. Без этого на экономическое возрождение Украины нет ни одного шанса».
При этом оба политика ни словом не обмолвились о том, что будет дальше, после увеличения центростремительного потока с Украины, с самой Россией? Сможет ли она «переварить» миллионы новых жителей, адаптировать их к новой жизни с выгодой для себя и своего населения?
А то, что поток с Украины будет увеличиваться, сомневаться не приходится. Особенно — после подписанного в начале августа 2019 года президентом РФ Владимиром Путинымзакона об упрощенном получении гражданами соседней с нами родственной страны российского вида на жительство. Этот документ максимально расширяет перечень желающих к нам переехать. Теперь это не только жители ДНР и ЛНР. Но и любой гражданин Украины.
В Киеве, к слову, оперативно отреагировали на новое решение Кремля. Украинский политолог Андрей Бузаров, например, не скрывает своего скепсиса. «За счет переселения украинцев власти России пытаются решить многие проблемы, в том числе, хотят выкарабкаться из демографической ямы, — уверен он. — Во внешней политике Путин сможет в очередной раз продемонстрировать, что он не забывает о русскоязычных украинцах и так далее. Правда, при этом он не упоминает, что раздача паспортов не помогает урегулировать конфликт на Донбассе. Напротив, паспортизация осложняет этот процесс. Очевидно, что обезлюдивание страны (Украины — „СП“) в каком-то смысле может быть выгодно Москве».
Есть, похоже, и другая причина в нынешнем решении о тотальной российской паспортизации жажадущих этого граждан Украины. Говоря о возможном росте числа переселенцев в РФ, нельзя не отметить, что на данный момент ситуация-то как раз меняется. С открытием в прошлом году для украинцев «безвиза», те получили возможность свободно передвигаться по Европе, там искать работу и пристанище. Как результат — по данным Росстата РФ за 2018 год, количество мигрантов с Украины сократилось почти в три раза. Лидирующие позиции заняли Таджикистан и Казахстан. Для сравнения: в предыдущие четыре года на первом месте в этом разделе госстатистики была как раз «незалежная».
Это видно, в общем, и, как говорится, невооруженным глазом. В частности — по Ленинградской области. После «майдана-2014» туда хлынули тысячи жителей как с Востока Украины, так и с ее Юга. Да и из центральных регионов соседней страны. Селились, в том числе, в садоводческих домиках, зарабатывая от случая к случаю скромные деньги на частных стройках и сторожами. Недостатка в заказах не было.
Однако с прошлого лета те переселенцы стали активно сниматься «с якоря». Нынешним летом из них в регионе не осталось уже почти никого.
Ваш корреспондент позвонила 60-летнему жителю Ивана-Франковска Василию Оришуку — одному из тех, кто четыре года кряду вместе с пятью товарищами строил, копал, латал, монтировал на дачных участках в Ропше. Дозвонилась не сразу. Оказалось, Василий нынче — в Чехии. Устроился с женой Ганной на каком-то хуторе в 30 км от Праги. Бригада его распалась, разъехавшись по Старому свету — Чехия, Германия, Венгрия. Вернутся ли в наши края?
— А какой смысл? — ответил Василий. — Мы тут евро зарабатываем, а не рубли. И климат лучше, сезон длится дольше.
Есть примеры и другого рода. Когда приезжие «самостийцы» с неплохой выгодой для себя «зарабатывают» на сочувствии россиян и преференциях местных властей. В малые города Ленобласти с 2014-го года приехало несколько тысяч семей. Расселили их — где в пустующих домах, вполне сносных. Где — в монастырских кельях (современная келья, к сведению, вполне приличная комната, разве что удобства в коридоре). Обеспечили бесперебойную гуманитарную помощь, бесплатное медобслуживание. Разрешили «первое время» не работать. Немало тех, кто и до сих пор не работает. И живет непонятно чем.
Однако вернемся к теме. Свою точку зрения на решение об упрощенной паспортизации украинцев в России и его последствиях, равно как и выгоде нашей стране, высказал «СП» Ростислав Ищенко, политолог, глава Центра системного анализа и прогнозирования.
— Нет сомнения в том, что введение упрощенной формулы позитивно воспринято подавляющим большинством тех украинцев, на которых распространяется Указ президента РФ, — считает Ростислав Владимирович. — Понятно, что не все люди, у которых появилась возможность получить российское гражданство, воспользуются ею. Но что таких будет значительно количество, сомневаться не приходится.
При этом не стоит думать, что начнется какой-то массовый исход украинцев в Россию. Если предположить, что упрощенная формула распространяется на 10 миллионов человек, в ближайшие годы место жительство сменят в лучшем случае около пяти миллионов. Но надо понимать, что переселение наших соседей на российские просторы в принципе никак не зависит от нынешнего решения Путина. Бегут они к нам, а также — в Европу не от хорошей жизни. Это нормальная реакция нормальных людей на то, что их страна всё больше сваливается в коллапс.
«СП»: — Вы согласны с теми, кто считает, что массовый переезд украинцев к нам решит проблему «российской демографической ямы»?
— Рассчитывать на это не приходится. Во-первых, Украина оказалась в таком же положении в 1990-х. Как и Россия. Кто не помнит или не знает — это были очень тяжелые и для нас, и для них годы с точки зрения социально-экономической ситуации. Отсюда и резкий спад рождаемости. Его последствия теперь и сказываются: появившиеся на свет именно в тот период россияне и украинцы достигли сейчас детородного возраста. Их самих мало, соответственно, и ими рождаемых.
Причем, в «незалежной» кризис даже глубже. Так что это явно не та страна, которая может оказать нам демографическую помощь. Я вообще считаю, что ситуация в России выправится сама собой естественным путем — лет через 10−15.
«СП»: — Тогда в чем смысл «раздачи гражданства» соседям — чисто гуманитарный?
— И это тоже, конечно. Не чужие все-таки нам люди. Главное же, на мой взгляд, решение таких внутрироссийских проблем, как дефицит рабочих рук. А также заселение всё более пустеющих населенных пунктов в отдаленных от центра нашей страны регионах.
«СП»: — К слову, известно, сколько уже у нас переселенцев, начиная с 2014 года?
— По оценкам украинских экспертов, за пределами их государства — в целом в РФ, ЕС, США, Австралии — сегодня проживает не менее 22 млн. человек, включая уже получивших новое гражданство. Не менее трети из них устроились в России. Если бы они не уехали с Украины, то даже прокормиться дома вряд ли бы смогли. Учитывая экономическое положение государства, сильно подорванное «майданом».
«СП»: — Сколько новых граждан может принять Россия?
— Да сколько угодно! И работой обеспечит. Тем более — мигранты берутся за любую.
В 2014-м в наш приграничный регион (Ростовская, Белгородская, Орловская области) одномоментно выехало порядка двух-трех миллионов украинцев. Немалая их часть осталась потом у нас, рассеявшись по стране. Всем нашлось и место, и дело. Нашлись и желающие осваивать «дальневосточный гектар». На что, кстати, россиян собственная власть никак не может «подбить»…
«СП»: — Потому, что не всё то, что властью обещано переселенцам на Дальний Восток, выполняется.
— В данном случае я исхожу из того, что украинцам, бегущим от бардака у себя на родине, терять нечего. А чем хуже жизненная ситуация у людей — тем менее они требовательны к условиям жизни, трудоустройства. Просто «за паспортами» они бы не поехали. Дальневосточная же «приманка с гектаром» может оказаться для них вполне привлекательной — работать на земле украинцы умеют. Что доказывали веками.
«СП»: — Тогда непонятно, почему Кремль не предложил им этого раньше, когда и «безвиза» с Европой Украина ещё не имела?
— Раньше Россия не была к этому готова. Ведь выдача паспортов миллионам новых людей влечет за собой определенные социальные обязательства. Наиважнейшие из которых — обеспечение жильем, трудоустройство. Да не «где-нибудь и как-нибудь», а в конкретных местах, на развивающихся производствах. Не самый простой вопрос для государства! Как только такая возможность (соцгарантий — авт.) появилась, так сразу была увеличена квота на мигрантов с Украины. Теперь задача помочь вновь прибывающим адаптироваться к нашим законам. Они же тридцать лет жили по иным уставам.
«СП»: — Наша власть перед своим-то населением не всегда обязательства выполняет. Получается, за наш, рядовых граждан, счет будет привечать соседей?
— Так думать неправильно. Жилье получают те, кто работает — от работодателя или съемное, за которое платят сами. Работу — где есть вакансии и т. д.
Источник
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Людмила Николаева