Константин Бабкин: Как избавиться от сырьевой зависимости? (19.11.2018)
На самом деле решение этой проблемы назрело не только внутри страны, но ожидаемо и нашими международными партнерами.
Рассмотрим, что мешает перерабатывать сырье в высокотехнологичную продукцию сегодня и как можно и нужно эти проблемы решать? На примере взаимоотношений российских машиностроителей и российских же металлургов.
Основной принципРассмотрим, что мешает перерабатывать сырье в высокотехнологичную продукцию сегодня и как можно и нужно эти проблемы решать? На примере взаимоотношений российских машиностроителей и российских же металлургов.
Важно, чтобы машиностроители и металлурги работали в одной упряжке. Если будет развиваться машиностроение, то будет стабильный спрос у металлургии. И важно, чтобы мы не только развивали свою кооперацию, но и посылали одинаковые или схожие посылы в адрес Правительства. Сейчас это не так.
Цены на металл внутри России дороже, чем для экспортных поставок
При этом на внутренний рынок продукция металлургии поставляется стабильно по более высоким ценам, чем на внешний рынок. Эта политика, которая длится годы и носит очень стабильный характер, подрывает конкурентоспособность нашего машиностроения, тем самым сужает рынок для металлургии.
Цены в рублях за тонну на внутренний рынок и экспорт:
Если мы не исправим эту ситуацию, не повернем ее наоборот, не сделаем так, чтобы металл российского производства на российском рынке стоил значительно дешевле, чем на мировом рынке, то мы не добьемся ни развития машиностроения, ни в целом развития экономики нашей страны.
Есть шутка…
У коллег-машиностроителей есть такое мнение, как образуются цены на металл на внутреннем рынке. Берутся цены на бирже в Роттердаме, к ним добавляется доставка металла из Роттердама до России. И вот получите российскую цену на российский металл.
В долгосрочном плане, если мы говорим о развитии спроса на металлургию, о предсказуемости развития, то, конечно, это не очень дальновидная политика.
Металлургов еще и больше всех поддерживают
Металлурги являются столпами РСПП, не скажу, что самой, но одной из влиятельных лоббистских организаций нашей страны, и пользуются всегда вниманием со стороны Правительства. И несмотря на свою сверхприбыльность на фоне других отраслей, всегда пользуются приоритетной поддержкой.
$4,5 млрд. АО «РУСАЛ», $1,5 млрд. ПАО «Мечел», $1,8 млрд. EVRAZ Group
Тут показано, что в 2008 году, когда был кризис, помощь со стороны государства металлургическим предприятиям исчислялась миллиардами долларов, что сравнимо, например, с поддержкой всего сельского хозяйства страны. Поддержка одной компании сравнима с затратами на поддержку всего сельского хозяйства в России. Это вызывает вопросы, адекватна ли эта политика: самая масштабная поддержка самых прибыльных предприятий?
Все другие отрасли приносятся в жертву
Металлурги, по крайней мере некоторые из них, являлись активными лоббистами вступления России в ВТО, причем на тех условиях, на которых мы вступили.
При вступлении в ВТО мы обязались радикально снизить защитные меры по многим отраслям машиностроения и другим отраслям промышленности. Таким образом, при вступлении в ВТО пострадало наше машиностроение.
Выиграла ли металлургия после вступления в ВТО? Почему-то надеялись, что вступление в ВТО откроет рынки для российского металла. Мы – ТПП и Ассоциация Росагромаш (с 2017 – Ассоциация Росспецмаш) – предупреждали, что этого не произойдет, что вас как ограничивали, так и будут ограничивать на внешних рынках. Собственно, это и было подтверждено. После вступления в ВТО через некоторое время были начаты расследования, ограничения на поставку российского металла на американский рынок, на другие рынки. Сейчас развивается американский рынок алюминия.
И уже один из инициаторов этого вступления Мордашов начал говорить, что в ВТО и процедуры не такие, и организация неэффективная, может быть, мы зря туда вступили. Это еще одна иллюстрация того, что металлурги заботятся об узковедомственных интересах, причем это делают недальновидно.
Я уже сказал, после вступления в ВТО металлургическая отрасль начала проседать. Но при этом отрасль специализированного машиностроения, благодаря усилиям Минпромторга, благодаря усилиям Торгово-промышленной палаты... Нам удалось минимизировать негативные последствия вступления России в ВТО, и машиностроение худо-бедно развивается. Не благодаря, а вопреки некоторым лоббистским усилиям наших коллег.
Эксклюзивные условия и металлурги расслабились
Эта политика по краткосрочному отстаиванию интересов металлургии приводят к следующим негативным последствиям:
1. Высокая ресурсоёмкость и низкая экологичность производства;
2. Износ основных фондов (60 - 70% по отрасли);
3. Устаревшие технологии производства (мартеновский способ производства стали - до 20% от общего выпуска);
4. Централизация капитала (12 крупнейших компаний занимают более 3/4 рынка);
5. Ориентация на экспорт крупнейших металлургических предприятий в ущерб внутреннему рынку);
6. Низкая инвестиционная активность в отрасли.
Несмотря на высокую рентабельность, которая длится много лет, в металлургии у нас высокая ресурсоемкость, низкая экологичность, износ основных фондов на 60-70% по отрасли, устаревшие технологии, очень сильная централизация капитала и монополизация. Ориентация в основном на экспорт. И низкая инвестиционная активность в отрасли.
Статистика показывает, что в целом металлургия, несмотря на такую влиятельность и поддержку, у нас не является локомотивом экономики, к сожалению.
Российские машиностроители вынуждены покупать металл за рубежом
Мы провели опрос среди членов Ассоциации Росспецмаш и представителей отраслей специализированного машиностроения. 60% руководителей предприятий отметили низкое качество продукции металлургии. Низкий ассортимент отметили более 50% промышленных предприятий. Высокая цена важна для четверти опрошенных. Хотя это удивительно низкая цифра. Сейчас коллеги будут выступать. Высокая доля брака, неудобная серийность и условия поставки. Отсутствие российских аналогов по некоторым видам металлургической продукции, то есть низкий ассортимент.
Спрос на качественный металл в России будет расти
Тем не менее, машиностроение развивается благодаря некоторым мерам поддержки со стороны Правительства. И главное - будет развиваться. У нас есть стратегия развития специализированного машиностроения, утвержденная Правительством Российской Федерации. Мы должны удвоить объемы производства к 2030 году и увеличить долю рынка в полтора раза по сравнению с современным состоянием. И сильно увеличить экспорт: по сравнению с 2017 годом в восемь раз.
Сбудутся ли эти прогнозы, эти цели – это пока загадка. Это все зависит от работы предприятий, от действий Правительства и от кооперации между металлургией и машиностроением.
Если в России металл будет стоить дороже, чем на тех рынках, куда экспортируются наши машины, то нам трудно будет показать свою конкурентоспособность.
Какие же предложения?
Предложение состоит в том, чтобы все-таки не тянуть телегу в разные стороны, а объединить наши усилия. В каком плане?
Так вот, предложение состоит в том, чтобы объединить усилия, не тянуть телегу в разные стороны, а выстроить единую, понятную общую политику, нацеленную на развитие целого металлурго-машиностроительного комплекса.
Как могла бы выглядеть эта политика?
Первое, приоритизация внутреннего рынка над внешними рынками реализации поставок металлопродукции. Наверное, речь идет о повышении экспортных пошлин на металл. Металлурги скажут: вы предлагаете нас ограбить, тормозить экспорт... Как известно, у помощника президента Белоусов даже недавно появилось желание изъять полтриллиона рублей у металлургов и направить на какие-то благие цели, на развитие машиностроителей в частности.
Политику надо корректировать. Наверное, экспортная пошлина могла бы сыграть какую-то свою роль. Но мы предлагаем не ограбить металлургов, мы предлагаем не изъять даже у них деньги. Мы предлагаем стимулировать их инвестировать в Россию.
Более того, мы предлагаем увеличить рентабельность и доходы металлургии. Каким образом? Мы должны все вместе влиять на наше Правительство. Мы должны стимулировать его не повышать налоги, в частности НДС, как это произошло в этом году. Мы должны стимулировать Правительство сделать налоговую политику стимулирующей.
Например, с помощью налогового обратного маневра сделать более дешевым электричество, более дешевым энергоресурсы, снизить НДС, вернуть инвестльготу по налогу на прибыль. То есть, снизить нагрузку на предприятия, которые осуществляют модернизацию и движение вперед.
Дальше, мы должны влиять на Центробанк. Мы должны говорить о том, что такая супержесткая денежно-кредитная политика не нацелена на развитие. Большие инвестиции осуществляются в кредит. Стоимость кредита критически важна для развития и машиностроения, и металлургии. И если бы ключевая ставка была бы 1,5%, 0,5%, как в развитых странах, то мы могли бы активнее и быстрее развиваться.
И внешнеторговая политика должна иметь протекционистский характер и стимулировать спрос на сырье здесь, в России.
Со стороны металлургов мы не слышим ни критики денежно-кредитной политики, ни критики налоговой политики. А внешнеторговая политика, я вижу, нацелена на глобализацию и подавление машиностроения. Наверное, это не самая дальновидная политика. Мы это видим. Оборудование у металлургов все импортное. , Соответственно, нестабильность заказов и нестабильность цен, которые колеблются одновременно с колебаниями мировой конъюнктуры.
А вот эта политика, если мы могли бы договорится, могла бы выстроить долгосрочные условия, нацеленные на движение вперед не только отдельно взятых отраслей, но и всей нашей страны.
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5bed3cadaf034d00aa54cd9f/kak-izbavitsia-ot-syrevoi-zavisimosti--5bed59b62f34f400ab4b48fb?&from=channel