Диакон Илья Маслов: К 10-летию интронизации Святейшего Патриарха Кирилла. Война за традицию (31.01.2019)
Православие: патриарх Кирилл
Десятилетний юбилей интронизации Святейшего Патриарха Кирилла невольно располагает к определенному подведению итогов за этот сравнительно небольшой, но насыщенный период новейшей истории Русской Православной Церкви. Подобный анализ ни в коей мере не является «оценкой» деятельности лично Патриарха Кирилла в качестве главы нашей Церкви (кто я такой, чтобы судить своего Предстоятеля?), это лишь попытка без кликушеского «зилотства», либерального фрондёрства и не менее убогого официозного «славословия» выделить те явления и тенденции, которыми была окрашена наша церковная жизнь за последние 10 лет.
Это попытка назвать, с точки зрения православного традиционалиста и русского патриота, те достижения и поражения нашей Церкви за эти 10 лет, которыми отмечено нынешнее патриаршество. Понимая, что отнюдь не все «плюсы» и «минусы» последнего церковного десятилетия можно безоговорочно приписать «лично» Патриарху, тем не менее, в исторической перспективе о них будут говорить именно как о том, что было «при Патриархе Кирилле». Десятилетний юбилей интронизации Святейшего Патриарха Кирилла невольно располагает к определенному подведению итогов за этот сравнительно небольшой, но насыщенный период новейшей истории Русской Православной Церкви. Подобный анализ ни в коей мере не является «оценкой» деятельности лично Патриарха Кирилла в качестве главы нашей Церкви (кто я такой, чтобы судить своего Предстоятеля?), это лишь попытка без кликушеского «зилотства», либерального фрондёрства и не менее убогого официозного «славословия» выделить те явления и тенденции, которыми была окрашена наша церковная жизнь за последние 10 лет.
Начнем с того, каким видел в декабре 2008 года нового главу Русской Церкви тогда еще Местоблюститель патриаршего престола митрополит Кирилл (Гундяев). Приведем обширную цитату из его тогдашнего интервью информационному агенству «Интерфакс»:
«Я выступаю категорически против любых реформ (в Церкви. – “ИФ”). Более того, думаю, что ни один из 145 архиереев, которые могут быть кандидатами на патриарший престол, не имеют никакого реформаторского зуда», – сказал владыка в понедельник, отвечая на вопросы журналистов в Москве.
Слова очень важные, учитывая тот контекст, в котором формировалось мировоззрение будущего Патриарха – Ленинградские духовные школы, «никодимовщина», ОВЦС, экуменические контакты. В этом смысле на митрополита Кирилла возлагали надежды как на патриарха-реформатора определенная часть российской либеральной элиты, представители обновленческого духовенства и околоцерковная интеллигенция, жаждущая реформации традиционного Православия. Насколько эти надежды оправдались, мы отметим ниже.
Декларация о курсе на традиционализм была сделана еще ярче в интронизационной речи Патриарха Кирилла 1 февраля 2009 года:
«Воспринимаю как особый знак Божий то, что Патриаршая интронизация совершается сегодня, в день памяти святителя Марка Ефесского – дерзновенного защитника и поборника православной веры. Задача Патриарха – не допускать перерастания разномыслий, которым по слову апостола “надлежит быть” (1 Кор. 11:19), в расколы, нестроения и лжеучения»[2].
В этой же речи Патриарх назвал одной из своих приоритетных задач сохранение канонических границ Русской Церкви на всем пространстве «исторической Руси». Как известно, концепт «русского мiра» очень часто связывают именно с Патриархом Кириллом.
Полагаю, что уже с этих первых февральских дней 2009 года патриоты и либералы напряглись по поводу нового патриаршества довольно серьезно. Несколько упрощая, можно сказать, что первые в эйфории от консервативной риторики чаяли дать большой бой либералам и родить фундаментальный проект в духе «Третьего Рима», а последние явно надеялись, что после дежурных и популистских слов про «духовно-нравственные ценности» все пойдет «нормально» – либерально-цивилизованно, эффективно, как обычно, как «договаривались».
Началась схватка, в которой Патриарх Кирилл показал, что голос православных патриотов-традиционалистов он слышит, при этом сама «система» не отказывается от либерально-экуменического курса и постепенной интеграции в «цивилизованный мир».
Церковная «система» сделала ставку на «пластилиновых» спикеров и «идейно нейтральных» функционеров. Символическим выражением зачистки «крайних» стала патриаршая «опала» на идейного вождя либерально-модернистского лагеря околоцерковной оппозиции протодиакона Андрея Кураеваи громкая отставка протоиерея Всеволода Чаплина, на самом высоком официальном уровне озвучивавшего чаяния православно-патриотической общественности. Градус борьбы это только подняло.
В чем, действительно, православные традиционалисты смогли добиться успехов в годы патриаршества Святейшего Кирилла?
1. Был свернут проект Межсоборного присутствия по русификации церковнославянского языка (имеется в виду проект документа «Церковнославянский язык в жизни Русской Православной Церкви XXI века», который был отклонен и не попал для рассмотрения на Архиерейский собор 2013 года)[3]. Русификаторы-«кочетковцы», окопавшиеся в Межсоборном присутствии и в некоторых других общецерковных структурах, не смогли «продавить» языковую реформу богослужения.
Теперь о том, что касается, безусловно, отрицательных явлений нынешнего патриаршего десятилетия внутри самой Церкви.
1. Налицо падение общественного авторитета Церкви. Скандалы вокруг священнослужителей, громкие «антиклерикальные кампании», формирование образа современного священника как «эффективного менеджера», разъезжающего на крутой дорогущей иномарке – всё это не всегда возникает на пустом месте. Людей злит плохо скрываемая связь церковных элит и олигархов, особая «снисходительность» к грехам и порокам «сильных мира сего», боязнь поссориться с «креативным классом» и вопиющее молчание по поводу роста социальной несправедливости. Многие наши соотечественники задаются, например, таким вопросом: как понимать заявляемое часто «неотделение» Церкви от своего народа, когда она в лице своего Патриарха промолчала по поводу несправедливой, грабительской и антинародной «пенсионной реформы»?
Несколькими событиями и тенденциями совсем уж угрожающего характера отметилось нынешнее патриаршество:
1. Гаванская «встреча тысячелетия» обернулась нулевыми достижениями нашей «церковной дипломатии» и очень значительными репутационными потерями Святейшего Патриарха Кирилла среди своей многомилионной православной паствы. Нельзя исключать, что Ватикан ставил перед собой и такую задачу, просчитав все свои выгоды от возможного раскола внутри РПЦ.
Вот таким взглядом (не претендующим отнюдь ни на какую-либо «профессиональную» объективность) можно окинуть десять лет плодотворного, сложного, довольно противоречивого и совсем не безошибочного, но, конечно же, жертвенного предстоятельского служения Святейшего Патриарха Кирилла. Из 10 лет его патриаршества половина уже на сегодняшний день пришлась на военное время – время войны за «русский мiр». В этом характерная черта русского патриаршего служения: уж точно ни один русский Патриарх не был пацифистом.
Многая лета и помощи Божией здравствующему Первосвятителю!
[1] Митрополит Кирилл против церковных реформ // http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=28109
[2] Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла после интронизации 1 февраля 2009 года в соборном Храме Христа Спасителя // http://www.patriarchia.ru/db/text/547287.html[3] http://www.blagogon.ru/news/223/
[4] http://www.blagogon.ru/digest/750/ [5] Святейший Патриарх Кирилл рассказал членам Архиерейского Собора о ходе работы по созданию Катехизиса Русской Православной Церкви // http://www.patriarchia.ru/db/text/5073010.html
[6] http://www.blagogon.ru/digest/678/[7] https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9392
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Диакон Илья Маслов
Источник: http://www.blagogon.ru
Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные
Мф. 7:15
Страницы: [1]